ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Понедельник, 23 декабря, 2024 05:53

Трудности восточной переориентации: на лесном совете Поморья подвели итоги 2023 года для ЛПК


Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото dvinanews.ru и из архива редакции | 11.01.2024 15:52:44
Трудности восточной переориентации: на лесном совете Поморья подвели итоги 2023 года для ЛПК

Текущее положение дел в лесопромышленном комплексе Северо-Запада, а также действенность мер государственной поддержки отрасли обсудили на заключительном в 2023 году заседании лесного совета в Правительстве Архангельской области. В нём приняли участие представители федеральных и региональных профильных ведомств, ведущие предприятия Поморья и депутаты разных уровней.


«Были близки к катастрофе»

Уже второй год региональный лесной совет работает практически как штаб по обеспечению устойчивости лесопромышленного комплекса Поморья. После введения санкций со стороны западных стран большая часть традиционных рынков сбыта продукции ЛПК одномоментно стала недоступна. Особенно это отразилось на лесопромышленниках Северо-Запада, которые в силу отдалённости от восточных рынков сбыта не могли быстро и эффективно перестроить свои логистические цепочки.

«Был период, когда лесопромышленный комплекс находился в ситуации, близкой, простите за это громкое слово, к катастрофической. Но благодаря тем решениям, которые были приняты в том числе по итогам визита в наш регион в феврале 2023 года Президента России Владимира ПУТИНА, мы сегодня можем констатировать, что в целом ситуация выправляется», – отметил на заседании лесного совета губернатор Архангельской области Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ.

les_sovet_12_23.jpg

Тем не менее, по оценкам Министерства промышленности и торговли РФ, на Северо-Западе производство лесопромышленной продукции сократилось на 8,5%, а экспорт – на 29%.

«Северо-Запад наиболее пострадал. Официальные цифры пока имеют отрицательные значения. При этом ни одна компания не закрыта, за исключением отдельных малых и средних лесозаготовительных предприятий», – подчеркнул заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег БОЧАРОВ.

Снижается доля лесопромышленного комплекса в налоговых доходах бюджета Архангельской области. В частности, по деревообработке сальдированный финансовый результат имеет минусовое значение. Чуть лучше ситуация по лесозаготовке, но по сравнению с показателями 2022 года падение показателей существенное.

«С прибылью сегодня работают предприятия целлюлозно-бумажной промышленности. По итогам 9 месяцев этого года по лесозаготовке уровень составил 28%, по деревообработке – 83%», - уточнил министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Игорь МУРАЕВ.

ilim_paper.jpg

В то же время прогнозы обнадёживают: в 2024 году объём отгрузки продукции деревообработки в стоимостном выражении планируется увеличить до 122% к уровню 2022 года. Ожидается, что на 8% увеличится производство пиломатериалов, фанеры – на 10% и топливных гранул – в 2,5 раза. Также ожидается рост объёмов производства товарной целлюлозы.

Сделать логистику дешевле

На заседании лесного совета оценили эффект уже принятых решений по поддержке отрасли. По информации Минпромторга РФ, одной из самых действенных мер стало предоставление логистической субсидии.

«Благодаря решению Правительства России, выработанному на лесном совете, предельный размер транспортной субсидии на одно предприятие был увеличен с 300 до 500 миллионов рублей. В этом году наши компании смогли воспользоваться суммой, вдвое превышающей размер субсидии в прошлом году: 1,4 миллиарда рублей», – напомнил Александр Цыбульский.

Кроме того, с 2023 года лесопромышленники стали получать субсидии на транспортировку своей продукции через порты Северо-Запада России. Этой мерой поддержки воспользовались восемь предприятий Архангельской области. Суммарный размер компенсации составил 838,4 млн рублей.

«Субсидии помогли поддержать не только лесопромышленный комплекс Северо-Запада, но и деятельность наших портов, которые тоже оказались отрезаны от большей части грузопотока, что традиционно проходила через эти логистические центры», – уточнил Александр Витальевич.

sudno_shanhai_2.jpeg

Добавим, что в этом году в Архангельске загрузили первое судно в Шанхай. Из столицы Поморья по Северному морскому пути было отправлено более 300 контейнеров с пиломатериалами. Ожидается, что перевозки грузов между Россией и Китаем станут регулярными. Тем более что китайские производители мебели проявили интерес к продукции лесопромышленных предприятий нашего региона и готовы приобретать в Архангельске до 1 млн кубометров пиломатериалов в год.

«У нас есть несколько примеров начала использования Севморпути в качестве основного маршрута доставки продукции лесопромышленного комплекса. Этой возможностью воспользовались ГК «Титан», «Лесозавод 25» и Группа «Илим». Я предлагаю вам активнее отправлять свою продукцию по Северному морскому пути, – подчеркнул глава региона, обращаясь к лесопромышленникам. – Чем больше контейнерных грузов пойдёт по Севморпути, в идеале через порт Архангельск, тем больше возможностей для развития региона вы сейчас заложите. К тому же чем выше грузооборот, тем меньше издержек будут нести компании».

Инвестиции растут, но…

Поддержку лесопромышленники получают и благодаря реализации приоритетных инвестиционных проектов. Как было отмечено на заседании, кроме проектов, которыми уже много лет никто не занимался, ни один не был оставлен. Более того – на Северо-Западе в реестр включено 12 новых проектов, что демонстрирует неугасающий инвестиционный потенциал отрасли.

В Архангельской области вложения в лесную отрасль вновь стали расти. Инвесторы вернулись к своим программам. Сегодня в Архангельской области реализуются пять крупных инвестиционных проектов: АЦБК, Онежского ЛДК, УЛК, компаний «Регион-лес» и «Вудкомпонент».

ulk_lesovoz.jpg

Однако с некоторыми проектами возникли заминки. Речь идёт о двух приоритетных проектах ООО «Регион-лес» и Группы компаний «УЛК», которые были временно заморожены. Лесопромышленные предприятия столкнулись с проблемой неисполнения контрактных обязательств со стороны иностранных поставщиков технологического оборудования и техники.

«Сейчас корректируем действующий инвестиционный проект. Изменения связаны с заменой оборудования и графика капитальных вложений, – пояснил генеральный директор ООО «Регион-лес» Дмитрий ГВОЗДЕВ. – До сих пор не решился вопрос с возвратом эстонской стороной аванса за оборудование в размере 1,8 миллиона евро. Мы долгое время вели переговоры, но по факту только теряли время. В отношении поставщика идёт претензионная работа, готовим иск в суд Стокгольма».

Запрос на кадры

Своим видением ситуации поделились представители крупных лесопромышленных предприятий Архангельской области, в их числе – Группа «Илим».

«В целом предприятие работает в штатном режиме, все мощности загружены на 100%, но имеет место неоптимальная загрузка, связанная с дефицитом заказов на высокограммажную продукцию, – рассказал директор филиала Группы «Илим» в Коряжме Сергей КРИВОШАПКИН. – В целом внутренний рынок стабилизировался, а внешний – в основном это Юго-Восточная Азия, Китай – пока нестабилен, местами он даже падающий. В остальном предприятие функционирует в рабочем порядке». les_sovet_1223_ilim.jpg

Импортозамещение также идёт своим темпом, однако сохраняется дефицит сервисного обслуживания спецоборудования, которым ранее занимались иностранные бренды. По оценкам Группы «Илим», российские предприятия пока не могут предоставить подобные услуги.

«Особое внимание хотелось бы уделить проблеме текучести кадров. По сравнению с 2022 годом она увеличилась вдвое: с 4% до 8%», – подчеркнул Сергей Николаевич.

Как отметила ректор Северного Арктического федерального университета им. М. В. Ломоносова Елена КУДРЯШОВА, проблемы с кадрами для лесной отрасли в регионе действительно есть.

«В Архангельской области сложилась устойчивая система подготовки специалистов для традиционной отрасли, но многих выпускников школ и их родителей сложно убедить в необходимости получения рабочей специальности. Поэтому предлагаем создать консорциум «ЛПК будущего». В его состав могут войти представители организаций среднего профессионального образования, САФУ, предприятий лесной отрасли и региональных министерств. Это позволит качественно вести профориентационную работу, оперативно решать вопросы подготовки кадров для наших предприятий, используя возможности не только основных образовательных программ, но и системы повышения квалификации и переподготовки кадров», — считает Елена Владимировна.

Глава региона предложил отдельно обсудить меры развития кадрового потенциала, связать уже реализующиеся инициативы в этой сфере в единую систему.

Проблемы с РЖД сохраняются

Руководитель предприятия «Регион-лес» обозначил проблему нерентабельности лесозаготовки.

«По итогам девяти месяцев работы показатели реализации круглых лесоматериалов леспромхозами группы в натуральном выражении сократились на 25%, а в стоимостном – на 29% к аналогичному периоду 2022 года. Низкая востребованность и цена на дровяную и хвойную балансовую древесину делают практически нерентабельным процесс лесозаготовки, – подчеркнул Дмитрий Гвоздев. – В целом консолидированная выручка ГК «Регион-лес» от продажи круглых лесоматериалов и продукции лесопиления сократилась на 27%. Однако самый острый вопрос – реализация низкосортной древесины, которая раньше использовалась в качестве сырья при производстве пеллет для теплогенерирующих компаний Европейского союза. Внутренний спрос на топливные гранулы пока крайне мал».

les_forvarder.JPG

Также у лесопромышленников сохраняются проблемы с РЖД при отправке контейнерных поездов и платформ в восточном направлении.

«Совсем недавно РЖД проинформировала экспедиторские компании, с которыми мы работаем, об отказе в приёме контейнерных поездов с продукцией комбината и «Лесозавода 25» в направлении дальневосточного полигона – КНР. Подвижной состав переориентирован на перевозку каменного угля по тому же направлению. То есть у нас перестали брать контейнерные поезда», – рассказал генеральный директор АО «Архангельский ЦБК» Дмитрий ЗЫЛЁВ.

Кроме того, в наш регион приходят железнодорожные платформы практически с исчерпанным ресурсом.

«Железная дорога их бракует, соответственно – загружать их мы уже не можем. По нашим данным, более 17% платформ приходит уже с исчерпанным пробегом. У «Лесозавода 25» процент меньше. Но в целом ситуация такая же. На наш взгляд, эти проблемы общие для всех предприятий ЛПК и их необходимо решать совместно», - добавил Дмитрий Игоревич.

Стать драйвером развития ЛПК

Работа по донастройке мер поддержки отрасли будет продолжена, отметили в Минпромторге РФ. Кроме того, на федеральном уровне корректируются стратегические подходы к развитию экономики всего лесопромышленного комплекса страны.

«Существующие внешние вызовы требуют купирования на уровне изменения принципиальных подходов к экономике ЛПК. С представителями предприятий мы достаточно плотно обсуждаем этот вопрос на протяжении последних четырёх месяцев. Сейчас активно занимаемся созданием рабочей группы по трансформации лесной промышленности. Думаю, уже в начале следующего года будем готовы начать проводить публичные встречи с участниками отрасли в рамках работы этой группы», – сообщил заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров.

les_doski.jpg

Также по этому направлению в Государственной Думе ведётся законодательная деятельность.

«Вместе с группой сенаторов и депутатов внесли в Госдуму законопроект о лесных дорогах. Он поможет регламентировать строительство и содержание дорог, которые строят сами компании в лесу. Документ отправлен в регионы для сбора отзывов, – подчеркнул заместитель председателя комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Александр СПИРИДОНОВ. – Ведётся работа по вопросу повышения ставок аренды на лесные участки. Не так давно проводили экспертный совет, по результатам которого вышли на конкретные предложения по изменениям постановления правительства».

Прорабатываются и другие инициативы не только в Госдуме и Минпромторге, но и на уровне регионов. В частности, предложения лесопромышленников по стабилизации отрасли регулярно выдвигает Архангельская область.

«Сейчас нужно думать о будущем, ведь с точки зрения качества ресурсов, технологий, концентрации человеческих ресурсов, профессионализма именно Северо-Запад России может стать основным драйвером развития ЛПК всей страны на ближайшие десятилетия», - резюмировал Олег Бочаров.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей