ИЛИМ
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Суббота, 29 июня, 2024 16:53

СРЗ «Лайский док»: большая история в новом развитии


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото Алексея Липницкого | 04.06.2024 14:30:06
СРЗ «Лайский док»: большая история в новом развитии

Предприятию с самой большой историей в нынешнем Приморском округе Архангельской области – судоремонтному заводу «Лайский док» – исполнилось 117 лет. Сегодня трудно поверить, что завод, построенный по заказу товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства, вводили в эксплуатацию ещё при Николае Втором – в 1907 году. Кстати, его именем назывался первый пароход, вошедший в док…


Сегодня «Лайский док» – современное судоремонтное предприятие, одно из ведущих в нашем регионе. Завод обслуживает около 140 судов в год, которые доставляют грузы в районы Крайнего Севера, работают на ледовых переправах в межсезонье, обеспечивают пассажирскую навигацию на Северной Двине. А ещё завод строит суда – к примеру, в прошлом году для речников был построен грузовой буксир «Капитан Осипов».

30 мая мы побывали в Лайском доке, чтобы поздравить коллектив и больше узнать о текущей работе предприятия и перспективах его развития. По территории нас провёл заместитель генерального директора ООО «Лая-Девелопмент» по общим вопросам Сергей ШАНИН.

Рабочий день рождения

Лайский судоремонтный завод – единственное в Архангельской области предприятие этого профиля, имеющее сухой док. Сейчас в нём стоят буксир «Моржовец» Архангельского морского торгового порта и двое его «коллег» – «Борей» и «Муромец» компании «СМК». Всего же на площадке единовременно в работе около 20 судов, и это не пик загрузки.

Как рассказал Сергей Владимирович, эти буксиры «СМК» пришли в Лайский док после трудового сезона на кегостровской и других архангельских линиях. Скоро им в море, перед этим требуется профилактический осмотр, а по результатам дефектации, скорее всего, и текущий ремонт. А «Моржовец» – уже третье судно, которое принято заводом на докование в партнёрстве с Архангельской РЭБ флота.

«Наши основные заказчики – Северная морская компания и Архангельский речной порт. Но мы принимаем и суда других компаний, готовы это направление расширять. В прошлом году нами были отремонтированы буксир «Толбухин» Росморпорта, судно «Двина». Сейчас с АМТП идут переговоры по поводу ещё одного буксира, а РЭБ флота ожидает два больших сухогруза с кранами, один из которых, как планируется, придёт к нам. Размеры сухого дока позволяют. Наши специалисты обеспечивают комплексный ремонт, весь спектр необходимых работ, с высоким качеством и гарантией», – пояснил Сергей Шанин.

lay_dok_2024_5.jpg

Ещё один ключевой аспект – постоянная модернизация производственных мощностей предприятия, обновление цехов и оборудования, повышение производительности труда. Это чувствуют и заказчики-судовладельцы – по срокам и стоимости ремонтов, которая по сравнению с другими площадками ниже на 15-20%. К слову, такие же преимущества отличают Архангельскую РЭБ флота.

На выходе из сухого дока нас – гостей – ждало настоящее чудо: огромные клёпаные ворота, свидетели начала истории предприятия. Эти ворота, через которые док наполняют водой на время захода судов (затем его осушают для проведения работ), изготовили на Бутырском заводе аж в 1905 году. Однако, по словам Сергея Шанина, раритет и по сей день – сама надёжность, менять его нет никаких причин.

На акватории у причала стоял ещё один буксир с красивым названием «Пассат». А «речных трамвайчиков» на площадках предприятия сейчас, конечно, нет – все на маршрутах. Напомним, что на Лайском судоремонтном заводе проходит ежегодное обслуживание пассажирский флот Архангельского речного порта. И именно здесь проводилась полная реновация теплоходов «Аквамарин», «Сапфир», «Москва‑124», точнее – на базе металлических корпусов были построены новые суда с современной технической начинкой и навигационным оборудованием.

lay_dok_2024.jpg

Необходимо отметить, что у Лайского дока есть собственное конструкторское бюро, где создаются подобные проекты. Построенный в прошлом году грузовой буксир «Капитан Осипов» – современное судно с мощным двигателем, имеет прекрасные ходовые характеристики и может работать до глубокой осени, даже среди битого льда.

Кроме того, Лайский судоремонтный завод – одно из немногих предприятий, имеющих свою лабораторию, аккредитацию для поверки контрольно-измерительного оборудования. Лаборатория калибровки и испытания позволяет калибровать судовое измерительное оборудование без привлечения сторонних организаций. Проводят специалисты Лайского дока и вибродиагностику.

«Немаловажно, что наши бригады могут выезжать на суда для ремонта и калибровки. Для заказчиков это существенная экономия времени и средств – не нужно «загонять» суда в док. В навигацию у всех очень напряжённый график работы и любой простой на ремонте оборачивается серьёзными финансовыми затратами», – добавил собеседник «БК».

Модернизация производства

Строительство нового здания с административными и производственными помещениями токарно-слесарного цеха – на месте пострадавшего от огня в конце 2022 года – практически завершено. Кстати, как уточнил Сергей Шанин, работы здесь возобновились сразу после тушения пожара и не останавливались ни на один день. Сейчас о происшествии уже ничего не поминает, напротив, условия труда для работников кардинально улучшились. Это заметно во всём – от организации рабочих мест до пока пустующих раздевалок и душевых, куда нам тоже разрешили заглянуть.

О больших планах по модернизации производства в целом нам рассказал заместитель генерального директора ООО «Лая-Девелопмент» Александр КУЗНЕЦОВ.

«В 2024 году начнётся строительство цеха плазменной резки металла – эта современная технология обеспечивает высокую скорость производства работ, экономию материала и точность выпуска изделий для судоремонта и судостроения. Также планируется строительство нового малярного цеха. Для понимания приведу аналогию: некоторые детали на судне требуют такой же тщательности, виртуозности покраски, как на дорогом автомобиле. Ну и сам процесс достаточно сложный: малярам нужно создать наилучшие условия по освещённости, вентиляции помещений и другим параметрам», – пояснил Александр Васильевич.

А в планах на 2025 год – строительство нового КПП. Это также связано с расширением производства: нужен более удобный въезд для большегрузных машин. Само здание контрольно-пропускного пункта осталось с советских времён, поэтому будет отстроено заново и в более удобном месте.

Сейчас на предприятии ведётся строительство нового электроцеха, столярных и плотницких мастерских, проводится реконструкция механического и токарного цехов. Закупаются оборудование и станки.

lay_dok_2024_2.jpg

В отличие от многих других производств, западные санкции не оказали существенного влияния на работу самого Лайского судоремонтного завода. Чего не скажешь о приходящем на ремонт флоте: многие суда зарубежной, чаще всего немецкой постройки, поэтому у специалистов появилась новая задача – подбирать аналоги, а то и создавать с нуля детали и целые механизмы.

«Растёт количество судов у компаний-партнёров, соответственно увеличивается и загрузка нашего предприятия. Сегодня Лайский док обслуживает до 140 единиц плавсредств ежегодно – это пассажирские суда, морские и речные буксиры, баржи, плавкраны. Объёмы инвестиций на ближайшие годы действительно запланированы большие. Но мы видим перспективы и стараемся изобретать, строить, развиваться. Предприятия, которые хотят быть конкурентоспособными, развиваются вместе со временем», – подчёркивает генеральный директор ООО «Лая-Девелопмент» Константин КУЗНЕЦОВ.

От молодёжи – до ветеранов

В общей сложности в коллективе предприятия около 150 человек: это специалисты из Архангельска, Северодвинска и Приморского округа. В честь 117‑летия Лайского судоремонтного завода многие из них получили почётные грамоты и благодарности от руководства предприятия и администрации Приморского округа.

«Мы заботимся не только о соблюдении сроков и качества работ: условиям труда на предприятии всегда уделялось большое внимание. На заводе трудятся первоклассные судокорпусники, сварщики, электромеханики, токари, электрики – спектр профессий широкий. При этом судоремонт и судостроение – сфера сложная, требующая хорошей и профессиональной подготовки, и физической отдачи, поэтому мы бережём трудовой коллектив. Для работников организована доставка на работу и домой. В этом году выполнены капитальный ремонт и комплексное оснащение бытовых помещений. Всё это играет очень важную роль в организации рабочего процесса, привлекает на предприятие молодёжь. Сегодня комфорт и безопасность на производстве – одна из основных составляющих в мотивации работников», – уверен Константин Кузнецов.

lay_dok_2024_1.jpg

Как и многие предприятия, Лайский судоремонтный завод ощущает недостаток квалифицированных кадров. Частично этот вопрос решается активным сотрудничеством с учебными заведениями, в первую очередь – с Архангельским техникумом водных магистралей им. С. Н Орешкова. На заводе всегда много учащихся, которые проходят практику, некоторые из них впоследствии остаются работать на предприятии.

Очень трогательным на церемонии вручения благодарностей и грамот стало выступление Зинаиды САЛЬНИКОВОЙ – председателя совета ветеранов Лайского дока: «Отрадно, что все эти 117 лет предприятие не меняло профиля своей работы – оставалось судоремонтным и судостроительным. Здесь работали наши отцы и матери, братья и сёстры, мы сами отработали по сорок лет и очень хотим, чтобы у вас, молодые ребята, которых сегодня много, всё было хорошо, чтобы Лайский док развивался!» – отметила Зинаида Петровна.

lay_dok_2024_4.jpg

Действительно, в Лайском доке сложились целые трудовые династии. И сам посёлок был построен предприятием и для предприятия. Сегодня судоремонтный завод продолжает помогать не только совету ветеранов (который сейчас, к слову, создаёт музей его истории), но и всем жителям, участвуя в различных проектах по благоустройству, организации праздников. К примеру, сейчас к 80‑й годовщине Победы в Великой Отечественной войне с участием основного местного работодателя готовится проект по реконструкции обелиска Славы. Впоследствии в его окрестностях появится сквер Победы.

«Мы находимся на одной территории, добрые и результативные отношения помогают развиваться предприятию и улучшают качество жизни в самом посёлке Лайский Док», – подчёркивает Константин Кузнецов.

…В 2027 году Лайский судоремонтный завод отметит своё 120‑летие, а пока дата не круглая, и 30 мая к часу нашего отъезда на предприятии ещё продолжался обычный рабочий день.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей