ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Понедельник, 23 декабря, 2024 22:41

Инвестиции: почему замороженные?


Кристина СТРЕКИНА, юридическая компания «Гудков, Корельский, Смолярж» | 21.06.2013 11:22:00

Бизнес на Севере поставлен в неравные условия по сравнению с другими регионами России. Здесь не только дорогая энергия, высокие транспортные издержки, но и так называемые «северные» льготы.  Районные коэффициенты и надбавки за работу в условиях Крайнего Севера ведут к удорожанию любого проекта, особенно инвестиционного. Привлечь инвесторов налоговыми льготами, конечно, можно, только пока соседи Архангельской области (хотя не такие уж «северные») преуспели в этом вопросе гораздо больше.

В начале июня в Архангельске прошел IV юридический форум «Белые ночи». В этом году он не только мигрировал из юридической столицы России — Санкт-Петербурга, но и приобрел приставку «инвестиционный». Главной темой был заявлен  «Белкомур» - строительство железнодорожной магистрали, связывающей Урал с Белым морем.

Никто не оспаривает важность для развития региона этого масштабного проекта, но реализовать его будет весьма сложно, если инвестиционный климат в Архангельской области не потеплеет. 

«О перспективах проекта «Белкомур» говорят уже порядка ста лет. Даже если удастся добиться финансирования и придут крупные инвесторы, средний и малый бизнес Архангельской области будет не столь активен, потому что поставлен в неравные условия перед другими регионами. Помимо недостаточно развитой правовой базы, почти не применимых на практике региональных налоговых льгот, бизнесу преграждает путь наследие Советского Союза – так называемые «северные» льготы», - озвучил трудности формирования благоприятного инвестиционного климата в Архангельской области партнер форума «Белые ночи», юрист, депутат Архангельской городской Думы Максим КОРЕЛЬСКИЙ.

Этот вопрос актуален и потому, что реализация проекта «Белкомур» и связанного с ним строительства нового глубоководного района порта будет основана на механизмах государственно-частного партнерства, причем основной вклад должны сделать именно частные инвесторы, а не государство.

Шкала упущенных возможностей

«В рамках действующего законодательства существуют некоторые барьеры, которые не позволяют нам формировать здоровый климат для привлечения средств на развитие экономики Поморья», - заявил журналистам губернатор Архангельской области Игорь ОРЛОВ. Но только ли «некоторые барьеры» мешают региону отбросить ярлыки рейтингов инвестиционной привлекательности: «пониженный потенциал - умеренный риск», социально-экономическое положение «хуже среднего», доля прибыльных предприятий менее 50%?

Архангельск не вошел в тридцатку лучших городов для бизнеса по версии Forbes. Эксперты отдали предпочтение нашим соседям: Мурманску и Череповцу. В перечне приоритетных инвестиционных проектов в СЗФО, который составил Минрегион, Поморье тоже не значится.

За семь лет с момента вступления в силу закона об особых экономических зонах (ОЭЗ) в России создано 24 «оазиса» для инвесторов. К проектам, ориентированным на развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных производств и улучшение транспортной инфраструктуры, добавилось столь важное направление, как переработка полезных ископаемых.

По данным на конец декабря 2012 года, в особые экономические зоны России привлечено более 340 инвесторов из 23 стран мира. Объем заявленных резидентами инвестиций превысил 400 млрд рублей. Свыше 91 млрд рублей направлено из федерального бюджета. Консолидированные налоговые отчисления выросли за год на 74% и составляют уже 6,9 млрд рублей.

Помимо государственных субсидий, льготных ставок кредитования, пониженной ставки на оплату коммунальных услуг и платы за аренду, резиденты ОЭЗ имеют налоговые льготы (платежи в фонды — 14%, десятилетние «каникулы» по налогам на имущество, землю, налог на прибыль — 13,5%).

Кому приходилось сталкиваться с процедурой растаможивания оборудования или электроники в России, тем понятен еще один плюс экономических зон - беспошлинный ввоз оборудования и материалов для собственного потребления.

В то же время, как показывают результаты исследования Счетной палаты и независимые оценки, потенциал российских ОЭЗ пока полностью не реализован. Правительство РФ собирается и дальше развивать практику создания особых экономических зон. Но в Архангельской области за 12 лет не появилось ни одного подобного «оазиса» для инвесторов. И планов заявиться для участия в отборе регион пока не озвучивает.

Не попало Поморье и в перечень из 20 субъектов страны, где можно открыть зоны территориального развития (ЗТР). Согласно закону, государство будет щедро заниматься ассигнованием резидентов ЗТР из средств федерального Инвестиционного фонда.

В зонах территориального развития возведут объекты капитального строительства в области энергетики, транспорта для осуществления инвесторами предпринимательской и иной экономической деятельности. Причем инфраструктура останется в собственности государства. В бонусный пакет для резидентов включены льготные кредиты и предоставление в аренду земельных участков.

С парками не задалось

Архангельск скупится на парки культуры и отдыха, однако не щедра столица Русского Севера и на индустриальные парки. О создании площадок, куда подведены газ, вода, электричество, автомобильные дороги и железнодорожные пути, в регионе говорили давно. Если бы слова не расходились с делом, то на территории завокзального района Архангельска уже шло бы строительство промышленного парка.

По пути создания инфраструктуры для инвесторов пошла Калужская область. Подготовка законодательной базы, строительство девяти индустриальных парков серьезно облегчают затраты инвесторов и сокращают сроки окупаемости вложений.

Снижение административных барьеров и открытость власти перед предпринимателями дали свои положительные результаты: 650 инвестиционных проектов во всех отраслях экономики, приток инвестиций по итогам года превысил 100 млрд рублей.

Сегодня Калужская область примеряет на себя роль показательного региона по улучшению инвестиционного климата в короткие сроки. Уникальный компонент в рецепте успеха - политическая воля и отсутствие губернаторской чехарды. Анатолий  АРТАМОНОВ руководит регионом с 2000 года. На встречах с предпринимателями губернатор дает номер личного мобильного телефона.Поможем, чем сможем

Конечно, и в Архангельской области предприниматели без государственной заботы не оставлены. Начинающие бизнесмены могут получить субсидии на создание собственного дела, компенсацию процентных ставок по кредитам, лизинговым платежам. В 2010 году в регионе был принят закон о налоговых льготах для инвесторов. Между тем он не так силен, как, например, в Вологодской или Калужской областях.

По словам юриста Дениса ГУДКОВА, в Вологде льгота по налогу на прибыль предоставляется инвесторам на 4-5 лет, в Архангельске этот период сокращен до трех налоговых периодов. Чтобы получить налог на имущество, «входной билет» инвестора исчисляется миллиардом рублей (объем вложений в проект за три года). Журнал «Эксперт» приводит перечень крупнейших инвестиционных проектов СЗФО по итогам 2012 года: лишь три инвестора реализуют проекты в Архангельской области общим объемом вложений более 1 млрд рублей.



В Калуге инвесторов могут освободить от уплаты транспортного налога на 12 лет. В Архангельской области специальных льгот не предусмотрено.

Региональным законом инвесторы могут получить льготы в зависимости от вида экономической деятельности. Однако, как считает Денис Гудков, жилое и дорожное строительство, услуги общественного транспорта в перечень не включены опрометчиво.

По оценке министерства финансов Архангельской области, в 2013 году от предоставленных налоговых льгот региональный бюджет недополучит 300 млн рублей.  «Вероятно, и Калужская, и Вологодская области тоже несут потери, и гораздо большие, чем наш регион. Да, они рискнули на первом этапе, но получили миллиардный приток инвестиций. Строятся новые предприятия, создаются рабочие места, выплачивается зарплата. В Архангельской области, напротив, закрываются крупные промышленные предприятия. Выполнять социальные гарантии, но не продумать привлекательное для инвесторов законодательство для последующего обеспечения населения работой – шаг назад для экономики области», - считает Денис Гудков.

Кто на Севере крайний?

Пока Арктика не стала субтропиками и шельфовые месторождения углеводородов разрабатываются не так активно, финансовое бремя за работу в сложных климатических условиях лежит на государстве и предпринимателях.

Кроме отопительного сезона 9 месяцев в году, а значит и соответствующих тарифов, инвесторов ждут компенсационные выплаты в фонд заработной платы («северная» надбавка, районный коэффициент), которые составляют до 70%. Кроме того, раз в два года жители имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту отдыха и обратно.

По отношению к организациям бюджетной сферы государство выступает и как законодатель, и как работодатель. Будучи собственником, государство вправе устанавливать льготы для своих работников. Но обязанность бизнеса выплачивать компенсации в том же объеме, не получая соответствующих бюджетных гарантий, выглядит спорно. Частичные налоговые послабления есть, однако они недоступны работодателю, который применяет «упрощенку» или ЕНВД.

Парламентариям Камчатского края удалось привлечь внимание федеральных властей к этой проблеме. Тема была поднята на выездном заседании Комитета по делам Севера Государственной Думы в Якутске 4 апреля. В решении комитета четко звучит:  рекомендовать разработку закона о северном районировании и закона о государственных льготах и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера.

Пока готовятся законодательные инициативы, предприниматели предлагают несколько решений проблемы: компенсировать северные надбавки из федерального бюджета, пропорционально «северным» льготам уменьшить налоговое бремя или напрямую   выплачивать работникам субсидии из госбюджета.

В день закрытия форума «Белые ночи» экс-министр финансов России Алексей КУДРИН встретился с представителями малого и среднего предпринимательства. Он согласен с мнением, что «северные» надбавки и льготы — это наследие советского прошлого и для частных инвесторов еще один аргумент «против».

Отрадно, что Правительство Архангельской области заявляет о проблемах формирования инвестиционной привлекательности региона. Но снятие «некоторых барьеров в рамках текущего законодательства» не решит проблему коренным образом. Инвесторам интересно участвовать в марафоне, а не в беге с препятствиями.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей