Текст: Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото: Алексей ЛИПНИЦКИЙ | 26.08.2011 06:08:54
В 2010-2011 годах по актуальности внутреннего инвестиционного законодательства Архангельская область переместилась из хвоста списка российских регионов на 44-е место. Едва ли не ключевым документом, позволившим сделать такой скачок, считается принятый в 2009-м областной закон о налоговых льготах для инвесторов. Однако именно он, по признанию самих разработчиков, сегодня показывает весьма низкую эффективность.
В 2010 году на льготу по налогу на прибыль смогли заявиться только три предприятия области, и лишь одно из них — Архангельский ЦБК - в итоге вписалось в установленные законом рамки: чтобы получить пониженную ставку, нужно вложить в основные фонды слишком большую сумму, причем в сжатый срок.
В конце сентября, на ближайшей сессии областного Собрания депутатов, будет рассмотрен законопроект, оговаривающий новый порядок предоставления налоговых льгот для инвесторов. Предполагается, что преференции станут доступнее, причем именно в тех отраслях экономики региона, которые обозначены правительством как приоритетные. Поэтому изменения коснутся не только самого закона о налоговых льготах, но и областного закона 2003 года о налоге на имущество организаций, в котором перечислены виды экономической деятельности, где может применяться нулевая ставка. Этот список предлагается пополнить с учетом интересов предприятий, занимающихся разработкой каменных карьеров, добычей и обработкой торфа, гравия, песка и глины, а также сырья, содержащего алюминий.
Сейчас льготой по налогу на имущество, образованное за счет инвестиций, могут воспользоваться только те предприятия, которые в течение одного, причем календарного, года вложили в основные средства не менее 500 млн рублей. Исключение сделано лишь для организаций сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства, а также рыболовства и рыбоводства: для них установлена нижняя планка вложений в 100 млн рублей в год.
В новом законопроекте предлагается изменить такой подход: общая сумма инвестиций для получения льготы должна составлять не менее 1 млрд рублей, но уже за любые три календарных года подряд, начиная с 2009-го. То есть минимальная сумма ежегодных вложений снижена, а срок реализации «льготного» бизнес-проекта увеличен втрое. При этом вложения 2009-2011-го также могут идти «в зачет».
Что касается льгот по налогу на прибыль, действующей редакцией закона предусмотрены следующие пониженные ставки: при вложениях от 100 до 500 млн рублей — 15,5%, свыше 500 млн — 13,5% (это минимальная ставка, разрешенная Налоговым кодексом РФ). В новой редакции закона заложена более развернутая градация с привязкой к увеличению стоимости основных фондов предприятия.
Минимальная сумма вложений для получения этой льготы также снижена: не менее 50 млн рублей в течение одного или двух календарных лет подряд.
Если депутаты одобрят нововведения, закон вступит в силу с 1 января 2012 года. По мнению разработчиков, он будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности Архангельской области и вдохновит налогоплательщиков на открытие новых производств.
«По итогам 2010 года мы не увидели никакого эффекта от этих льгот: ни финансового, ни социально-экономического. В новой редакции закона, во-первых, расширен перечень видов деятельности, на которые распространяются преференции, увеличен учетный период вложений. Кроме того, «привязав» льготу по налогу на прибыль к процентному приросту основных фондов предприятий, мы вводим четкую систему оценки, какой должна быть отдача от данного закона для экономики региона. Прежде всего речь идет о создании новых рабочих мест», - пояснил заместитель губернатора по экономике и финансам Александр ДЕМЕНТЬЕВ.
По его словам, в течение 2012 года будет проведен анализ возможных выпадающих доходов бюджета в сравнении с дополнительными доходами от появления новых производств и других активов, что потребует анализа деятельности организаций- «льготников».
«Областной бюджет — это не средства благотворительности. Если ты претендуешь на льготу, должен это обосновать. Практика применения закона показала, что механизм доказательства эффективности капвложений для бизнеса не так и обременителен. Эта процедура аналогична простой управленческой отчетности, которая и так ведется на любом предприятии», - уточнил Александр Дементьев.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Антонина ДРАЧЕВА, вице-спикер Архангельского областного Собрания депутатов, генеральный директор ООО «Беломорский лес»:
- Минимальная сумма вложений для получения льготы по налогу на имущество сейчас очень высока. Льгота доступна в основном крупным предприятиям, которые могут просто произвести замену оборудования и уже получить преференции. Хорошо, когда предприятия обновляются, но не это главная цель закона. Смысл — в открытии новых производств, создании рабочих мест, в том числе и в глубинке.
В новой редакции значительно снижена минимальная сумма вложений для получения другой льготы - по налогу на прибыль. Но как раз эта льгота не такая действенная: как правило, предприятие не получает прибыли в первые годы своей работы. Акцент должен быть сделан именно на налоге на имущество. К примеру, наше предприятие в 2010 году открыло новый завод. Мы еще набирали портфель заказов, вставали на ноги, а налог на имущество уже платили по полной. Если бы в первые два года работы мы имели какое-то послабление по налогу на имущество — это было бы очень значительной поддержкой. Однако именно по этой льготе порог вложений оставлен огромный. Как бы она не осталась «мертвой».