Елена СВЕТЛИЧНАЯ | 21.04.2016 18:12:49
Переход Архангельской области в ценовую зону оптового рынка электроэнергии преждевременен и не проработан - такое мнение об инициативе Минэнерго озвучили власти региона. Не в восторге от предложения и энергетики. В чем реальная угроза рыночных отношений и почему область долгое время остается «закрытой»?
Дискуссия об изменении ценовых зон возобновилась после конференции «Российская электроэнергетика», организованной газетой «Ведомости» 30 марта.
Там обсуждался вопрос перевода Архангельской области и Коми в первую ценовую зону оптового рынка, куда входят территории Европейской части РФ и Урала. В частности, газета «КоммерсантЪ», ссылаясь на заместителя министра энергетики Вячеслава КРАВЧЕНКО, сообщила, что это не приведет к изменениям для потребителей, но сократит доходы местных генераторов.
Не вошли в рынок
Сейчас Архангельская и Калининградская области, Республика Коми, регионы Дальнего Востока относятся к неценовым зонам, где оптовая цена на электроэнергию определяется тарифом. Введение рыночных торгов для Поморья сочтено невозможным из-за отсутствия пропускной способности ЛЭП и высокой себестоимости производства электроэнергии. Централизованное электроснабжение потребителей области осуществляется от трех ТЭЦ ОАО «ТГК-2» установленной мощностью 1048,5 МВт, а также от ТЭЦ блок-станций, принадлежащих предприятиям целлюлозно-бумажной отрасли, суммарной мощностью 631 МВт.
Энергосистема региона является дефицитной, не имеет непосредственной электрической связи с Северо-Западом, а связана с Вологодской областью и Республикой Коми по нескольким ВЛ 220 кВ и 110 кВ. Объем сальдо перетока электроэнергии на территорию региона составляет всего около 20%.
Инициатива пересмотреть правила игры на оптовом рынке в Правительстве РФ возникла еще несколько лет назад, в 2015-м даже появился вполне конкретный проект постановления о включении двух северных регионов в первую зону оптового рынка (с 1 января 2016 г.). По мнению специалистов Минэнерго, в среднем финансовая нагрузка на рынке электроэнергии на этих территориях сократится на 3%, в Архангельской области – на 7%. Однако расчет не учитывал работу генерации в «вынужденном» режиме и расходы по «входу» в рынок.
«Вопрос включения или не включения Архангельской области в ценовую зону имеет гораздо более широкое звучание и не ограничивается только изменением тарифов для потребителей. От решения этого вопроса без преувеличения зависит будущее региональной энергетики и реализация инвестиционных проектов, в том числе реализуемых ТГК-2 совместно с китайской государственной корпорацией «Хуадянь» и поддержанных на уровне Президента РФ», - сообщили «БК» в пресс-службе ОАО «ТГК-2». Речь идет о соглашении о реконструкции крупнейших в области Архангельской и северодвинских ТЭЦ. Очевидно, что если ТГК-2 будет вынуждена перейти на рыночную модель формирования цены, неизбежно проиграет в конкуренции с поставщиками электроэнергии из других регионов. В отличие от плавающих цен тарифы содержат инвестиционную составляющую и гарантируют энергетикам возврат средств.
«Сотрудничество с китайской корпорацией для архангельской энергетики важно потому, что в нынешней ситуации, когда отсутствуют альтернативные источники прямых иностранных инвестиций, это фактически единственный финансовый инструмент для реализации проектов по модернизации энергетического оборудования ТЭЦ, - отметили в пресс-службе ТГК-2. - При этом партнерские отношения с инвесторами сформированы на основе действующего законодательства, поэтому если государство хочет сохранить зарубежных инвесторов в энергетике, оно должно предлагать и реализовывать свои идеи обдуманно. В противном случае инвесторы откажутся от участия в российской энергетике и планы модернизации будут сорваны».
Негативные оценки проекта Минэнерго озвучивались и Архангельской сбытовой компанией, а также Правительством Архангельской области. Там рассказали о двух возможных сценариях реализации спорной инициативы. Ни один из них не ведет к удешевлению стоимости услуг для конечного потребителя.
Вариант первый - дорогой
Если объемов внешнего перетока на территорию Архангельской области будет недостаточно, то дорогие тепловые станции станут замыкающими при формировании цены на электрическую энергию на оптовом рынке ценовых зон. Это означает, что в соответствии с особенностями маржинального ценообразования окончательная цена будет складываться с учетом заявок поставщиков Архангельской области, что приведет к существенному росту цен для покупателей других регионов. Кроме того, увеличится цена перетока в Архангельскую область. «Таким образом, цены для потребителей будут также формироваться исходя из стоимости производства электроэнергии ТГК-2, и снижения стоимости электрической энергии и мощности не произойдет», - говорится в ответе областного правительства на информационный запрос «БК».
Почему же ТЭЦ в Архангельской области не смогут вырабатывать конкурентоспособную по цене электроэнергию? Эксперты, как правило, ссылаются на исторически сложившееся «высокозатратное производство на Севере». В первую очередь потому, что природный газ, который потребляют ТЭЦ Архангельска и Северодвинска, едва ли не самый дорогой в стране – в среднем 4900 рублей/тыс. м3. Это связано с тем, что в тариф на «голубое топливо» включена так называемая инвестиционная составляющая – затраты поставщиков газа на строительство газопровода. А если учесть, что именно расходы на топливо составляют около 60% цены электроэнергии, региональные производители находятся в заведомо проигрышных условиях. Сказывается и то, что в Поморье установлены одни из самых высоких расходов на содержание генерирующего оборудования. При таких высоких затратах ни один энергоисточник региона не пройдет конкурентный отбор мощности, поскольку не сможет конкурировать с дешевой электроэнергией от АЭС, ГЭС.
В администрации области приводят такие цифры: на трех ярославских ТЭЦ (только в объемах поставки населению) ставка за электроэнергию составляет от 0,8 до 1,1 руб./кВтч, за мощность - 117-165 тыс.руб./МВт в месяц. На Архангельской ТЭЦ и Северодвинской ТЭЦ-2 данные показатели колеблются от 1,5 до 1,6 руб./кВтч и от 179 до 197 тыс. руб./МВт в месяц соответственно.
Вариант второй – очень дорогой
При условии, что внешнего перетока электрической энергии в Архангельскую область будет достаточно, ТЭЦ региона будут загружаться на объем теплофикационной выработки. При этом цена на электроэнергию для тепловых станций будет ниже себестоимости, соответственно владельцы оборудования понесут убытки. А это хороший способ требовать компенсации...
Однако этот сценарий губителен не только для ТГК-2. Чтобы «раскольцевать» область, пользуясь лишь внешним перетоком, необходимо усилить пропускную способность ЛЭП и связать архангельскую энергосистему с энергетикой страны. Но эти инвестиции могут обернуться для бюджета колоссальными суммами.
В частности, в первой схеме и программе перспективного развития (СиПР) электроэнергетики региона на 2013-2017 гг. уже шла речь о строительстве новых сетей и усилении существующих. В частности, о возведении вторых ВЛ 220 кВ на участках Печорская ГРЭС – Ухта – Микунь – Заовражье – Коноша и Коноша – Плесецк.
Указывалась и примерная стоимость работ. Так, строительство ВЛ 220 кВ Заовражье – Коноша протяженностью 400 км оценивалась примерно в 6,7 млрд рублей, ВЛ 220кВ Коноша – Плесецк (202 км) – в 3,4 млрд рублей.
Проект новой программы до 2020 года уже разработан, упоминаются ли там эти объекты вновь, в министерстве ТЭК и ЖКХ не уточнили. Разработкой документа по госконтракту занимается ООО «СПБ-Энерготехнологии», сейчас разработчик принимает от участников рынка предложения и оценки…
Как пояснили в пресс-службе областного правительства, органы исполнительной власти региона и предприятия отрасли сформировали консолидированную позицию: вопрос об отнесении Архангельской области к неценовой зоне оптового рынка преждевременен и недостаточно проработан. Год назад за подписью глав Архангельской области и Республики Коми соответствующее обращение было направлено Председателю Правительства РФ Д. А. Медведеву.
Однако позиция наших соседей быстро поменялась – в конце 2015-го пресс-служба главы и правительства Коми выпустила пресс-релиз, в котором заявлено: территория республики будет отнесена к ценовой зоне оптового рынка электроэнергии. Печорская ГРЭС имеет свободные генерирующие мощности, и республиканская власть надеется, что эта проблема будет решена. В частности, за счет строительства ряда ключевых электросетевых объектов, в том числе высоковольтной линии Печорская ГРЭС – Ухта - Микунь, а также линий Микунь - Сыктывкар и Микунь - Заовражье.
«Правительство Республики Коми продолжит работу с федеральными органами власти по вопросу приближения сроков строительства этих ключевых электросетевых объектов», - говорится в сообщении. Таким образом, вопрос отнесения Архангельской области и Республики Коми к ценовой зоне остается открытым.