Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото: Николай Гернет | 21.06.2013 11:20:24
В Архангельске открылся офис администрации Северного морского пути (СМП). Пока это два полупустых кабинета на 12-м этаже здания пароходства, которые губернатор Игорь ОРЛОВ с гордостью продемонстрировал советнику Президента РФ Игорю ЛЕВИТИНУ. Кто возглавит местный филиал управления Севморпути — неизвестно. В то же время, судя по цифрам, озвученным заместителем главы Минтранса РФ Виктором ОЛЕРСКИМ, перспективы проекта стали более определенными: за два года поток транзитных перевозок грузов по СМП увеличился в десять раз.
Центральный офис администрации наращивающего конкурентоспособность Северного морского пути, напомним, открылся в Москве в марте 2013 года. В споре за статус «штаба» СМП столице проиграли и Мурманск, и Архангельск, и Амдерма (Ненецкий автономный округ). Обоснование такого выбора было странным: «чтобы никого не обидеть». Тогда из заявлений руководства Минтранса следовало, что в нашем городе в лучшем случае разместится филиал управления «для решения прикладных вопросов» — использования полярной авиации, данных Северного УГМС, приема заявок на использование судов пароходства и т. д.
Сейчас, как отметили представители федерального ведомства, благодаря настойчивости Игоря Орлова, акценты расставлены несколько иначе.
«Мы своевременно договорились: первое, что сделаем после появления официального офиса СМП в Москве — создадим его филиал в Архангельске, — подчеркнул на церемонии в пароходстве Виктор Олерский. — Губернатор оперативно подобрал помещение и вообще сделал все, чтобы у нас появилась возможность работать здесь без особых забот и проблем».
По словам Виктора Олерского, динамика востребованности СМП стимулирует к вложениям в магистраль на государственном уровне. В 2009 году Севморпутем было перевезено всего порядка 20 тысяч тонн транзитных грузов, в 2012-м — почти 1,3 млн тонн. В минувшую летне-осеннюю навигацию проведено 46 судов, сейчас заявок уже около 150.
«Мы не снизили требования к техническим характеристикам судов, но упростили процедуры. Сейчас подать заявку можно даже через Интернет. При этом владельцы судов сами решают, нужен им ледокол-проводник или нет. Когда есть уверенность в удобстве и надежности маршрута, спрос растет», — отметил заместитель министра.
Минтранс строит прогнозы совместно с Минэнерго: помимо транзита (его доля сравнительно невелика) Севморпуть планируется задействовать для удешевления проектов, связанных с добычей в Арктике источников углеводородов.
«Роснефть», в частности, в текущем году активизирует сейсмические исследования в Карском море. По нашим оценкам, транзит по Севморпути к 2020 году вырастет до 10 млн тонн за навигацию. Уже неплохо. Но если брать общий поток транспортировки грузов, с учетом освоения арктических месторождений нефти и газа, цифры, честно говорят, поражают: сам не верил, пока детально не проработал этот вопрос с Минэнерго. К 2030-му на СМП будет приходиться 60-80 млн тонн грузов: я привожу данные, подтвержденные изысканиями. Мы долго работали над новыми правилами использования Северного морского пути, но в то же время есть ощущение, что все просто возвращается на круги своя и этот проект из Архангельска никуда «не уходил», — добавил Виктор Олерский.
В историко-лирическом отступлении на открытии филиала губернатор напомнил, что первое судно по Севморпути прошло еще в 1932 году; позднее в здании, где сегодня располагается правительство области, начало работу главное управление магистрали.
«Я не разделяю суждения о том, что жизнь в порту Архангельск необратимо замирает. Как только Северный морской путь выйдет на те объемы грузоперевозок, о которых идет речь, начнется новый виток. Это ниша Архангельска — недооцененного во многих отношениях города», — уверен Игорь Левитин.
Как отметил советник президента, Россия, являясь «куратором» судоходства по СМП, обязана обеспечить безопасность движения на всем его протяжении. Основные станции передового базирования на магистрали — в Тикси, Воркуте, Певеке и др. — будут восстановлены уже в этом году. По словам Виктора Олерского, это «сравнительно небольшие деньги». Основные капитальные вложения по проекту связаны со строительством атомных и дизельных ледоколов.
«Ледокольный флот нуждается в обновлении: критическим станет уже 2017 год, когда сроки эксплуатации большинства имеющихся судов данного класса истекут. Запланировано строительство четырех ледоколов, но пока гарантировано финансирование только одного. Не исключено, что еще будут какие-то дискуссии по этому вопросу, однако, не имея судов для ледовой проводки, вести речь о развитии Севморпути в интересах России — просто зря тратить время», — считает Виктор Олерский.
По словам заместителя руководителя ФГКУ «Администрация «Севморпути» Николая МОНЬКО, в зависимости от итогов текущей навигации будет принято решение о возможном открытии филиалов управления СМП в других арктических портах. Игорь Левитин, отвечая на вопросы журналистов, без каких-либо подробностей напомнил, что от успеха этого логистического проекта зависит и судьба другого, не менее важного для Архангельской области, — «Белкомура».