Михаил СОМОВ | 20.04.2021 17:02:07
Сертификат качества ИСО 9001 – документ, свидетельствующий о соответствии внедренной на предприятие системы менеджмента качества требованиям стандарта. Его выдают по результатам оценки СМК. Процедуру проводят после внедрения ИСО 9001 и проведения корректирующих действий.
Зачем получать сертификат ИСО 9001
ИСО 9001 – востребованная система менеджмента качества. Ее особенность в универсальности: СМК внедряют предприятия, занятые в разных сферах деятельности.
Получение сертификата не обязательно для компаний. Законодательно не установлено, что фирма должна внедрять ИСО 9001 и подтверждать соответствие требованиям стандарта. Но в некоторых ситуациях наличие такой бумаги необходимо. Документ могут требовать организаторы конкурсных процедур и тендеров на заключение новых договоров.
Внедряя ИСО 9001 и получая сертификат, организация свидетельствует об оптимизации процессов управления и повышении качества выпускаемого товара или оказываемой услуги.
Среди преимуществ добровольной сертификации можно выделить:
- повышение имиджа фирмы;
- повышение лояльности партнеров;
- возможность вступления в СРО, где прохождение сертификации определено как обязательное условие членства;
- рост доверия к организации и т.д.
Особенности разработки и сертификации
Особенность СМК в том, что для ее успешного внедрения недостаточно только взять указанную в ГОСТе модель системе менеджмента и перенести на свое предприятие. Внедрению предшествует разработка – несмотря на единые нормы, модели системы будут отличаться для архитектурного бюро, мебельной фабрики, салона красоты, предприятия легкой промышленности.
На стадии разработки СМК принимают во внимание:
- сферу, в которой работает компания;
- перечень выпускаемого товара или услуги, которые оказывает организация;
- организационную структуру и то, будет ли распространяться действие СМ на всю компанию или ее отдельные подразделения;
- тип и перечень используемого при производстве сырья;
- наличие в компании других, уже внедренных СМК;
- внедряется ли СМК как самостоятельная система или она будет входить в состав интегрированной.
Сертификация – завершающий этап процесса разработки и внедрения СМК. Чтобы успешно пройти процедуру, необходимо обеспечить соответствие функционирующей системы установленным требованиям.
Какие этапы нужно пройти для получения сертификата ИСО 9001
Перечень действий, которые следует выполнить для получения сертификата, будет зависеть от того, внедрена ли уже система менеджмента. Если кроме сертификации нужно разработать СМ и внедрить ее, потребуется пройти ряд этапов.
- Постановка целей.
- Анализ сферы деятельности организации и выпускаемого продукта – товара или услуги.
- Анализ организационной структуры предприятия, применяемых технологий производства.
- Анализ действий, предпринимаемых организацией для обеспечения качества выпускаемого продукта.
- Определение перечня процедур, которые будут осуществлены при внедрении.
- Формирование рабочей группы, назначение руководителя.
- Разработка политики качества.
- Составление проекта СМК, определение плана действий.
- Назначение сотрудников, которые будут проводить внутренние аудиты.
- Обучение персонала.
- Определение документированных процедур.
- Формирование руководства по качеству.
- Апробация СМ на предприятии.
- Проведение промежуточного аудита.
- Проведение корректирующих действий (при необходимости).
- Распространение документации, связанной с функционированием ИСО, среди сотрудников.
- Проведение сертификации – анализ действующей СМ.
- На основании результатов оценки определение возможности оформления сертификата соответствия.
- Регистрация документа.
Максимальный срок действия – 3 года. После сертификации ежегодно проводится инспекционный контроль. По окончании установленного срока использования документа по желанию держателя проводится повторная сертификация. В случае успешного прохождения процедуры выдается новый сертификат.
Что предоставить для прохождения сертификации
Чтобы получить сертификат ИСО 9001, заявитель предоставляет:
- копии ИНН и свидетельство о регистрации компании;
- данные о компании и организационной структуре;
- информацию об ассортиментном перечне товара или услуг;
- разрешительные и добровольные документы, оформленные на выпускаемый предприятием продукт;
- сведения о сотрудниках, назначенных внутренними аудиторами;
- документацию, которая ведется для обеспечения эффективности действующей СМК (если она уже была разработана);
- другие сведения и бумаги.
В отдельных случаях перечень необходимой документации может быть дополнен.