Кирилл ФЕЛЬДМАН. Фото Алексея Липницкого | 27.06.2022 12:17:27
Праздники, какими бы любимыми, радостными и веселыми они ни были, рано или поздно заканчиваются. Мы возвращаемся к повседневной жизни. Новый, 439-й от рождества Архангельска год начинается в привычном уже режиме несколько нервного ожидания: что будет дальше с производством, безработицей, зарплатами, ценами… В конце 1980-х, только-только начиная вылезать из-за «железного занавеса» и выпутываться из пут плановой экономики, мы надеялись на помощь Запада. Нынче же все надежды связаны с импортозамещением.
Оно началось, и, что символично, прямо в День России. Вдвойне символично – на Пушкинской площади главной столицы, где во времена перестройки собирались митинги. Втройне символично – в том же помещении, где чуть ли не по личной инициативе тогдашнего генсека открылся первый в Советском Союзе «Макдоналдс». Теперь там открылся его имортозаменитель – предприятие быстрого обслуживания с загадочным названием «Вкусно и точка». Событие, безусловно, знаковое – даже очередь была, правда, скромнее, чем 31 января 1990-го.
Судя по отзывам в соцсетях и средствах массовой информации, мнения разделились. Кому-то не понравился бургер, кому-то кофе, кому-то невозможность получить в кофе вторую порцию молока. А один специалист в гастрономии фастфуда ругательски ругал картошку фри и даже со ссылкой на охранника «Макдоналдса» в Петербурге объяснял: наш картофель, дескать, для этой «фри» не годится, нужен польский, который теперь оказался недоступен то ли из-за санкций, то ли из-за антисанкций. Но были и те, кому новая версия кухни понравилась больше прежней.
Памятуя о том, что на вкус, как, впрочем, и на цвет, товарищей нет, и, кстати, оказавшись в Москве несколькими днями позже, решил проверить прочитанное на собственном опыте. Тем более что близ метро «Электрозаводская» как раз открылся еще один перелицованный «Макдоналдс». Но благой порыв уже на входе пресек своеобразного вида охранник, заявивший, что вход с другой стороны. Все бы ничего, не спроси я почему. Ответ превзошел вопрос и продолжительностью, и эмоциональностью: вслед за встречным вопросом – что само по себе невежливо – «самый умный, что ли?» полился такой отборный мат, что желание заходить хоть с этой стороны, хоть с другой отпало само по себе. Больше в эту «точку», в которой то ли вкусно, то ли нет, не пойду. Ни на «Электрозаводской», ни на «Пушкинской», ни еще где бы то ни было.
Вот только не надо меня упрекать в отсутствии патриотизма. Отказавшись от попытки проникнуть в обрусевший «Макдоналдс», я перешел небольшую площадь и заменил непонятной национальности бургер великорусскими блинами в «Теремке». Кофе, правда, оказался хуже, чем в «Макдоналдсе» до его закрытия, но обслуживание было отменно вежливым – настолько, что «по контрасту» расчувствовался и даже написал благодарность работникам фаст-фуда исконно русского.
Новые владельцы недружественной сети быстрого питания торжественно обещали на торжественном мероприятии 12 июня открывать чуть ли не по полсотни кафе каждую неделю. Есть все основания ожидать, что на днях начнут свою работу под новой вывеской заведения и у нас. И тогда у архангелогородцев и гостей города будет возможность попробовать обновленный ассортимент лично, чтобы составить о нем свое мнение. Ну нельзя же, в самом деле, всерьез следовать призыву незабвенного Михал Михалыча Жванецкого воспринимать вкус еды на слух… или, поскольку мы пишем и читаем, а не слушаем и говорим, на глаз. Правда, автор миниатюры на глаз предлагал воспринимать вонь, но любые нездоровые ассоциации в данном случае, как и во всех других, случайны. А вот матерящиеся охранники кафе, куда ходят и мамы с детьми, в столице Поморья – в отличие от столицы всея Руси – ушли в прошлое, и будем надеяться, что уж их-то не вернет никакое импортозамещение. Хотя в наше время надеяться-то можно, рассчитывать не стоит.
Совсем недавно, например, казалось, что можно рассчитывать на скорое обеспечение авиаперевозок отечественными самолетами. Во всяком случае, Минтранс РФ соответствующую программу подготовил и в начале мая представил общественности. Но недели две назад вице-премьер Юрий Борисов, у которого устойчивая репутация одного из самых ответственных и реалистичных чиновников высшего эшелона, уточнил, что на организацию производства отечественных воздушных судов в нужном количестве потребуется три-пять лет. Лучше всего обстоят дела с импортозамещенным Superjet New: с 2023 года предполагается производить по 20 штук в год. А вот первые шесть МС-21 без импортных комплектующих власти «надеются» получить только в 2024-м. Дальше, правда, больше: 12, 24, 32, 72 самолета в год.
Получится ли в общей сложности произвести необходимое и достаточное количество отечественных «бортов» к 2030 году, можно только гадать. Но расчеты на скорое импортозамещение в этой сфере явно не оправдались. А это значит, что уже в ближайшее время нашу гражданскую авиацию и нас вместе с ней ждут проблемы: для обеспечения безопасной эксплуатации потребуются запчасти и комплектующие. На их замену отечественными мы даже не замахиваемся – нужны импортные.
Парадокс состоит в том, что «добыть» необходимое для «боингов» и «аэрбасов» гораздо проще, чем для «суперджетов». И причина проста: «боинг» – он, извините, и в Африке «боинг», в самом буквальном смысле. Вроде бы обещанный властями параллельный импорт начинает работать. Правда, никто не знает, почему он «параллельный». Чему, например, параллелен путь через Ширшу в Маймаксу? Впрочем, суть не в том, кто придумал это поэтическое название, а в том, что он дает шанс обеспечить наши (хотя и не совсем наши, потому что они лизинговые) «боинги» и «аэрбасы» узлами и элементами через третьи страны. Что называется, хоть горшком назови… А вот с более нашими «суперджетами» беда: на них, по большому счету, никто, кроме нас самих, не летает, значит, и никакой зигзагообразный импорт невозможен. Придется полагаться на слово Юрия Борисова и ждать, пока на смену «суперджетам» придут хотя бы первые два десятка Superjet New.
Проблемы с импортозамещением наблюдаются и еще в одном сегменте транспортной отрасли. Не так давно глава Минфина Антон Силуанов предложил закупить отечественные машины Lada в качестве служебного транспорта для российских чиновников. Интернет-аудитория новость восприняла радостно: вот пусть и попробуют сами ездить на своей продукции. Но тут же припомнили, что один федеральный чиновник в новейшей истории России с подобной инициативой уже выступал: когда губернатор Нижегородской области Борис Немцов стал вице-премьером, он предложил пересадить всю государственную элиту на классические «волги».
В 90-е, которые теперь не ругает только ленивый, было о чем говорить, потому что «волги» были. А вот нынче, кажется, и говорить не о чем: все, что на данный момент выпускается – это Lada Granta, да и та в упрощенной «антисанкционной» комплектации. Так что министру пришлось оправдываться, что, дескать, он «не взаправду», а в качестве меры повышения спроса на продукцию. Мера своеобразная. Возможно, если закупить одно такое импортозамещенное изделие для Архангельска и пересаживать на него главу города сроком на неделю за какие-нибудь провинности перед горожанами, это и пойдет на пользу, причем не только автопрому, но и областному центру. А вот глава, скажем, Приморского района, получив такого «коня», сразу подаст в отставку. Да и областные чиновники вряд ли доберутся таким транспортом, например, до правобережной части Холмогорского района.
Так что пока продолжаем нервничать в ожидании дальнейших событий. В конце концов, ни ушедший в прошлое аутентичный «Макдоналдс», ни пришедшие ему на смену импортозаместители в нашей жизни не являются предметами первой необходимости. Потому нет ничего страшного, что первый блин… простите, бургер не всем понравился. Гораздо важнее, чтобы в остальных секторах экономики замещение – хоть импорто-, хоть импортное – обеспечивало нас безопасными и качественными услугами. Пока ждем: успехи в этом направлении, как и цыплят, экономисты призывают считать по осени.