ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Вторник, 24 декабря, 2024 05:53

Закрыть открытое: новшества в законодательстве угрожают стабильной работе систем отопления в городах


Рита ИЛЬИНА | 17.09.2020 10:27:41
Закрыть открытое: новшества в законодательстве угрожают стабильной работе систем отопления в городах

В Архангельском областном Собрании депутатов подготовлено обращение к заместителю председателя Правительства России Марату ХУСНУЛЛИНУ, в котором предлагается внести изменения в Федеральный закон «О теплоснабжении». Причина такого беспокойства региональных парламентариев не беспочвенна. Новшества угрожают стабильной работе систем отопления и горячего водоснабжения целого ряда городов Поморья.


По оценкам инициаторов обращения от депутатского корпуса, реализация нового федерального проекта повлечет за собой не только колоссальные расходы, но и неполадки с теплоснабжением в нашем регионе.

Что изменится в январе 2022-го?

Согласно Федеральному закону «О теплоснабжении», с 1 января 2022 года в России больше нельзя будет использовать централизованные открытые системы горячего водоснабжения. На смену им должны будут прийти системы закрытого типа, которые кардинально отличаются от существующих. 

Напомним, что при открытой системе теплоснабжения горячая вода поступает к кранам непосредственно из отопительной системы, а при закрытой в квартиру приходит вода, нагретая в теплообменнике, который расположен непосредственно в самом доме. 

Как считают в федеральном правительстве, эта реформа не лишена смысла. Ведь в теории она приведет не только к повышению качества горячей воды и теплоснабжения, но и даст экономию на теплопотерях, которые возникают при движении воды по тепломагистралям. Вот только теория, как это часто бывает, далека от реальной жизни. И главный нюанс состоит в том, что закрытые системы теплоснабжения практически не в состоянии адекватно работать там, где вся инфраструктура была изначально спроектирована для использования открытых систем. 

Для нашего региона этот вопрос является крайне острым. 

vinogradova.jpg«В Архангельской области открытые системы теплоснабжения работают в Коряжме, Мирном, Новодвинске, Северодвинске, а также в восьми муниципальных районах - Верхнетоемском, Виноградовском, Коношском, Няндомском, Пинежском, Плесецком, Приморском и Холмогорском, - рассказывает заместитель председателя областного Собрания депутатов Надежда ВИНОГРАДОВА. - Выбор открытых систем теплоснабжения в свое время был определен в проектах еще при строительстве, исходя из соответствия водопроводной воды санитарно-гигиеническим стандартам, в интересах потребителей». 

Например, в Северодвинске гарантирующим поставщиком холодной питьевой воды является цех №19 АО «ПО «Севмаш», который эксплуатирует систему водоснабжения и контролирует качество питьевой воды, чтобы она отвечала СанПиНу. Для этого на водоочистных сооружениях предприятия установлено оборудование для точной дозировки химических реагентов. Сейчас, по данным управления Роспотребнадзора по Архангельской области, качество воды, подаваемой централизованно в дома Северодвинска, соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям. Реализовать это в рамках закрытой системы будет в разы сложнее.

В то же время, в связи с большим объемом нового жилья, в Архангельской области начиная с 2013 года были проанализированы и оценены как негативные последствия запрета на подключение систем горячего водоснабжения по открытой системе. При использовании систем горячего водоснабжения, установленных после 1 января 2013 года и в соответствии с требованиями законодательства уже по закрытой схеме, возникает ряд проблем. Связаны они с преждевременным износом трубопроводов из-за усиленной коррозии и отложений. 

Если вернуться к тому же примеру, наблюдается это и в Северодвинске. Теплообменное оборудование, обеспечивающее работу системы горячего водоснабжения по закрытой схеме, а также внутренние трубопроводы в новых домах зачастую имеют низкие сроки эксплуатации. Служба таких систем, как показала практика, продолжается всего около трех лет. 

Цена реформы — миллиарды...

А раз сложнее, значит, и дороже. Реформа предусматривает модернизацию индивидуальных тепловых пунктов в домах под подогрев воды, реконструкцию наружных сетей водопровода и тепловых сетей. По предварительным оценкам, стоимость выполнения всех этих мероприятий только в Архангельской области составит не менее 50 млрд рублей. Эта финансовая нагрузка, помимо местных бюджетов, ляжет и на ресурсоснабжающие организации, а также на собственников жилья. То есть часть расходов может быть возложена на граждан. 

«При этом обеспечить население качественной горячей водой и уменьшить потери на теплоносителе можно и при использовании открытых систем теплоснабжения, – продолжает Надежда Виноградова. – Трата бюджетных средств на полный переход к закрытой системе будет нецелесообразна, а сами эти изменения только ухудшат ситуацию, так как застройка целых городов исторически велась именно под открытые системы, которые и работают в настоящее время. Вариант с сохранением открытой системы теплоснабжения при условии соответствия качества воды нормам СанПиН в принципе возможен».

…и холод в домах

Региональные власти беспокоит не только финансовая сторона вопроса, но и последствия перехода на закрытую систему теплоснабжения в виде снижения качества услуги. О том, что это может произойти, говорит практика эксплуатации тепловых пунктов, которые уже были установлены в разных муниципалитетах Архангельской области. Печальный опыт настройки таких систем есть, в частности, в Новодвинске: по данным регионального Фонда капитального ремонта, в домах с новыми тепловыми пунктами систематически наблюдаются ненормативные перепады давления и температуры теплоносителя. При этом, как отмечают в фонде, самих горожан волнуют проблемы куда более насущные. Например, ветхие кровли. Однако если реформа будет запущена по графику, денег на ремонт крыш у фонда может и не остаться. 

Нужен программный подход

Выход из ситуации парламентарии региона видят в изменении федерального законодательства, о чем и сообщили в своем обращении к заместителю председателя Правительства России Марату Хуснуллину.

Как отмечает инициатор обращения, вице-спикер областного Собрания Надежда Виноградова, переход на закрытую систему должен быть избирательным и внедряться только там, где страдает качество воды. В целом же изменения в законодательстве нуждаются в детальной проработке с учетом действительного положения дел в отрасли, а их реализация должна быть поэтапной. С этим тезисом согласны депутаты и других региональных парламентов Северо-Западного федерального округа.

«Мы считаем, что необходимо разработать отдельную федеральную программу для перевода открытых систем теплоснабжения в закрытые, установить переходный период, чтобы, учитывая высокую стоимость проекта, реализовывать его постепенно. Помимо этого, предлагаем предусмотреть в этой программе предоставление целевых субсидий за счет средств федерального бюджета для компенсации фактических затрат, которые неизбежно понесут ресурсоснабжающие организации и граждане — собственники жилья», – подчеркивает Надежда Виноградова. 

Текст обращения к заместителю председателя Правительства России будет рассмотрен депутатами регионального парламента на сентябрьской сессии, которая состоится 23 сентября. 

Прямая речь

Виктор ЗАРЯ, председатель комитета по жилищной политике и коммунальному хозяйству: 

zarya_VN.jpg- Переход от открытых систем теплоснабжения к закрытым, в том числе для нужд горячего водоснабжения, является чрезвычайно затратным. По предварительным оценкам, стоимость реализации соответствующих мероприятий только по Архангельской области — не менее 50 млрд рублей, что не позволяет выполнить их только за счет средств областного и местного бюджетов. По информации, поступившей в наш комитет от субъектов СЗФО, в большинстве регионов также отсутствуют источники финансирования столь масштабной работы.

Возникают вопросы и по поводу экономической эффективности полного отказа от открытых систем теплоснабжения и горячего водоснабжения с точки зрения технической целесообразности, предельного роста тарифов и платы за коммунальные услуги. 

Наш комитет поддерживает обращение, а также необходимость установить переходный период, определить механизмы финансирования реформы. 

Главное

С 1 января 2022 года, в соответствии с изменениями в федеральном законодательстве, использование централизованных открытых систем теплоснабжения для обеспечения горячего водоснабжения путем отбора теплоносителя не допускается. Относится это и к новым домам. Между тем в большинстве крупных городов Архангельской области вся инфраструктура была изначально спроектирована под открытые системы. Чтобы исполнить все вводимые требования, региону потребуется не менее 50 млрд рублей.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей