Светлана КОРЕЛЬСКАЯ. Фото Алексея Липницкого | 24.06.2016 13:25:17
Изучение практики реализации муниципальных программ развития образования остается одним из важнейших направлений деятельности профильного комитета Архангельского областного Собрания депутатов. Анализ практической деятельности муниципалитетов в сфере образования будет использован для совершенствования нормативной базы и выработки долгосрочной стратегии социально-экономического развития региона.
В первой половине 2016 года комитет по образованию и науке провел выездные заседания в 12 муниципальных образованиях Архангельской области. «Нам очень важно знать, как складывается практика реализации муниципальных программ развития образования: какие шаги предпринимают муниципалитеты, какие трудности они при этом испытывают и что они готовы предложить региональным органам законодательной и исполнительной власти», – разъясняет направленность цикла парламентских мероприятий вице-спикер областного Собрания депутатов, председатель комитета Игорь ЧЕСНОКОВ (на снимке).
В выездных мероприятиях, организованных комитетом по образованию и науке, участвовало более 800 человек. В поле зрения комитета попали как наиболее крупные города (Архангельск, Новодвинск, Коряжма, Котлас), так и сельские районы. Депутаты посещали образовательные учреждения, обсуждали актуальные проблемы с представителями органов местного самоуправления. По итогам встреч и «круглых столов» выработаны рекомендации, которые должны будут найти отражение в долгосрочной программе социально-экономического развития Архангельской области.
С 2012 года во всех регионах России идет внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в системе общего и дошкольного образования – свода требований, обязательных для учреждений, имеющих государственную аккредитацию. Этот процесс финансируется из областного бюджета, и очень важно сбалансировать распределение средств с реальными потребностями в учебниках, пособиях и оборудовании, необходимых для обучения детей.
«Несмотря на экономический кризис, сумму областной субвенции на оснащение учебного процесса сокращать недопустимо, – выражает мнение педагогического сообщества и органов муниципального управления Игорь Чесноков. – Недавно мы совещались с коллегами из Комитета по образованию и науке Госдумы РФ и выяснили, что при формировании бюджета на 2016 год в Архангельской области, как и в некоторых других субъектах Федерации, эти суммы оказались заниженными, что стало причиной нехватки средств во многих образовательных учреждениях. Индексация расходов осуществляется ежегодно, и на ближайшей сессии Архангельского областного Собрания депутатов мы постараемся включить в норму областного закона об образовании положение о том, что индекс не должен падать ниже единицы».
Необходимо отметить, что в минувшем полугодии комитет по образованию и науке активно участвовал в законотворчестве. По его инициативе был принят закон «О внесении изменений в ст. 10 областного закона «О физической культуре и спорте в Архангельской области», в котором были уточнены обязанности регионального министерства образования в развитии школьного спорта. Областной закон призван обеспечить взаимодействие между минобразования и агентством по спорту в данном вопросе.
Еще одно ценное нововведение первой половины 2016 года – изменения в ст. 39 закона «Об образовании в Архангельской области», которые обеспечили социальную поддержку бывшим работникам ведомственных детских садов в сельских муниципальных образованиях. Чтобы добиться льгот, гарантированных постановлением Правительства РФ №963, комитет провел мониторинг в масштабах области, подсчитал количество претендентов и обратил внимание Правительства Архангельской области и областного Собрания на судебную практику, которая складывается в нашем регионе и других субъекта Российской Федерации.
В областном законе «О профессиональной ориентации и содействии трудоустройству молодежи» появилась отдельная статья об основных направлениях взаимодействия государственных профессиональных образовательных организаций и работодателей. В том числе через создание региональных центров сертификации профессиональных квалификаций, где работодатели совместно с преподавателями учреждений профессионального образования будут оценивать уровень подготовки специалистов, выходящих из стен технических колледжей. Повышение качества трудовых ресурсов и трудоустройство молодежи – важное направление работы, которое требует пристального внимания законодательной и исполнительной власти, считает Игорь Чесноков.
«Одна из проблем, с которой сталкиваются выпускники колледжей и техникумов, – несоответствие полученной квалификации тем требованиям, которые предъявляют работодатели, – подчеркнул Игорь Александрович. – На региональном рынке труда давно ощущается нехватка квалифицированных специалистов, и с годами она только увеличивается. Необходимо восполнить этот пробел. Для этого мы предложили внести в закон ряд норм, которые помогут наладить взаимодействие будущих работодателей и будущих выпускников системы профессионального образования. Мы также ориентируем региональное правительство на развитие ресурсных центров. Сейчас это наиболее перспективное направление развития среднего профессионального образования».
Формирование региональной стратегии социально-экономического развития происходит в рамках федерального и областного законов. По убеждению комитета, развитие всей системы образования должно занять в нем достойное место. Ведь инвестиции в образование – это инвестиции в будущее. Отсутствие стратегии в 90-е годы и прошлом десятилетии привело к многочисленным ошибкам. Например, последствием того, что некоторые дошкольные учреждения были переданы в частные руки, стала невозможность обеспечить местами в детских садах всех желающих. Если очередь для детей от трех до семи лет была ликвидирована к началу текущего года, то очередь в детские дошкольные учреждения для детей от полутора до трех лет существует в большинстве муниципальных образований. И это всего лишь надводная часть айсберга.
«Отношение к делу в муниципалитетах бывает разным, – подводит итог Игорь Чесноков. – В одних программы составлены формально, на нескольких страничках, а в других детально проработаны – видно, что это рабочий документ, к которому постоянно возвращаются. Результаты «круглых столов» и деловых встреч мы оформляем в виде конкретных предложений, адресованных региональному правительству, органам местного самоуправления и областному Собранию депутатов. Все рекомендации, которые мы даем, основаны на анализе информации, собранной в ходе выездных комитетов. Многие из них связаны с необходимостью совершенствования законодательной базы. Во втором полугодии аналогичные мероприятия будут проведены еще в 13 муниципальных образованиях. Итогом станет доклад комитета о практике реализации программ в сфере образования в муниципалитетах Архангельской области и перечень конкретных предложений в стратегию социально-экономического развития нашего региона».