Беседовала Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото vk.com/otkrytiiarkhangelsk | 17.10.2022 15:01:02
В Архангельске начинается работа над бюджетом города на 2023 год и плановый период 2024–2025 годов. Главный финансовый документ областного центра формируется в условиях, когда сложно делать долгосрочные прогнозы. Тем не менее необходимо предусмотреть в бюджете средства и на исполнение социальных обязательств, и на решение проблемных вопросов городского хозяйства. О ходе этой работы «Бизнес-классу» рассказали руководители партийных фракций в Архангельской городской Думе.
Иван ВОРОНЦОВ, руководитель фракции «Единая Россия»:
– Конечно, у всех нас есть определенные опасения по поводу того, что бюджеты будут сокращены. Но пока предпосылок для такого развития событий нет. Сейчас как раз тот период, когда и на городском, и на областном уровне идет работа бюджетных комиссий, и надо дождаться результатов. Тогда станет понятно, в частности, какой объем субсидий и других межбюджетных поступлений получит Архангельск.
Ключевая роль здесь отводится национальным проектам «Образование», «Безопасные качественные дороги», «Формирование комфортной городской среды» и другим. По всем этим нацпроектам город вносит свою долю софинансирования. Но более важный аспект – эффективность выполнения показателей нацпроектов в предыдущие периоды: своего рода KPI, от которых зависит размер поступлений из федеральной казны в региональную, а затем из региональной – каждому конкретному муниципалитету.
Год назад, как вы помните, была сложная ситуация по ФКГС – несколько объектов в Архангельске не успели сдать вовремя. В этом году и по ФКГС, и по БКД администрация и депутаты городской Думы ведут беспрецедентный контроль. Небольшой период времени у подрядчиков еще есть.
Нацпроекты – прежде всего объекты строительства, инфраструктуры – являются сегодня локомотивом экономики, создают и поддерживают рабочие места, что в свою очередь обеспечивает покупательную способность семей и налоговые поступления в бюджеты.
Предложений по формированию бюджета – по конкретным статьям – фракция «Единой России» в городской Думе готовит много. Остановлюсь на нескольких.
Как представитель партии и депутат регулярно посещаю образовательные учреждения Архангельска. Сам прохожу по тому пути, по которому идут к школе учащиеся, родители, педагоги. Мы видим, что асфальтовое покрытие на территориях школ в плачевном состоянии. Во многих случаях оно не ремонтировалось с тех времен, как эта школа была построена. Для образовательных учреждений расходы на замену асфальтового покрытия, как правило, являются неподъемными. Получается, что сами здания мы ремонтируем, а подходы к школам оставляем как есть – с трещинами, ямами и колдобинами. По большому счету, капитальный ремонт здесь не требуется. Но это должна быть отдельная программа, аналогичная программе ремонта тротуаров.
Второе направление – субсидирование проезда горожан в возрасте от 70 лет (жителей островных территорий) водным транспортом. Такие субсидии у нас уже выделялись, эту практику необходимо продолжать. Подход должен быть аналогичным принятому с проездом в автобусе. Житель Кегострова или Бревенника имеет такую же городскую прописку, как и житель центра: почему он должен переплачивать, направляясь, например, в больницу или навестить внуков?
На днях мы с вами принимали участие в открытии мурала «Девушка с ромашками» на торце дома на Троицком проспекте. Эти вопросы я курирую как руководитель постоянной комиссии по вопросам молодёжной политики, общественным объединениям и международным связям. В городском бюджете должно учитываться такое направление благоустройства, как художественное оформление домов, различных хозяйственных построек – в частности, трансформаторных подстанций. Таких будок в городе сотни, и выглядят они по большей части непрезентабельно. Не соглашусь с теми, кто скажет, что это мелочь: мы начнем приводить эти строения в порядок, и внешний вид городских кварталов заметно улучшится.
Также мы рассчитываем на содействие Фонда капремонта многоквартирных домов: надо уделять больше внимания домам, включая кирпичные и панельные, находящимся, скажем так, в предаварийном состоянии. Пока есть возможность, планировать в этих МКД капитальные ремонты с софинансированием из городского бюджета. Смежный вопрос – выделение с участием фонда средств на проведение ревизии и ремонтов маневренного жилья.
По поручению Президента России с 1 января 2023 года увеличивается МРОТ: вместе со всеми регионами и муниципалитетами мы должны будем обеспечить это повышение. Бюджет города будет верстаться с учетом данного обязательства.
Жизнь продолжается, и то, что было запланировано в бюджете на 2023 год, будет своим чередом реализовываться. Что важно отметить на страницах вашего издания, о сворачивании действующих мер поддержки бизнеса на территории города Архангельска речи пока также не идет.
Александр ГРЕВЦОВ, руководитель фракции КПРФ:
– Ожидать хорошего бюджета не приходится. Даже если доходы-расходы чуть-чуть вырастут, все равно это будет бюджет, не удовлетворяющий потребностям города. Может начаться сокращение социально важных статей расходов, хотя это недопустимо.
Повлияют как минимум два обстоятельства. Первое – рост минимального размера оплаты труда с 1 января 2023 года до 27 600 рублей (с учетом «северных»). Второе – внеплановое повышение почти на 10 процентов тарифов на услуги ЖКХ с 1 декабря 2022 года. Только на эти статьи расходов городского бюджета потребуется дополнительно около миллиарда рублей. Взять их будет неоткуда, кроме как резать по-живому: снимать с капитальных ремонтов зданий школ и детских садов, учреждений культуры, дорог и тротуаров, с объектов благоустройства и т. п.
На все это будет накладываться 15%-ный рост цен на продукты, товары первой необходимости, строительные материалы и пр., который произошел в 2022 году.
В сегодняшней ситуации, наверное, сложно говорить об изменении налоговой политики в стране, но мы должны понимать, что ситуация с бюджетом 2023 года – следствие решений, ранее принятых на федеральном уровне. Из регионов и муниципалитетов на протяжении десятилетий изымались, выкачивались налоговые доходы, которые можно и нужно было направлять на развитие субъектов и муниципалитетов. Для Архангельской области речь идет о сотнях миллиардов рублей в год, а для Архангельска – о суммах свыше 20 миллиардов ежегодно.
Поэтому уже сейчас мы должны начинать думать о том, как будем возвращать Архангельск на путь развития после окончания СВО, а сделать это без фундаментальных изменений в экономической и политической сферах невозможно. По моему убеждению, завершение СВО должно стать началом разворота федеральных властей в сторону регионов и муниципалитетов.
Мария ХАРЧЕНКО, руководитель фракции ЛДПР:
– Остановлюсь на проблемах социальной сферы, требующих внимания. В первую очередь, это необходимость ремонта зданий учреждений культуры, образования – школ и детских садов, обновления их материально-технической базы. Тех средств, которые мы сегодня закладываем в городской бюджет на эти цели, хватает только на «латание дыр», да и то далеко не во всех учреждениях.
Необходимо будет изыскать средства на индексацию заработной платы сотрудников социальной сферы – в частности, работников дошкольного образования. Важно продолжить программу компенсации найма жилья для педагогов. Причем я считаю, что ее нужно расширить: дать возможность получать такую компенсацию и тем учителям, которые живут в Архангельске (не только приезжим), а также воспитателям и младшему персоналу детских садов.
Другая важная тема, которая уже года три поднимается депутатами ЛДПР в Госдуме, – усиление охраны в школах и детских садах. Она остается крайне актуальной – все мы помним недавние трагические события в Ижевске. Охраной образовательных учреждений должны заниматься не вахтеры, а профессионалы – сотрудники полиции, Росгвардии, частных охранных предприятий. И, безусловно, это требуется организовать не за деньги родителей, а за счет местных бюджетов.
В прошлом году нам удалось добиться льготного проезда для пожилых людей старше 70 лет и в общественном наземном, и на водном транспорте. Уже давно обсуждаем возможность льготного проезда для школьников и студентов. На всех встречах ребята поднимают этот вопрос. Такие меры поддержки мы также должны рассмотреть.
Больше внимания нужно уделять молодежной политике: в прежние годы на это направление в Архангельске средств практически не выделялось. Но речь идёт об организации досуга молодых людей, их возможности высказать свою точку зрения на различных площадках, и мы должны отвечать на эти запросы, если хотим, чтобы молодежь оставалась в Архангельске.
Еще одна тема – развитие спорта: у каждого образовательного учреждения или хотя бы в каждом квартале должны быть спортивные объекты, доступные всем желающим.
Необходимо увеличить финансирование программы предоставления жилья молодым семьям. В областном центре в очереди на такую помощь стоят более 500 семей, причем многие достигают своего 35-летия, так и не воспользовавшись этой гарантией.
Продолжения и увеличения финансирования требуют также такие проекты, как поддержка ТОСов, инициативное бюджетирование, «Бюджет твоих возможностей».
Из других предлагаемых ЛДПР вопросов, которых обычно касаются поправки в городской бюджет, отмечу ремонт внутридворовых проездов: сейчас работает городская программа, возобновления которой мы долго добивались, и это получилось сделать, в том числе, при поддержке областных властей. К вопросам благоустройства вообще надо подходить более комплексно: к примеру, когда обновляется или создается сквер, параллельно надо приводить в порядок тротуары и подъездные пути.
Особое внимание в следующем году будет уделяться пассажирским перевозкам, транспортной реформе, обустройству остановочных павильонов, ремонту тротуаров, уборке города.
Пётр ВАТУТИН, руководитель фракции «Справедливая Россия»:
– В настоящее время идет активная работа над проектом бюджета Архангельска на 2023 год и последующие периоды. В связи с этим в очередной раз хочу обратить внимание руководства города на необходимость увеличивать финансирование отдаленных округов областного центра, уделять им больше внимания. В особенности северной части города, куда входит моя родная Соломбала.
Мы регулярно читаем хорошие новости о жизни в южных округах Архангельска: там строятся социальные дома, школы и детские сады, там меняют павильоны на остановках, там благоустраивают общественные территории… А что в Соломбале? Здесь произошел самый вопиющий провал благоустройства общественной территории по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды» – сквера у «Соломбалы-Арт». Чтобы хоть как-то скрасить неприятный осадок от этой ситуации, я предложил направить средства, полученные от выставленных подрядчику штрафов, на развитие Соломбальского округа. В администрации города обещали рассмотреть это предложение после того, как подрядчик «дожмет» благоустройство сквера.
Однако, на мой взгляд, в бюджете необходимо заложить дополнительные средства, чтобы поддержать инициативы жителей округов. Например, в поселке 21-го лесозавода нет ни одной детской площадки! В районе 14-го лесозавода не могут нанести «зебру» у школы, потому что нет тротуара. А тротуара нет, потому что не выделяются средства на его обустройство… Очень нужен светофор на перекрестке Советская – Мещерского. Дело в том, что через этот перекресток сотни детей идут в школу, а большегрузы там гоняют на большой скорости.
Отдельная тема – ремонт дорог и дворовых проездов. Хочу поблагодарить власти города за ремонт улицы Маяковского и дороги на набережную Георгия Седова. Мы очень долго ждали, когда их приведут в порядок. Тем не менее в Соломбале еще остается много проблемных участков: в районе пожарной части на пересечении улиц Красных Партизан и Полярной, на улицах Адмирала Кузнецова и Адмиралтейской, в Кемском поселке, на 14-м и 21-м лесозаводах и т. д.
Повторюсь: необходимо устранять перекосы в развитии округов и включать в городские программы больше объектов из северной части Архангельска.