ИЛИМ-ПАЛП_2020
F5

Ударим СанПиНом по бизнесу? Для торговых объектов готовят новые требования


Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото Алексея Липницкого и https://vk.com/zelentochka | 10.07.2020 07:50:43
Ударим СанПиНом по бизнесу? Для торговых объектов готовят новые требования

Роспотребнадзор разработал проект санитарно-эпидемиологических требований к торговым объектам и рынкам, реализующим продукты питания. Эти новые правила направлены на предотвращение инфекционных заболеваний и пищевых отравлений, однако некоторые их пункты практически невыполнимы для небольших магазинчиков, особенно в сельской местности. Кроме того, требования вызывают возражения у представителей экологического движения.


В июне на федеральном портале regulation.gov.ru  проходило публичное обсуждение новой редакции санитарно-эпидемиологических требований к торговым объектам и рынкам, реализующим пищевую продукцию. По итогам оценки регулирующего воздействия проект был направлен в Министерство юстиции. Планируется, что новый документ заменит аналогичные требования, которые действовали с 2001 года, и будет применяться пока до 1 января 2031 года.

Новый СанПиН для торговли

По новым правилам продавцы не смогут взвешивать товар без упаковки, продавать упавшие на пол продукты, мятые консервы, порченые овощи и фрукты, а также реализовывать яйца в тех секциях, где есть неупакованный товар. Хлеб разрешат продавать только в упаковке. 

Кроме того, будет запрещено размещать рыбные магазины в административных зданиях и жилых домах. Торговые объекты должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения. 

В складских помещениях и торговых залах пищевую продукцию нужно размещать отдельно от непищевой. Также необходимо обязательно соблюдать правила товарного соседства и не размещать рядом продукты, которые имеют специфический запах.

Над местами открытой торговой зоны рынка должны быть установлены навесы или иные конструкции, защищающие продукты от атмосферных осадков и прямых солнечных лучей. В палатках и киосках теперь станет обязательной установка раковины для мытья рук. 

И это далеко не все требования, указанные в новых правилах. Безусловно, среди них есть разумные, но есть и такие, которые не лучшим образом повлияют на работу объектов торговли. 

torgovlya_fish.jpg

Невыполнимые требования?

Новые требования всерьез беспокоят одну из владелиц архангельского магазина без упаковки «Зеленая точка», предпринимателя Анастасию ТРОФИМОВУ. К документу у нее сложилось негативное отношение.

«По новым правилам отпуск покупателям продуктов будет разрешен только в потребительской упаковке, при этом ничего не сказано об использовании собственной тары. Кроме того, введение этих требований может привести к тому, что маленькие магазинчики, которые закупают продукцию в крупной таре и фасуют ее на месте, просто уйдут с рынка. Безусловно, это повлияет и на «Зеленую точку», полностью лишит развития такую нишу бизнеса, как магазины без упаковки. Если эти правила будут приняты, то, скорее всего, нам придется сменить формат и сконцентрироваться только на реализации экотоваров», – уверена Анастасия Трофимова. 

По мнению уполномоченного при губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей Ольги ГОРЕЛОВОЙ, ряд пунктов из новых требований трудновыполним для небольших магазинов.

«Не на всех объектах торговли есть возможность соблюсти правила товарного соседства и зонирования. Сложно представить, как это можно реализовать в магазине площадью 12 метров. А подобных в регионе немало – особенно в районах Архангельской области. Так что можно уже сейчас говорить о том, что требования будут невыполнимы для ряда предпринимателей. Поэтому бизнесу стоит заранее изучить правила и при необходимости составить коллективное письмо в Роспотребнадзор для корректировки проекта, – отметила Ольга Горелова. – Как потребителя меня радует, что будет введен запрет на торговлю порчеными товарами, а также овощами и фруктами, которые упали на пол. Но предприниматели понесут дополнительные издержки, ведь продукция нередко портится и по вине покупателей. Кроме того, необходимо будет упаковывать все товары, организовывать в объектах торговли водоснабжение и водоотведение, если раньше это не было предусмотрено. Все это – дополнительная нагрузка для бизнеса, помимо уже существующих трудностей в связи с ситуацией с коронавирусом и грядущей отменой ЕНВД. В дальнейшем это может привести к закрытию небольших магазинчиков».

Экологический деффект

Однако не только бизнес беспокоят грядущие изменения. По мнению координатора экологического движения «42» Анастасии КОЧНЕВОЙ, новые требования не соответствуют приоритетам госполитики в области обращения с отходами и противоречат принципам экологической концепции «ноль отходов»: 

«Сейчас становится все больше людей, которые ходят в магазины со своими многоразовыми мешочками или контейнерами. Ведь одноразовые изделия крайне сложно, а порой даже невозможно сдать на переработку. Чтобы не приносить домой ворох мусора, некоторые покупают товары в свою упаковку. Действующий СанПиН предусматривает отпуск продуктов в чистую тару потребителя, тогда как в новых правилах подобное не прописано. Более того, запрещается продажа нефасованного товара, а это значит, что покупатели лишатся возможности брать ровно столько фруктов и овощей, сколько им нужно. Как следствие – излишки товаров будут попадать на свалки. Вместо соблюдения приоритетов государственной политики в области обращения с отходами, где самое главное – это предотвращение их образования, создаются условия для увеличения объемов мусора».

zelenaya_tochka-5.jpg

Подобного мнения придерживается и совладелица «Зеленой точки» Анастасия Трофимова. Концепция «ноль отходов» лежит в основе магазина, который она вместе с партнерами по бизнесу открыла в Архангельске. В «Зеленой точке» можно приобрести, к примеру, средства для уборки, шампуни, гели для душа в свои емкости. 

«До сих пор достаточно много людей считают, что продажа товаров на развес – это пережиток прошлого. Но я уверена, что за этим будущее. Ведь только так мы сможем уйти от засилья пластика и уменьшить количество отходов. Введение обязательной упаковки приведет к увеличению свалок. Многоразовая тара настолько же безопасна, как и одноразовая. Это подтверждает ряд исследований. А повсеместное введение одноразовой упаковки – откат цивилизации назад», – уверена Анастасия Трофимова.





Возврат к списку

Новости компаний

© 2003-2020 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5