ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Понедельник, 23 декабря, 2024 18:47

Трудности перехода: введение централизованной бухгалтерии в муниципальных учреждениях Архангельска вызвало неоднозначную реакцию


Ирина ФОКИНА | 25.11.2017 01:16:51
Трудности перехода: введение централизованной бухгалтерии в муниципальных  учреждениях Архангельска вызвало неоднозначную реакцию

Год назад муниципальные учреждения Архангельска начали переходить на централизованный бухучет. Как считают в городской администрации, реформа повысит качество управления финансами и сократит расходы. Многие руководители бюджетных организаций не разделяют этого мнения. В итоге переход на новую систему становится «добровольно-принудительным».


Муниципальное казенное учреждение «Центр бухгалтерского и экономического обслуживания» было создано в Архангельске в октябре 2016 года – для работы с органами местного самоуправления, казенными, бюджетными и автономными учреждениями. По словам директора департамента финансов администрации Архангельска Марии НОВОСЕЛОВОЙ, все процедуры в центре стандартизированы – от момента создания первичного документа до формирования итоговой отчетности, что дает возможность исправлять ошибки в документации сразу всех учреждений и вести единую бухгалтерскую политику.

Идея централизованной бухгалтерии не ноу-хау. По словам председателя Архангельской городской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Надежды ЗАОЗЕРСКОЙ, «мы уже это проходили»: в 1988 году город отказался от такой формы работы, как единый бухучет по округам, из-за ее неэффективности.

«Сегодня в учреждениях образования и культуры допускается действительно много ошибок в бухгалтерском учете, – считает Надежда Заозерская. – Это связано не только с квалификацией специалистов, но и с большим объемом работы. Централизованная бухгалтерия их исправляет, совместно с руководителями организаций пытается решать проблемы. Процесс взаимопонимания идет, но чем все закончится? О том, что ЦБ может не оправдать себя, мы начали говорить еще в декабре 2016 года. Пока представляется, что это просто очередной способ экономии средств бюджета. Но когда один бухгалтер обслуживает с десяток учреждений – это ненормально».

В городской администрации утверждают, что о перегрузках специалистов центра речи быть не может, однако, по словам Надежды Заозерской, ошибки в финансовых расчетах допускаются ими регулярно.

«Мы настаивали на том, чтобы приостановить перевод учреждений на единый бухгалтерский учет, и договорились с городскими депутатами провести очередную встречу, но не только с докладами представителей администрации, но и с рассказами руководителей учреждений о возникших сложностях», – отмечает Надежда Заозерская.

«Показательная порка» – так бывший директор Архангельского городского культурного центра Наталья ГАЛЫШЕВА называет свое увольнение, причины которого в администрации не объясняют.

«Мне лично официально было объявлено, что я уволена, потому что не иду на введение централизованной бухгалтерии, – заявляет Наталья Галышева. – Когда начались все эти процессы, я внимательно изучила документы, касающиеся перехода на ЦБ, и утвердилась во мнении, что нашему учреждению лучше иметь свою бухгалтерию. Я заблаговременно проинформировала администрацию города о своем решении, приводила аргументы, но никто не принял их во внимание».

По мнению Натальи Галышевой, централизованная бухгалтерия сегодня не готова обслуживать такое большое учреждение, как АГКЦ. Среди доводов, которые она приводит, – отсутствие отлаженной системы обмена информацией, что увеличивает трудозатраты, потому что некоторые документы приходится отвозить в центр, а также отсутствие защищенных электронных каналов связи, по которым можно было бы безопасно передавать документы, содержащие персональные данные.

«Есть еще один вопрос, который ставит меня в тупик, – продолжает Наталья Галышева. – Централизованная бухгалтерия принимает на себя не все функции бухгалтерского учета. Часть их, касающаяся в первую очередь первичной обработки документов, остается на учреждении. То есть бухгалтерии быть не должно, но кто-то эту приличную по объему работу делать должен. По разговорам коллег я поняла, что практически во всех организациях сейчас есть люди, оформленные по другим должностям, не связанным с бухгалтерией, которые занимаются обработкой этих документов. Разве это правильно, если мы говорим об экономии средств и оптимизации?»

О необходимости оставить в каждом учреждении хотя бы по одному бухгалтеру говорит и председатель Архангельской областной организации Российского профсоюза работников культуры Ирина ТОМИЛОВА.

«Централизованно нужно проводить, например, закупки, а для начисления заработной платы работникам лучше оставить человека в штате учреждения, – считает она. – У нас же сейчас происходит наоборот. Централизованная бухгалтерия действительно чревата ошибками в начислении зарплаты, а ответственность перед надзорными органами за это несет руководитель учреждения, которому ЦБ не подотчетна. Специалисты ЦБ просто говорят: «Мы исправимся», – а штрафуют директоров. ЦБ – одна из форм аутсорсинга, а он предполагает, что руководитель самостоятельно принимает решения. Поэтому мы хотим добиться того, чтобы переход на ЦБ был действительно добровольным и услугами центра пользовались только те, кому это реально нужно», – добавляет Надежда Заозерская.

Прямая речь

shaposhnikov_d.jpgДаниил ШАПОШНИКОВ, заместитель главы Архангельска по вопросам экономического развития и финансам:

– Целями введения централизованной бухгалтерии являются унификация бухучета, повышение качества работы учреждений, решение кадровых проблем. До введения ЦБ контрольно-ревизионное управление администрации Архангельска постоянно выявляло большое количество нарушений в деятельности бюджетных организаций: до 15% средств расходовалось неэффективно или нецелевым образом. После централизации этот показатель снизился до 3%. Раньше размеры ежегодных штрафов налоговой инспекции за некачественную финансовую работу доходили до 20 млн рублей, которые приходилось выкраивать из бюджета. Сегодня к учреждениям, которые перешли на ЦБ, претензий у налоговых органов нет.

Только за 2017 год мы смогли сэкономить 13 млн рублей, которые направили на исполнение предписаний надзорных органов и проведение капитальных ремонтов учреждений. По окончании переходного периода экономия бюджета будет ежегодно составлять 160 млн рублей. Но все это – лишь следствие нововведения. Все сэкономленные средства мы оставляем муниципальным учреждениям и «закрываем» тем самым социальные проблемы, на решение которых раньше не хватало денег.

Сегодня уже 66 учреждений – примерно половина от общего количества – работают с централизованной бухгалтерией. Правительством Архангельской области и губернатором этот опыт признан очень успешным и рекомендован для реализации в других муниципальных образованиях региона.

Определенный фон недовольства все еще присутствует, но он идет от тех, кто еще не перешел в ЦБ. Зачастую недостатки, которые сегодня приписываются единому бухучету, имеют совершенно не связанные с ним причины. Тем не менее все проблемы мы стараемся сразу же решать. Например, сегодня уже готово программное обеспечение для удаленной передачи персональных данных, которое заработает в начале 2018 года.

Переход в централизованную бухгалтерию по-прежнему остается добровольным. Сегодня все больше руководителей сами обращаются к нам, ежемесячно мы «подключаем» к ЦБ по 10-15 учреждений, график этой работы расписан на ближайшие несколько месяцев.






Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей