Артём БОТЫГИН. Фото Алексея Липницкого | 27.05.2016 18:23:50
Как уже сообщал «БК», вице-премьер Дмитрий РОГОЗИН приезжал в Архангельск для проведения заседания Морской коллегии при Правительстве РФ и президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Самые интересные для региона вопросы в повестке совещания - судьба Северного морского пути и сроки запуска проекта «Белкомур» - так и не получили развернутого ответа: где-то недостаточно проработана «матчасть», где-то остается проблема финансирования.
В совещании по вопросам Арктики приняли участие замминистра экономического развития России Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ, министр транспорта РФ Максим СОКОЛОВ, главы Архангельской и Мурманской областей, Ненецкого автономного округа, республик Коми и Карелия, Хабаровского края, представители около 20 федеральных министерств и ведомств, деловых кругов, научных и общественных организаций.
За день работы в Архангельске Морская коллегия при Правительстве РФ и президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики рассмотрела четыре ключевых вопроса: о перечне приоритетных проектов (в числе которых железнодорожная магистраль «Белкомур»), об уточнении прямых исходных линий вдоль арктического побережья, о развитии Северного морского пути и о деятельности Морской коллегии к ее 15-летнему юбилею.
Самыми важными для принимающей стороны были вопросы о «Белкомуре» и Севморпути — они непосредственно связаны с границами региона и могут стать драйверами развития экономики. Однако ничего принципиально нового и конкретного по этим темам сказано не было.
Реализация проекта «Белкомур» возможна только после определения источников финансирования, которых, по словам Максима Соколова, пока не видно. Он также добавил, что необходимо государственное решение о реализации этих планов на принципах концессионной модели (государственно-частного партнерства).
«Этого проекта в рамках бюджетных решений до 2020 года мы пока не видим», — пояснил министр.
Основным инвестором и подрядчиком выступает китайская компания Poly Technologies, Inc., главные акционеры — Республика Коми, Архангельская область, Пермский край. Подписанное в сентябре 2015 года в Пекине соглашение по строительству «Белкомура» также предусматривает 39 крупных инвестиционных проектов, в числе которых глубоководный район порта Архангельск.
Однако Максим Соколов выразил сомнения по поводу необходимости его строительства, так как грузооборот действующего порта, по оценкам министерства, ежегодно снижается и в прошлом году составил всего 3,7 млн тонн, и это лишь треть от имеющихся возможностей.
Обновленный порт, по проекту, способен справляться с транспортировкой 61 млн тонн грузов в год, хотя по «Белкомуру», по предварительным расчетам, ежегодно будет проходить только 35 млн тонн. При стоимости в 390 млрд рублей стоит задаться вопросом о целесообразности создания такого крупного объекта в Архангельске, подчеркнул Максим Соколов.
Касательно «Белкомура» Дмитрий Рогозин остался недоволен тем, что инвесторы из России не показывают к нему интереса. По его мнению, чтобы проект состоялся, необходимо самим верить в него, а не только надеяться на коллег из Китая.
«Пока сумма затрат для нашей экономики выглядит фантастической. Мы за «Белкомур», но не нужно тешить себя иллюзиями о «добром дяде» из Китая. Необходимо выстроить работу так, чтобы, когда китайцы придут в этот проект, было понятно: к нему проявляют внимание и наши инвесторы», — считает Дмитрий Рогозин.
Планы развития Северного морского пути, по мнению вице-премьера РФ, необходимо еще дорабатывать, начиная с тарифной политики и координации размещения заказов для грузоперевозок госзаказчиков. Наведение должного порядка лишь только в этом вопросе позволит сэкономить порядка 15-20% ежегодно выделяемых на это направление бюджетных средств, уверен Дмитрий Рогозин.
«Северный морской путь, без преувеличения, — один из самых важных, системообразующих проектов Арктики. На данный момент запланировано строительство только восьми специализированных судов — этого мало. Также не предусмотрены крайне актуальные мероприятия по дноуглублению и развитию межрегиональных речных коммуникаций, ориентированных на СМП», — добавил он.
Кроме того, для организации работы СМП необходимо создание единого транспортно-логистического оператора в арктической зоне, считает вице-премьер. Он должен стать «хозяином этого большого дела» и обладать всеми полномочиями по обеспечению заказов и контролю за транспортировкой грузов.