Павел МЕНЬШУТКИН | 19.07.2013 07:28:32
Экономика Архангельской области будет устойчиво расти только в том случае, если в нее будут поступать инвестиции. Эта банальная фраза обычно заканчивается ссылкой на инвестиционный климат, который уже достаточно долго пасмурен. Не может похвастаться серьезными вложениями и сельскохозяйственная отрасль. А между тем бизнес все чаще и чаще приглядывается к тому, чтобы инвестировать в производство продуктов питания.
Одной из причин, которая препятствует этому, является неопределенность с правами на сельхозугодья. Римляне, когда выдумывали институт общей собственности, ограничивали количество сособственников двадцатью, так как эта форма не предполагает учета мнения большинства при принятии решений о том, как ее использовать. Иногда и вдвоем невозможно договориться, по какой половице ходить в общем доме, не говоря уже о большем количестве участников.
Сейчас уже не так важно, почему это здравое обстоятельство не было учтено, когда в 1993 году Президент России подписал указ о передаче сельхозугодий в общую собственность сотням граждан. Нам важно понять, как безболезненно из этой ситуации выйти, потому что инвестору надо знать, с кем вести речь о покупке или пользовании этим ресурсом. А вот это-то как раз и неясно, так как трети сособственников уже нет в живых, еще треть уехала и находится неизвестно где и т. д.
Проблема до недавнего времени была практически неразрешима, а до 2005 года не было ни одной юридически чистой сделки по выделению участков из общего массива.
На мой взгляд, у публичных органов сегодня есть уникальный шанс без особых усилий и затрат создать инвестиционные площадки, потому что законодателем введено понятие невостребованной земельной доли, которую муниципальные образования – поселения могут оформить в свою собственность. Процедура достаточно проста: объявление в местной газете, учет возражений собственников на общем собрании и решение суда. Процент таких долей – от 30 до 50, а в одном из «не спящих» районов нашей области в муниципальную собственность уже оформляется 85% земельных долей.
Если до прошлого года чиновников останавливало то, что законодатель требовал предварительно выделить невостребованные доли в отдельный земельный участок, что было очень дорого из-за землеустроительных работ, то сейчас этого не нужно. Суд признает право на долю в общей долевой собственности, а дальше уже муниципальные органы решают, что с ней делать. Если же инвестор уже есть, то он может оплатить землеустроительные работы, и тогда бюджетные средства не тратятся совсем.
Дополнительным бонусом для инвестора предусмотрена норма, которая позволяет выкупить муниципальные доли за 15% от кадастровой стоимости тем организациям, которые уже используют земельные участки по назначению. А если учесть, что можно провести переоценку земель, то интерес может быть еще большим.
Для органов местного самоуправления это и способ расширения населенных пунктов для жилищного строительства, выделения участков под садоводство, а также более быстрого решения инфраструктурных проблем.
Таким образом, законодатель разрубил гордиев узел проблемы жесткого ограничения гражданского оборота сельхозугодий. Управленцы на местах не должны упустить этот шанс и сделать еще один шаг к улучшению инвестиционного климата области. Шанс этот может быть кратковременным, так как практика показывает, что либерализация обычно заканчивается консервацией.