Ирина ФОКИНА | 24.06.2017 01:41:02
Что мешает работать лучше? Такой вопрос был задан представителям подрядных организаций, занимающихся капремонтом многоквартирных домов, на расширенном заседании комитета по жилищной политике и коммунальному хозяйству областного Собрания. Оказалось, что многое, начиная с нехватки кадров и заканчивая сложностями, которые могут возникнуть после вступления в силу изменений в Градостроительном кодексе РФ, которые ужесточают госконтроль за подрядчиками и увеличивают их финансовую ответственность.
Работа некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта (ФКР) многоквартирных домов Архангельской области» в 2016 году оценена на твердую «четверку».
Как сообщил генеральный директор ФКР Александр БАРАЕВ, за весь период сбора с жителей взносов на капремонт (с ноября 2014 года) размер начислений составил 2,2 млрд рублей, причем половину этой суммы фонд планировал собрать в 2016-м. Однако пока в «общем котле» недостает 600 млн рублей, а показатель собираемости платежей на 1 июня равнялся 80%.
В 2016 году фонд заключил 345 договоров с подрядными организациями на общую сумму 856,4 млн рублей для проведения работ в 251 доме. В итоге было отремонтировано чуть менее 200 домов. Около 40 договоров пришлось расторгнуть из-за нарушения подрядчиками сроков выполнения работ и ненадлежащего исполнения обязательств, за что по судебным решения ФКР получил пока лишь 1,2 млн рублей компенсаций.
«В 2017 году изменился подход к проведению капремонта, – рассказал Александр Бараев. – Сейчас в приоритете не комплексность работ, а самые проблемные их виды. Таким образом к процессу удается подключить большее количество домов. Это видно из плана, согласно которому в текущем году нам предстоит отремонтировать 480 домов на сумму свыше 1,5 млрд рублей».
Директор ФКР считает, что на сегодняшний день главная проблема участников программы – качество работ, которое оставляет желать лучшего. Причин много. Сам Александр Бараев выделяет следующие: во-первых, смета, которую фонд предоставляет подрядчикам, в большинстве случаев не соответствует реальному объему требующихся работ; во-вторых, строительный рынок Архангельской области не в состоянии удовлетворить спрос на капитальные ремонты; в-третьих, хромает подготовка домов и взаимодействие с собственниками помещений, что увеличивает нагрузку на бизнес.
«На качество ремонта действительно очень влияет предварительная работа управляющих компаний, – выразил свое мнение генеральный директор ООО «Строительный холдинг» Артем ПЕРЕВЕРТАЙЛО. – Что им мешает заранее подготовить дом и грамотно подойти к его передаче? Крыши не очищены, проектно-сметная документация сделана кое-как... Надо, конечно, управляющие организации как-то заинтересовывать. Хотя мне, например, непонятно, какой еще нужен стимул, кроме того, что дом будет капитально отремонтирован, качественные характеристики жилья улучшатся? Мы также считаем, что надо пересмотреть порядок расчетов. Сегодня нам оплачивают только полностью завершенный вид работ. Мы не просим авансов, но ежемесячный процент дал бы нам возможность наращивать темпы».
Директор ООО «АС-Групп» Андрей ПЕТУХОВ добавил, что в ФКР работают всего десять кураторов, осуществляющих строительный контроль. Недостаток кадров сказывается на скорости проверок выполненных подрядчиком работ, а значит, и на сроках их оплаты.
Еще одним слабым местом программы капремонтов является составление сметной документации. Указанные в ней цены материалов и работ, по мнению подрядчиков, уже совершенно не соответствуют реальному уровню цен на рынке. К тому же ФКР изначально занижает сметы, чтобы попасть в «предельник» – предельную стоимость ремонтов.
Директор УК «Мегаполис» Константин ВЕБЕР в защиту управляющих компаний сообщил, что когда их полностью отстранили от участия в капитальных ремонтах, организации сократили соответствующие отделы и лишились специалистов, которые могли бы, в частности, грамотно составлять ведомости дефектов, определять точный объем необходимых для конкретного дома работ.
«Улучшать качество мы планируем несколькими способами, – продолжил Александр Бараев. – Прежде всего, чтобы увеличить число подрядных организаций, привлекаемых региональным оператором, мы будем работать не только с теми, у кого есть опыт капитальных ремонтов (таких компаний на сегодня 88), но и с другими строительными организациями. Кроме того, увеличим число надзорных мероприятий за счет привлечения специализированных фирм. Еще одним фактором, который должен способствовать повышению качества работ, по нашему мнению, являются те изменения, которые внесены в Градостроительный кодекс в отношении саморегулируемых организаций. С 1 июля компании должны будут регистрироваться только в тех СРО, которые функционируют в их регионе. Станет обязательным формирование второго компенсационного фонда – фонда обеспечения договорных обязательств. СРО теперь будут обязаны контролировать деятельность своих членов».
Правда, сами подрядные организации не приветствуют такое ужесточение законодательства. По их мнению, все сводится к сплошному контролю и новым проверкам. А учреждение компенсационного фонда в дополнение к банковской гарантии вообще может привести к разорению компаний, которые, еще ничего не заработав, уже должны будут заплатить круглую сумму. Это опасения разделяют и депутаты областного Собрания.
Прямая речь
Виктор ЗАРЯ, заместитель председателя комитета по жилищной политике и коммунальному хозяйству областного Собрания депутатов:
– Все предложения, поступившие от представителей фонда, органов исполнительной власти, подрядных организаций, управляющих компаний, депутатов, будут проанализированы и обобщены. В дальнейшем мы намерены совершенствовать региональную законодательную базу, а в случае необходимости выходить с инициативами на федеральный уровень, чтобы урегулировать ситуацию. Все участники рынка должны нести ответственность за свой фронт работ.
Андрей ПОТАШЕВ, министр ТЭК и ЖКХ Архангельской области:
– Работа фонда в 2016 году оценена на твердую четверку. В целях совершенствования программы мы постоянно вносим изменения в нормативно-правовую базу, в основном в областной закон о капитальном ремонте. Июньская сессия областного Собрания исключением не станет. Например, если в муниципальном образовании остаются неосвоенные в рамках программы денежные средства, сейчас их трогать нельзя. А не осваиваются они чаще всего по той лишь причине, что органы местного самоуправления вовремя не подсуетились – не включили дома в краткосрочный план, не обеспечили допуск к проведению работ или собственники отказались от их проведения. Мы хотим добиться того, чтобы эти средства можно было использовать. Поправка в закон даст собственникам право менять сроки и виды работ: мы сделаем краткосрочный план динамичным.