Пресс-служба ПАО «Архэнергосбыт» | 26.08.2016 23:13:43
В Архангельской области участились случаи грубого нарушения антимонопольного законодательства главами муниципальных образований: они объявляют на территории режим чрезвычайной ситуации, чтобы скрыть свое неумение решать вопросы жилищно-коммунального хозяйства в рабочем порядке и в рамках закона.
В Архангельской области участились случаи грубого нарушения антимонопольного законодательства главами муниципальных образований: они объявляют на территории режим чрезвычайной ситуации, чтобы скрыть свое неумение решать вопросы жилищно-коммунального хозяйства в рабочем порядке и в рамках закона.
По Федеральным законам № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» объекты коммунальной инфраструктуры могут передаваться в аренду или в концессию только с использованием конкурсных процедур, иное не допускается.
Согласно пп.2 п. 4 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций государственной или муниципальной преференцией не является.
В пп.11 п. 1 ст. 17.1. того же закона указано, что договор аренды в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть заключен только по результатам проведения конкурсов или аукционов, за исключением случаев, когда права предоставляются на срок не более 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев. Исключение не действует, если речь идет о передаче прав одному лицу.
Тем не менее администрации муниципальных образований находят средство, позволяющее обойти закон и, по всей видимости, самоустраниться от решения наболевших проблем жилищно-коммунального хозяйства, включая неплатежи предприятий ЖКХ за электроэнергию: введение на территориях режимов чрезвычайной ситуации и повышенной готовности.
Режим ЧС стал для должностных лиц органов местного самоуправления своеобразной панацеей от всех бед. Никто не наказывает глав за то, что они довели свои муниципалитеты до чрезвычайной ситуации. Более того, в условиях режима ЧС руководители районов и поселений чувствуют себя хозяевами положения: требуют от энергетиков обеспечения бесперебойного электроснабжения объектов даже при наличии критической задолженности за электроэнергию (вопрос о гарантиях погашения долгов даже не рассматривается).
В условиях «чрезвычайной ситуации» муниципальные объекты тепло– и водоснабжения с легкостью изымаются из хозяйственного ведения одних предприятий (вероятность по-гашения ими долга перед энергетиками становится близкой к нулю) и на внеконкурсной основе передаются новым юридическим лицам, которые начинают накопление задолженности на розничном рынке электроэнергии с первого же дня работы.
Порочная практика объявления «чрезвычайных ситуаций» и «режимов повышенной готовности» приобрела в 2016 году характер эпидемии. Только за последние полтора-два месяца такие режимы введены в шести муниципальных поселениях: в МО «Приморское» и в МО «Уемское» Приморского муниципального района, в МО «Обозерское» и в МО «Холмогорское» Плесецкого муниципального района, в МО «Сольвычегодское» Котласского муниципального района и в МО «Няндомское» Няндомского муниципального района.
Пример МО «Сольвычегодское» наиболее показателен. Там с 1 июня 2016 года заключен договор аренды между МО «Котласский муниципальный район» и ООО «ТеплоСтрой» в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся на территории муниципалитета. Срок действия договора аренды установлен с 1 июня до 1 октября – на четыре месяца. В договоре указано, что он заключен на основании протокола комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО «Котласский муниципальный район» от 26 мая 2016 года.
В соответствии со ст. 7 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года №85-5-ОЗ «О компетенции органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны», местный уровень реагирования на ЧС устанавливается решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне ЧС, которая затрагивает территорию одного сельского поселения.
Однако МО «Сольвычегодское» – городское поселение в Котласском районе Архангельской области Российской Федерации. Сольвычегодск впервые упоминается в 1492 году в Синодальной летописи именно как город и таковым остается вплоть до наших дней.
Возможно, уже в ближайшие дни режимы «чрезвычайной ситуации» будут введены в МО «Савинское» Плесецкого района и в МО «Кушкопальское» Пинежского района. Складывается впечатление, что региональные органы государственной власти осмысленно хранят молчание, чтобы не привлекать к происходящему в муниципалитетах внимания федеральных надзорных органов – прокуратуры и Федеральной антимонопольной службы, которые не должны позволять главам муниципальных образований нарушать законы РФ.
ПАО «Архэнергосбыт» обращается к органам государственной власти Архангельской области с просьбой разобраться в тенденциях, складывающихся в районах области, и исправить сложившуюся ситуацию.