Михаил АЛЕКСЕЕВ. Фото Артёма Ботыгина | 12.05.2017 23:58:57
Менее года назад в МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» сменилось руководство. Предприятие, ушедшее в 2015 году в минус на 25 млн рублей, по итогам 2016-го принесло доход в сумме 1,8 млн, то есть отработало почти на 27 млн рублей эффективнее. О том, как «вдруг» так получилось и как в ближайшие годы обновить парк мусоровозов в Архангельске, «БК» рассказал новый директор «Спецавтохозяйства» Николай МИНИН.
История у «Спецавтохозяйства» богатая – предприятию более 105 лет.
Последние годы были далеко не лучшими. В 2013-м произошло разбирательство по поводу нецелевого использования средств в размере 37 млн рублей на закупку суглинка, необходимого для изоляции твердых бытовых отходов, потом – по факту получения из областного бюджета субсидии на возмещение этих убытков.
В дальнейшем руководство предприятия тоже не могло похвастаться грамотным менеджментом. 2016 год МУП встретил с долгом более 50 млн рублей, половина которого образовалась в 2015-м.
Должники, к слову есть и у самого МУПа: дебиторка на сегодня почти достигла 40 млн рублей. Правда, примерно треть этой суммы вряд ли удастся вернуть, потому что некоторые предприятия, не рассчитавшиеся со «Спецавтохозяйством», уже обанкротились.
В феврале прошлого года глава Архангельска Игорь ГОДЗИШ назначил новым директором «Спецавтохозяйства по уборке города» Николая Минина – бывшего начальника отдела Двинско-Печорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.
Проведя аудит предприятия за последние три года, новое руководство определило, что приносит прибыль, а что генерирует убытки, и провело оптимизацию.
«Изначально стояла задача – посмотреть, может ли предприятие устойчиво и стабильно функционировать. Мы оптимизировали работу: перевели часть автопарка, работающего на бензине, на газ, незначительно сократили штат, отказались от нерентабельных услуг, что-то отдали на аутсорсинг. Нет такой сферы деятельности МУПа, которую бы мы не проанализировали. По итогам работы 2016 года – за неполные десять месяцев – был получен доход в 1,8 млн рублей. Значит, МУП жизнеспособен», – рассказал «БК» Николай Минин.
Кроме того, по словам Николая Минина, еще в 2011 году на средства МУП «САХ» в Архангельске было оборудовано около 500 контейнерных площадок, однако сегодня половина из них в работе предприятия не задействована даже частично – ими пользуются другие компании. При этом обязанности по содержанию этих площадок по-прежнему лежат на «Спецавтохозяйстве». Только за прошлый год на эти цели МУП потратил порядка 5 млн рублей.
«Все, что числится у нас на балансе, мы намерены приводить в порядок: эта политика будет доводиться до каждой управляющей компании. Если на нашей контейнерной площадке мы сами не работаем, то нужно вводить арендную плату, либо пусть УК обустраивают свои площадки. Мне кажется, это правильно, и антимонопольная служба нас в этом поддерживает», – добавил Николай Минин.
Модернизировать предприятие, по его словам, можно бесконечно – были бы деньги. Например, следует обновить автопарк: в последний раз мусоровозы покупались в 2011 году. Старые автомобили часто ломаются и дороги в обслуживании. Если заменить их на новую импортную технику, то только на топливе можно будет экономить вдвое. К тому же коэффициент прессования в современных мусоровозах значительно больше, чем в устаревших морально и физически КамАЗах, – семь против двух. Это значит, что одна новая машина сможет выполнять несколько текущих дневных норм.
Но получить кредит, чтобы осуществить задуманное, мешают большие долги, а также организационно-правовая форма предприятия: банки неохотно дают деньги МУПам, потому что у них, по факту, нет собственности, которую можно было бы предоставить в качестве залога.
«Прямым текстом не отказывают, конечно, но предлагаются не очень выгодные условия. Например, ставка по лизингу для МУПа – 17%, а для акционерного общества – 12%. Существенная разница, если покупать, скажем, новый автомобиль, который стоит порядка 8 млн рублей. Ко всему прочему, с недавних пор все МУПы перешли на работу по Федеральному закону «О контрактной системе» в сфере госзакупок №44-ФЗ. Закон достаточно жесткий. В условиях конкуренции – а в Архангельске больше 10 частных компаний-перевозчиков твердых коммунальных отходов – отреагировать быстро не получается. Как минимум полтора-два месяца нужно, чтобы что-то купить», – пояснил директор «Спецавтохозяйства по уборке города».
Поэтому руководство МУПа совместно с администрацией Архангельска приняли решение о смене организационно-правовой формы предприятия, включив его в прогнозный план приватизации на 2017 год. На апрельской сессии депутаты городской Думы поддержали это решение, но, надо сказать, не без споров.
Глава Архангельска Игорь Годзиш отдельно отметил, что «САХ» не планируется продавать частному лицу – предприятие все так же на 100% будет принадлежать областному центру. Но в форме АО или ОАО – это еще предстоит решить. Главное, что «Спецавтохозяйство» сможет активнее привлекать деньги на развитие, а также в части закупок работать уже по более лояльному Федеральному закону № 223-ФЗ (для юридических лиц).
Как рассказал «БК» член комиссии по вопросам городского хозяйства Архангельской городской Думы Константин ЯКОВЛЕВ, вопрос приватизации МУП «САХ» вызвал жаркую дискуссию среди депутатов. Но даже несогласные выступали не столько против самой приватизации, сколько против недостатка информации об этом процессе.
«В итоге, несмотря на споры, приватизация «Спецавтохозяйства» была одобрена большинством депутатов. Уточню, что этим решением мы лишь внесли «САХ» в прогнозный план, это не значит, что уже завтра предприятие вдруг станет акционерным обществом. Теперь предстоит следующий этап: рабочая группа будет уточнять все детали приватизации. Мы понимаем, что уборка мусора – стратегический вопрос для любого города, а «Спецавтохозяйство» сегодня – это пока «неповоротливое» в принятии некоторых решений предприятие, из-за чего оно теряет рынок. Учитывая особую социальную значимость МУПа, депутатский корпус будет активно участвовать в этом процессе», – добавил Константин Яковлев.
По словам директора «Спецавтохозяйства», если все получится, то уже в III-IV квартале 2017-го предприятие будет приватизировано и в 2018 год войдет, имея в активе инвестиционную программу и предложения по модернизации, чтобы привлекать средства в той мере, в которой они необходимы.
Прямая речь
Николай МИНИН, директор МУП «САХ»:
– Мы командировали сотрудников в другие города, чтобы посмотреть, как работают точно такие же предприятия, которые находятся в собственности города. Ростов-на-Дону, Уфа, Снежинск, Иркутск, Киров, Сызрань, Курск: все они ушли от МУПов. А сегодня их автопарк на 100% состоит из иномарок, и расход у них в два раза меньше, чем у наших старых автомобилей. 60% прибыли нам приносит вывоз мусора, поэтому нужно уделять внимание автопарку. В последний раз он обновлялся в 2011 году. Мы рассматриваем современные мусоровозы с высоким коэффициентом прессования – семь вместо двух как сейчас. То есть один автомобиль сможет собирать в несколько раз больше контейнеров.