ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Воскресенье, 29 декабря, 2024 10:57

Замглавы Архангельска Игорь Арсентьев рассказал о дорожных ремонтах и автобусной реформе


Беседовала Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото Ильи Леонюка и из архива редакции | 20.09.2022 13:23:23
Замглавы Архангельска Игорь Арсентьев рассказал о дорожных ремонтах и автобусной реформе

В июле 2022 года заместителем главы Архангельска по инфраструктурному развитию стал Игорь АРСЕНТЬЕВ. В его обязанности входят три ключевых направления работы: градостроительство, дорожные ремонты и общественный транспорт. Есть и другие, но именно эти – самые объемные и активно обсуждаемые. Ранее почти три года Игорь Валентинович являлся главой Плесецкого района (округа). Так что его возвращение в Архангельск тоже привлекло внимание. О своем видении проблем и перспектив города Игорь Арсентьев рассказал в интервью «Бизнес-классу».


– Игорь Валентинович, что дал вам опыт предыдущей работы? С каким настроением и при каких обстоятельствах вернулись в Архангельск?

– Работа главы района очень сложная и в какой-то степени неблагодарная, потому что далеко не всегда можно сиюминутно решить проблемы жителей, зачастую копившиеся годами и даже десятилетиями. На первом этапе приходилось тяжело. Но зато получилась сразу проверка боем.

Современные требования к руководителям муниципальных образований высоки, что связано в первую очередь с большими объемами федерального финансирования в рамках реализации нацпроектов. Передо мной стояла задача создать нужный импульс, запустить волну развития района. Старался работать максимально эффективно. И сегодня вижу, что в Плесецком – теперь уже округе – достаточно много новых масштабных строек по разным направлениям. Это говорит о том, что территория развивается, имеет перспективы. Расцениваю это для себя как положительный результат, хотя судить, конечно, местным жителям и главе региона.

Я родился в Пинежье, в Архангельске жил с 2002 года – с момента поступления в АГТУ – и до переезда в Плесецкий район в 2019-м. Откровенно скажу, что насколько непредвиденным для меня было предложение попробовать свои силы там, настолько же неожиданным стал разговор о нынешней смене места работы. Состоялся диалог с Александром Витальевичем ЦЫБУЛЬСКИМ о том, чтобы включиться в команду администрации областного центра именно по инфраструктурным вопросам. И я как командный игрок такое решение принял. Надеюсь, что мой опыт главы района будет полезен в первую очередь с позиции знания законодательства и специфики работы с бюджетом.

Сейчас уже более глубоко «ныряю» в Архангельск. И тоже сразу попал в горячий сезон – летних дорожных работ.

– Давайте и мы сразу о проблемах: об АГСУМе, который стал основным подрядчиком по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в Архангельске в 2022 году. Пожалуй, за последние несколько лет ни к одной компании не было столько нареканий по БКД, какую улицу ни возьми…

– Видите, получилось так, что практически все участки по БКД в этом году были объединены в один лот. Ремонт городских дорог при их высокой загрузке, сжатых сроках – серьезная задача для подрядчика: не все даже профессиональные дорожники способны с ней справиться.

arsentiev_i_morev.JPG

В нынешних реалиях можно было бы занять исключительно позицию заказчика, который отстаивает свои интересы в правовом поле: вести претензионную работу, пытаться расторгнуть контракт. Хотя это достаточно спорный момент, потому что, во-первых, сроки ремонтов значительно бы затянулись, а во-вторых, АГСУМ ведь не игнорирует обязательства – пытается их выполнять.

АГСУМ прекрасно умеет асфальтировать дороги: для этого у компании есть технологии, специалисты, свой асфальтобетонный завод. Но когда мы говорим о комплексном ремонте дорог по БКД, это предполагает также обновление тротуаров, установку монолитного бордюрного камня, благоустройство прилегающей территории и т. д. И вот с этим возникают сложности.

Конечно, темпы работ нас не устраивают, как и любого жителя города. Но мы понимаем, что административно – в хорошем смысле – надо подрядчику помогать. В частности, с поиском ответственных субподрядчиков. Так у нас произошло на улице Шабалина («Помордорстрой»), на Красноармейской («Севзапдорстрой»), где субподрядчики к концу сентября – началу октября должны ремонт дорог завершить.

– В контракте указан срок – до 30 сентября…

– К сожалению, уже понятно, что к этой дате АГСУМ со всем объемом работ не справится. Мы уйдем в октябрь, надеюсь, что немного. Но контракт однозначно будет выполнен. Подрядчик предупрежден о том, что к нему применят меры административного воздействия, в том числе штрафные санкции, и соглашается, что мы имеем на это основания. Отвечать АГСУМу придется. Рублем его накажем, и очень серьезно.

agsum_sadovaya.jpg

Мы действуем в рамках контрактного законодательства, но рекомендуем дорожникам реально оценивать свои силы, прежде чем заходить на такие крупные торги.

– Во время рейдов с главой Архангельска Дмитрием МОРЕВЫМ мы видели, что ремонт внутриквартальных проездов, а теперь и тротуаров, становится частью летнего дорожного сезона. Что скажете об этой практике?

– Комфортная городская среда для жителей должна начинаться сразу, когда они выходят из подъезда своего дома. Состояние внутридворовых проездов и тротуаров удручающее во многих микрорайонах Архангельска. Сейчас мы выделяем средства на решение этого очень важного вопроса. Здесь как раз получился «симбиоз», когда и в муниципальном бюджете благодаря поддержке городских депутатов деньги (второй год подряд) были выделены, и правительство региона нам помогло на такую же сумму – 50 миллионов рублей, и подрядчики по обоим лотам найдены хорошие. Программа получит отражение и в бюджете на 2023 год.

Кроме того, в этом году впервые из областного бюджета поступило 16 миллионов рублей на ремонт тротуаров, в том числе тех, что примыкают к магистральным дорогам. Перечень интересный, тротуары достаточно протяженные – самый длинный из списка идет вдоль Троицкого проспекта. Здесь, думаю, проблем также не возникнет.

– Даже не знаю, с чего начать разговор о реформе общественного транспорта. Информационное поле вокруг нее пока скорее негативное. Особенно после того, как на днях антимонопольная служба отменила результаты всех новых конкурсов на автобусные перевозки в Архангельске. Что пошло не так и что будет дальше?

– Для меня тема общественного транспорта не новая, занимался решением этих вопросов в Плесецком районе. В чем плюс – там сохранилось муниципальное предприятие, которое выполняет львиную долю автобусных перевозок по маршрутам, в большинстве своем убыточным. С этого года предприятию существенно помогает область – субсидированием выпадающих доходов. За счет местного бюджета компенсировать их крайне тяжело.

Но мы должны понимать: там, где муниципальные предприятия существуют, их нужно поддерживать, а там, где таких предприятий уже нет, не надо холить и лелеять мысль о том, что их можно на пустом месте восстановить. Не получится.

Что касается Архангельска, преимущество сложившейся системы общественного транспорта в том, что для бюджета автобусные перевозки не стоят практически ничего. А минус в том, что как только перевозчик перестает получать прибыль, которую хотел бы видеть, он начинает муниципалитет… шантажировать. Иначе не скажешь. Выкручивать руки, пользуясь тем, что, в случае его отказа выходить на линию, никто другой не сможет оперативно зайти на этот маршрут. А людям каждый день надо ехать на работу, в больницу и т. д. Наши трудности взаимодействия их абсолютно не волнуют.

bus_maymaksa.jpg

Перевозчики начинают сокращать количество рейсов, нарушать расписание… Кто-то вообще отказывается пролонгировать контракты и просто уходит с маршрута, как это недавно произошло с автобусами № 7 и № 63. По сути, такое могло случиться на любом, даже очень загруженном маршруте. Мы едва избежали такой ситуации, к примеру, на 44-м, также благодаря субсидиям, обеспеченным из областного бюджета.

Справедливости ради, подчеркну: так ведут себя не все перевозчики. Но общественный транспорт надо приводить в порядок. Хаотичное расклеивание рекламы, непонятная ситуация с «серыми» или «черными» зарплатами водителей и кондукторов, условия их труда, непрозрачный учет доходов перевозчиков, гонки по улицам и ДТП с участием автобусов – все это говорит о том, что мы имеем мину замедленного действия.

– И на что вы опираетесь в стремлении ее обезвредить?

– Инициированная губернатором реформа общественного транспорта в Архангельске необходима, потому что дальше так продолжаться не может. Такова и твердая установка главы областного центра Дмитрия Морева.

Мы можем требовать с перевозчиков, равно как и с подрядчиков, только тогда, когда платим им деньги. Сегодня их ответственность, даже за срыв автобусного сообщения, не скажу, что номинальна, но незначительна. Один только регулируемый тариф результата не даст – мы в этом уже убедились.

green_bus.jpg

Отмечу несколько принципиально важных моментов реформы. Во-первых, перевозчик будет должен сделать разовую закупку большого количества автобусов, комфортных и низкопольных. То есть на рынок может зайти только серьезный и обеспеченный игрок, неважно, федерального или регионального уровня. Второе – обязательное соблюдение маршрутной сети и графиков движения. Третье – реформа позволит сделать рынок перевозок более прозрачным с точки зрения пассажиропотока. Четвертый момент – единое брендирование автобусов без любой наружной рекламы. Мы нацелены также на сохранение и развитие льготной системы для пассажиров. Не буду перечислять все, эта информация есть в открытом доступе.

Нами составлены лоты, куда входит, к примеру, и потенциально прибыльный для перевозчика маршрут, и малозагруженный, чтобы они друг друга финансово уравновешивали…

– Так ведь такая практика и была, только в итоге некоторые перевозчики стали отказываться от убыточных маршрутов, при этом оставляя доходные себе.

– Сейчас это будет невозможно. Если подрядчик не выполняет своих обязательств на маленьком неприбыльном маршруте, он теряет весь контракт. Мы подходим к тому, чтобы все эти новые требования, новые контракты начали действовать с 1 января 2023 года. Правительство области нас полностью в этом поддерживает.

– Решение УФАС не помешает этим планам?

– Полагаю, недовольство исходит от перевозчиков, которые всеми силами стараются отсрочить реформу. Что касается предписания УФАС, ключевое обстоятельство – открытие или неоткрытие в Архангельске газозаправочной станции (от будущего перевозчика требовалось наличие автобусов на газомоторном топливе. – Прим. ред.). Сейчас этот технический момент мы отразили в конкурсной документации и продлили сроки приема заявок по всем лотам. Надеюсь, что в ближайшие неделю-две у нас все подрядчики появятся.

– Еще одно направление вашей работы – градостроительство. «Бизнес-класс» очень подробно отслеживает эту тему, но пару коротких вопросов на перспективу задам. На чем сегодня сделаны акценты в строительстве коммерческого жилья?

– Акцентов три: масштабные инвестпроекты (сейчас в Архангельске их в разработке не менее пяти), комплексное развитие территорий и развитие застроенных территорий.

– Все крупные социальные стройки курирует область, в чем заключается роль городских властей?

– Наша основная задача – инфраструктурное обеспечение реализации этих контрактов. Архангельск активно развивается – не припомню такого в «нулевых» или начале «десятых» годов. Строятся школы, детские сады, социальные дома. Работа в администрации города особенно импонирует мне сейчас с инженерной точки зрения, потому что существует столько масштабных проектов!

На данном этапе мы занимаемся подготовкой к реконструкции Московского проспекта с расширением улицы Ленина. Напомню, что на эти цели благодаря губернатору Архангельской области выделен инфраструктурный кредит в размере двух миллиардов рублей. Второй инфраструктурный кредит одобрен на строительство дороги на улице Карпогорской. Это дороги, необходимые для дальнейшего развития Майской Горки и соседнего округа Варавино-Фактория на многие годы вперед. Как вы знаете, большинство новых и строящихся социальных объектов сосредоточено именно там.

Сегодня Архангельску уделяется огромное внимание. Проекты, о которых мы с вами говорили, а также программы расселения людей из аварийного жилья, благоустройства общественных территорий и многие другие направления имеют стабильное финансирование из областного и федерального бюджетов. Наша задача – все эти возможности правильно реализовать.

Комментарий

Дмитрий МОРЕВ, глава Архангельска:

morev_d.JPG– По нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в 2022 году в городе будут отремонтированы 13 объектов на сумму около 500 млн рублей. К основному подрядчику были нарекания, но сегодня при прямом контроле администрации города работы на оставшихся объектах выходят на финишную прямую.

Напомню, что в первой половине лета в Архангельске заменили асфальтовое покрытие 21 внутриквартального и дворового проезда. В список второго этапа включены еще 18: средства – 50 млн рублей – выделены из областного бюджета по поручению губернатора Александра Цыбульского. Программа поступательно реализуется второй год подряд и будет продолжена в дальнейшем.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей