Текст: Елена СВЕТЛИЧНАЯ. Фото: www.region16.info | 12.05.2012 07:54:58
В Архангельской области готовится эксперимент: что изменится, если передать полномочия города району? САМОуправляться уже невыгодно: раз денег мало, нужно объединяться. Первым на отчаянный шаг решился Шенкурский район, ему на пятки наступают Няндома, Лешуконское, Онега и Карпогоры. Реформу под эгидой областного правительства проводят ускоренно: нужно успеть до осени, ведь в этом случае в реформируемых МО-поселениях не придется устраивать выборы глав.
Речь идет о передаче полномочий тех поселений, которые являются административными центрами районов: администрации Шенкурска — Шенкурскому району, Няндомы — Няндомскому району, Онеги — Онежскому району и т. д.
Такую возможность дает 131-й Федеральный закон с 1 января 2011 года. Процедура прописана: инициативная группа предлагает поправки в устав, проводятся публичные слушания, окончательное решение принимают депутаты. Для изменения уставов города и района достаточно 2/3 голосов.
Примечательно, что новая система исполнения полномочий не предусматривает ликвидации представительного органа городского поселения: районный центр лишается администрации, но депутаты остаются. Председатель совета депутатов одновременно будет главой города — по современному «сити-менеджер». Таким образом, жителям не придется выбирать мэров.
Но почему реформу проводят так быстро? Осенью во многих муниципальных образованиях должны пройти выборы, и если решение вопроса затянется, по новой системе можно будет работать только после истечения срока полномочий вновь избранных представительных органов и глав МО.
Кому достанется власть?
Публичные слушания в Шенкурске прошли незаметно: в разгар рабочего дня посетить мероприятие смогли в основном заинтересованные лица. Перед майскими праздниками информация распространялась неактивно: депутат Совета МО «Шенкурское» Леонид ЖУРАВЛЁВ пожаловался, что даже ему, народному избраннику, пришлось приложить усилия для поиска проекта изменений в устав Шенкурска. Что же говорить о простых горожанах. Возможно, это предопределило исход голосования: 22 голоса «за» из 32.
Основным спикером на слушаниях стал избранный в марте 2012 года глава Шенкурского района Сергей КОТЛОВ, который до этого времени три с половиной года возглавлял администрацию Шенкурска. Именно он выступил инициатором эксперимента.
«Мы не говорим про объединение муниципальных образований, речь ведется исключительно о том, что администрации района придется исполнять полномочия не только свои, но и администрации города Шенкурска. При этом статус города МО «Шенкурское» не теряет, остается и его представительный орган – Совет депутатов, решения которого глава района должен исполнять», — пояснил Сергей Котлов.
По его словам, председатель городского Совета депутатов, он же глава Шенкурска, представляет интересы жителей городского поселения. Должность председателя-главы предлагается ввести на освобожденной основе. Исполнительным органом будет администрация района. Таким образом, работу районной администрации будут контролировать два представительных органа — районный и городской советы депутатов. Останется и два муниципальных бюджета...
В этой абракадабре управленческой новации обывателю нетрудно запутаться: кто кому подчиняется, кто кем будет управлять, чем будет заниматься глава города, а главное — зачем и кому выгодны предлагаемые перестановки?
Экономика и политика
Среди плюсов обсуждаемой инициативы называются такие: экономия бюджетных средств на содержание городской администрации, исключение дублирования полномочий города и района, решение проблемы кадрового голода. Но, пожалуй, главное, чего добьется район с новыми полномочиями — это повышение финансовой управляемости.
«Так, как есть, уже не работает. Нужно жить по средствам. Можно разделить бюджеты и дать всем по чуть-чуть, а можно объединить — и решать проблемы централизованно», — отмечает глава района Сергей Котлов.
Работая еще главой Шенкурска, он убедился в том, что полномочия двух муниципальных образований серьезно дублируются — в земельных отношениях, строительстве, вопросах ЖКХ. «Решать вопросы финансирования главе города непросто: на уровне области его никто слушать не будет. К губернатору не пробиться: на своем опыте я это знаю. Попытаться попросить денег у области главе первого уровня практически невозможно. А район зачастую отмахивается от поселений. Усиливая статус Шенкурского района, мы сможем активнее участвовать в разработке региональных программ и получать финансирование», — считает Сергей Котлов.
Но если эти аргументы главы района могут претендовать на убедительность, то предполагаемая экономия от проводимой реформы вызывает сомнения. Так, ликвидировав должность мэра Шенкурска, чье ежегодное содержание оценивается примерно в 700 тысяч рублей, городской бюджет не избавится от необходимости оплачивать работу нового главы — председателя Совета депутатов. Его зарплата пока не установлена.
Определенная выгода будет от ликвидации Шенкурской администрации. Но ведь 131-й закон предусматривает не ликвидацию, а объединение двух управленческих структур. Однако Сергей Котлов ссылается на распоряжение, изданное еще прежним губернатором Архангельской области Ильей МИХАЛЬЧУКОМ: если штат районного управленческого состава увеличится, есть риск лишиться областных субсидий.
Что же получается: полномочий станет больше, а число работников не изменится? Разве что специалисты будут работать с двойной нагрузкой — один за двоих?! Тогда результат очевиден: услуги будут отдалены от жителей, снизится и качество работы.
Возможно, от городской администрации освободятся офисные помещения, которые будут сдаваться в аренду. Однако никаких даже примерных финансовых расчетов, подтверждающих экономию в результате реформы, не проводилось.
«Мы говорили — просчитайте, может, наоборот, денег будет тратиться больше. Зачем догадки строить, надо было предоставить цифры, определить новую структуру управления. Судьбоносное и для города, и для района решение предлагается утвердить всего тремя голосами депутатов — а с ними всегда можно договориться! У нас даже не было депутатских слушаний, — сказал депутат Совета МО «Шенкурское» (г. Шенкурск) Леонид Журавлёв. — Что касается нового главы Шенкурска, выбираемого из числа депутатов, так можно назначить не самого грамотного, а самого преданного. И должного контроля за финансовыми средствами не будет. Например, за четыре года работы депутатов нынешнего созыва нам ни разу не показывали результаты проверки работы городской администрации».
Отдают или отбирают?
Если в проекте новых уставов Шенкурска и Шенкурского района содержатся поправки в более чем 30 статей, то изменения устава Онежского района изложены на двух страничках. Это дает повод противникам реформы сомневаться в проработанности вопроса и беспрепятственной регистрации документов в Минюсте. Кроме того, Онега уже пыталась отдать свои полномочия району: по словам председателя Совета депутатов МО «Онежское» Сергея КОРОТЯЕВА, эта необходимость назрела давно. Но попытки самостоятельно внести поправки в устав города ни к чему не привели. Только после изменения 131-го Федерального закона и консультаций с правовым департаментом областного правительства удалось выработать схему проведения реформы.
«Без финансовой подпитки наши полномочия — пустой звук. Это понимают и депутаты, и население. Жители давно требуют объединить администрации — людям непонятно, с кого требовать решения той или иной проблемы, тем более что здания администраций расположены рядом», — пояснил Сергей Коротяев.
На содержание 18 сотрудников городской администрации тратится почти 10 млн рублей в год. При передаче полномочий штат районной администрации увеличится на пять-шесть человек. Говорят, глава МО «Онежское» Татьяна КУТЬКИНА уже дала предварительное согласие о сложении своих полномочий: ей предложена должность в структуре районного управления.
«Не думаю, что у нас возникнут какие-то сложности с голосованием. Публичные слушания назначены на 17 мая, изменения в устав планируется принять на сессии 29 мая, после чего документы отправят в Минюст», — сообщил Сергей Коротяев.
Обратный процесс
По сути, мы возвращаемся к тому, от чего уходили: сначала 131-й закон давал местному самоуправлению полномочия, но при условии, что они будут исполняться с соответствующими финансовыми возможностями. Но выстраиваемая вертикаль вошла в противоречие с декларируемыми принципами местной демократии и самоуправляемости территорий.
Реформа местного самоуправления провалена: инициатива на местах зажата в тиски, собственных доходов не хватает. Главы поселений зачастую не могут купить ведро — для этого нужно идти «на поклон» к вышестоящему «начальству». Чего проще вернуться к старой схеме, когда за все отвечала районная администрация.
С одной стороны, верно: подметать дворы и сгребать снег с крыш может одна группа управленцев, а не две. С другой: где гарантия того, что сэкономленные копейки при формировании областного бюджета учтут в плюс району? И потом — почему речь идет об объединении «город-район», а не о том, чтобы взять под свое крыло нищие сельские поселения?! Вопросов больше, чем ответов. Главное — ответить на них сейчас, чтобы потом не пришлось затевать новую реформу. Ведь предлагаемый путь ведет к еще большей пассивности населения, которое не может реально участвовать в самоуправлении, решении вопросов местного значения.