ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Воскресенье, 17 ноября, 2024 06:23

Пока за воротами Арктики...


Текст: Татьяна Потапова, Фото: Виктор Кузнецов | 20.01.2012 06:31:05

Летний туристический сезон 2011 года стал рекордным по числу посетителей национального парка «Русская Арктика». За два коротких месяца здесь побывало около 900 туристов. Однако Архангельская область, на территории которой располагается парк, фактически не имеет отношения к арктическому экотуризму. Круизные лайнеры к архипелагам Ледовитого океана отправляются из Мурманского порта.

По мнению директора ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика» Романа ЕРШОВА, роль Архангельской области в развитии арктического туризма, несомненно, должна быть усилена. Тем более что интерес к неизведанной, манящей Арктике растет год от года. Это показал летний туристический сезон 2011 года, который стал рекордным как по числу посетителей, так и разнообразию туроператоров. К традиционным туристическим фирмам в этом году добавились новые для Арктики операторы из США и Австралии. 

Арктика - наша, туризм — нет...

По мнению директора парка, туристский поток на территорию парка можно наращивать и впредь, если на законодательном уровне будут приняты необходимые решения. 

«Во-первых, на одном из архипелагов нужен временный пункт прохождения границы Российской Федерации. Тогда, к примеру, мы могли бы сотрудничать с туристическим комплексом  Свеаборг (бывшая стратегически важная крепость на юге Финляндии, которую в год посещают десятки тысяч туристов). Еще одна проблема - небезоблачные отношения с Министерством обороны РФ, которое пытается запретить доступ иностранных туристов на Новую Землю. На наш взгляд, этот вопрос тоже можно урегулировать», - считает Роман Ершов.

Что же касается более активного вовлечения в арктический турбизнес Архангельской области, то здесь одна из главных сложностей состоит в том, что основной формой посещения территории «Русской Арктики» является морской туризм с привлечением круизных ледоколов и больших судов усиленного ледового класса. И здесь с точки зрения инфраструктуры и логистики Архангельский порт серьезно уступает Мурманскому. К тому же преимущественному числу иностранных туристов, а они составляют 90% посетителей Арктики, удобнее отправляться в путешествие из Мурманска. 

В поисках альтернативы

«Архангельску необходимо развивать альтернативные способы доставки туристов в Арктику, - считает заместитель директора по туризму ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика» Виктор КУЗНЕЦОВ. – Сейчас администрация национального парка активно занимается этим вопросом. И уже этим летом планируется отправить первых туристов в Арктику через Архангельский порт. Это будет не обычный рейс, а туристическо-экспедиционный. На одном из современных научно-экпедиционных  судов Северного УГМС к берегам Арктики отправится группа ученых, перед которыми будут стоять конкретные научные задачи. Таким образом, туристы смогут не просто наслаждаться прекрасными видами северной природы, но и ощутить себя участниками настоящей полярной экспедиции». 

В июле 2011 году на судне Северного УГМС «Иван Петров» экспедицию из Архангельска в Арктику уже успешно совершила группа ученых. Правда, на маломерных судах возможно посещение только территории архипелага Земля Франца-Иосифа и национального парка «Русская Арктика», без захода на Северный полюс, где более сложная ледовая обстановка. 

С другой стороны, такое путешествие гораздо доступнее по цене, так как львиную долю стоимости путевки в Арктику составляет аренда судна. Для сравнения: если 12-дневный тур на круизном ледоколе стоит $24-35 тысяч, то на судне типа «Иван Петров» или «Профессор Молчанов» аналогичная поездка обойдется в 250-450 тысяч рублей.

Кроме того, на сегодняшний день есть предложения по расширению морского туризма путем привлечения отдельных яхт и небольших судов, посещающих архипелаг Шпицберген. Круизы с посещением архипелагов Шпицберген, Земля Франца-Иосифа и северной оконечности северного острова архипелага Новая Земля имеют большую перспективу и интересуют туроператоров, специализирующихся на туризме в экстремальные точки Земли. В этом году впервые заповедные арктические острова архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа уже посетили три российские яхты. 

«В настоящее время отдел экологического просвещения и туризма национального парка «Русская Арктика» разрабатывает дополнительные маршруты экстремального туризма по территории парка. И они будут стартовать не из Мурманска, а из столицы Поморья – Архангельска», - подчеркнул Виктор Кузнецов.

Если рассматривать более долгосрочные перспективы, то реальной альтернативой морскому транспорту может стать воздушный. Сначала - вертолеты, а затем, с развитием инфраструктуры, и авиасообщение. 

«На территории национального парка «Русская Арктика» в местах, имеющих историко-культурное значение, характерные элементы ландшафта и объекты природы, планируется оборудовать 12 опорных пунктов, - поясняет Роман Ершов. - В состав этих пунктов будут входить: визитцентры, смотровые площадки с обогревом, туристические тропы, специальные транспортные средства, закрытые помещения для отдыха туристов. С появлением инфраструктуры арктический туризм выйдет на качественно новый уровень. Туристы смогут проживать непосредственно на территории архипелага, а не высаживаться на сушу с лайнеров лишь на несколько часов».

Миллионы в инфраструктуру

В настоящее время специалистами «Русской Арктики» ведется инвентаризация существующих на территории национального парка хозяйственных объектов, по большей части – заброшенных полярных станций. Работа еще не закончена, но уже очевидно, что восстановление инфраструктуры потребует серьезных финансовых затрат. Так, по приблизительным расчетам, восстановление, к примеру, одного из строений на о. Гукера, где некогда располагалась полярная станция, обойдется в 5 млн рублей. В будущем там планируется создать музейный комплекс.

«Естественно, такой объем работ не может быть осуществлен исключительно на бюджетные средства, поэтому национальный парк участвует в различных, в том числе международных проектах, тесно сотрудничает с экологическими институтами и общественными организациями. Восстановление объектов инфраструктуры наряду с бюджетными средствами будет идти за счет грантов и инвестиций сторонних организаций-партнеров. К примеру, уже известно, что в восстановлении объектов на острове Гукера будет участвовать Российское географическое общество», - пояснил Роман Ершов. 

Впрочем, даже после завершения всех работ по благоустройству нацпарка говорить о массовом арктическом туризме будет едва ли возможно. Во-первых, в силу высокой стоимости путевок, во-вторых - самой специфики отдыха. Но, по мнению ученых и экологов, это скорее благо: арктические территории слишком ранимы, и массовый туризм  их просто погубит.

Справка «БК»

Национальный парк «Русская Арктика» - третий по величине и самый молодой нацпарк в России. Его территория включает в себя северную часть острова Северный островов Новая Земля, Большие и Малые Оранские острова, о. Лошкина, о. Гемскерк и ряд других островов, в общей сложности более 1,4 тысячи гектаров воды и суши. Этим летом «Русская Арктика» справила новоселье, получив постоянную прописку в Архангельске.

На снимке: Туристы любуются скалой Рубини Рок у острова Гукера, Земля Франца-Иосифа.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей