ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Красоту спасёт бренд: в Архангельской области тестируют маршрут по удалённым деревням


Григорий ДИТЯТЕВ | 05.04.2019 21:20:51
Красоту спасёт бренд: в Архангельской области тестируют маршрут по удалённым деревням

В марте в региональном туристско-информационном центре прошла презентация нового необычного маршрута – по самым красивым деревням Архангельской области. Цель его открытия – брендирование Поморья как неотъемлемой части российского туризма. Тур войдет в маршрут по самым красивым деревням и городкам России, который предусматривает посещение Московской, Ярославской, Вологодской областей и нашего региона.


Тестирование тура проводили представители Ассоциации самых красивых деревень и городков России, а также французских туристических объединений «Тайга – Европа» и Национальная федерация компаньонов. Результаты презентации внушали определенные надежды на хорошие перспективы развития туризма в регионе. Вместе с тем обрисовались проблемы, с которыми туроператоры, ответственные за туризм госструктуры в Архангельской области обречены постоянно сталкиваться. Причем речь идет о системных условиях, соблюдение которых необходимо для формирования нарастающего туристического потока в регион и ведения устойчивого туристического бизнеса.

Новый маршрут включает в себя старинные мезенские деревни Кимжу, Кильцу и пинежскую Верколу. Наряду с каргопольским Ошевенском они входят в список самых красивых деревень и городков России. За четыре года существования ассоциации оценку получили всего около пятисот населенных пунктов. Из них лишь одиннадцать обрели желанный статус, так что четыре таких объекта в Архангельской области – это более чем хороший результат. По словам президента Ассоциации самых красивых деревень и городков России Александра МЕРЗЛОВА, по итогам экспедиции еще несколько населенных пунктов Поморья смогут претендовать на это звание. В их числе – деревни Большая Нисогора и Чуласа Лешуконского района.

«Для нас стала очень приятным открытием деревня Чуласа: это просто сказка, – не скрывал эмоций Александр Мерзлов. – Мы удивились редкой для России однородности застройки. Это обусловлено тем, что деревня в начале прошлого века сгорела, а потом была заново восстановлена. Все дома там тысяча девятьсот тринадцатого года и выглядят как на картинке. Чтобы стать участником ассоциации, жители должны подать заявку и обсудить это на сходе деревни».

Новый маршрут планируется модульным, с посещением одной или нескольких деревень. Он рассчитан на три-четыре дня. Размещать гостей планируют в лесном отеле «Голубино», расположенном в Пинежском районе, что позволяет добираться как до Верколы, так и до более отдаленных Кимжы и Кильцы. Для разработчика маршрута ООО «Голубино» имеет большое значение и социальная цель – максимально задействовать в проекте местных жителей, чтобы поддержать существование северных деревень.

«Для того чтобы территории развивались, проводить мастер-классы и устраивать программу для гостей должны местные жители. Тем самым они получат возможность заработать, что очень важно для сохранения деревень», – пояснила директор по развитию ООО «Голубино» Анна КЛЕПИКОВСКАЯ.

Эксперты отметили и положительные изменения, произошедшие в четырех деревнях, уже вошедших в число самых красивых деревень России. Так, в Кимже при господдержке отремонтировали гостевой дом «Приют путника», в Ошевенском на базе крестьянского дома создали ремесленную усадьбу, объединяющую местных мастеров для производства изделий народных промыслов. Ошевенск уже прочно вошел в перечень брендовых маршрутов России: там создан визит-центр, разработана программа «Ошевенская свадьба», организуются событийные мероприятия. В Верколе планируется открытие нового гостевого дома, реконструируется Дом культуры, полным ходом идет подготовка к торжествам, связанным со столетием Фёдора Абрамова. А в Кильце при поддержке французской Национальной федерации компаньонов восстановлен старинный колодец.

Заместитель министра культуры Архангельской области по развитию туризма Светлана ЗЕНОВСКАЯ отметила большое значение брендирования маршрутов для роста турпотока. «Инаугурация Ошевенска позволила увеличить поток туристов в Каргопольский район на 17%, в Мезенский район – на 15%. Бренд работает: количество туристов, в том числе иностранных, растет», – подчеркнула Светлана Вячеславовна.

Имеет значение не только сам факт роста – происходит повышение активности местных сообществ, они оживают, жители начинают подавать заявки на различные гранты. Еще интереснее то, что увеличение турпотока в самые красивые деревни в перспективе выгодно и для соседних поселений.

Президент французской ассоциации «Тайга – Европа» Жак РАГОН рассказал о французском опыте организации деревень-спутников или привалов: «В такие точки имеет смысл заехать по пути в самые красивые деревни, чтобы покушать, отдохнуть. Это поможет задействовать более широкий круг населенных пунктов. Привалы, помимо всего прочего, обеспечивают и безопасность туристов во время путешествий».

Но ключевое слово, конечно же, «заехать». По оценке экспертов, отсутствие современной сети автомобильных дорог в Архангельской области влияет на турпоток неоднозначно. Во многом именно благодаря бездорожью красивые деревни и сохраняются, консервируются. Устоявшаяся система поддержания в нормальном состоянии грунтовых дорог, в частности в Пинежском районе, возможно, не требует радикальных преобразований. Но вот отсутствие теплых туалетов, кафе на пути следования туристических групп, современных комфортабельных автобусов и, что еще важнее, современной системы каршеринга (поминутная аренда автомобилей) – все это действительно является серьезным препятствием для развития туризма в регионе.

Еще одна проблема – излишне мелочные регламенты, затрудняющие работу предпринимателей, и чрезмерная бюрократизация отчетности. К ее решению, по-видимому, должен активнее подключаться региональный бизнес-омбудсмен.

Но беда идет и оттуда, откуда не ждали – от излишней «заботы» со стороны государства о памятниках культуры. Так, Жак Рагон высоко оценил туристический потенциал села Ломоносово в Холмогорском районе. Однако крупный – на 90 млн рублей – инвестпроект «Остров Ломоносова», который планировали реализовать в Холмогорском районе супруги Энгель из Германии, внезапно закрыли. На месте старой школы должны были возвести многофункциональный культурный центр, но по инициативе нескольких жителей села и при содействии региональной инспекцию по охране объектов культурного наследия здание школы включили в список объектов, охраняемых государством.

Таким образом, объекты, охраняемые государством формально, главным образом посредством размещения табличек, порой даже безграмотно оформленных, не только разрушаются сами, но и не дают возможности развивать поселения. Как решать проблему бюрократического энтузиазма, пока что не знает никто.

Прямая речь

klepikovskaya_anna.jpgАнна КЛЕПИКОВСКАЯ, директор по развитию ООО «Голубино»:

– Чтобы туризм в Архангельской области развивался, люди должны понимать, каким образом они могут добраться до туробъекта. С учетом огромных расстояний Поморья, надо находить нетривиальные решения этого вопроса: если нет возможности построить дороги, должны быть субсидии на приобретение туроператорами транспорта, который будет работать и на местных жителей. Современные туристические автобусы стоят космических денег, никто в Архангельской области не может сейчас себе их позволить. А гости готовы ехать и по плохим дорогам, если в нормальных условиях.

Многие сейчас путешествуют по России на автомобилях самостоятельно, приобретая такие транспортные средства, которые могут преодолеть наши перепутья. Но остается вопрос обеспечения качественной дорожной инфраструктуры: следует обратить внимание на состояние заправок, находящихся на федеральной трассе М8. Почти нигде нет теплых туалетов. В Вологодской области ситуация кардинально отличается к лучшему. В чем тут дело?

Тем более это касается заправок и мест отдыха на региональных дорогах. Здесь также должны быть приняты поддерживающие меры, чтобы предприниматели были заинтересованы в улучшении условий. Нельзя требовать и угрожать. Скорее всего, эти предприятия вряд ли приносят большой доход, нужны комплексные решения: снижение налогов, если произведена реконструкция, помощь в обеспечении водоснабжением-водоотведением и т.п.

То же самое – дорожный общепит, где зимой, к примеру, невозможно помыть руки горячей водой. Надо поощрять тех, кто готов поднимать услуги на новый уровень – это важно, или искать инфраструктурные решения.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2019 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5