Ирина ФОКИНА | 12.04.2017 18:10:26
2016 год стал особенным для сферы дорожного строительства Архангельской области. Средств регионального дорожного фонда хватило на то, чтобы сдать в эксплуатацию несколько больших объектов и начать реализацию новых проектов. В 2017-м складывается противоположная ситуация: финансирование снизилось до уровня трехлетней давности. «Архавтодор» принял решение не браться за новые стройки, а лишь доделывать начатое. Рассчитывать свои силы и надеяться на лучшее – такую тактику выбрало дорожное агентство на ближайшую перспективу.
Важнейшим событием прошлого года для дорожной сферы области стало завершение строительства участка трассы М-8 на подъезде к Архангельску. Кроме того, в 2016-м была капитально отремонтирована дорога протяженностью 23,4 км к аэропорту Талаги, который, как стали часто повторять, приобрел стратегическое значение для России в свете активного освоения Арктики и увеличения маршрутной сети и пассажиропотока. С января нынешнего года шоссе перешло в федеральную собственность.
«Пока у нас есть только контракт на содержание подъезда к аэропорту, − пояснил на прошедшей 12 апреля пресс-конференции начальник Управления автомобильной магистрали Москва – Архангельск Федерального дорожного агентства Константин ЧУПРОВ. − Мы прекрасно понимаем, что нужно еще многое сделать: там должна быть полноценная четырехполосная дорога первой категории, так как интенсивность движения приличная. Однако «Росавтодор» пока не принял решения на этот счет — сейчас в приоритете ремонт подъездной дороги к Северодвинску».
Вместе с Талажским шоссе федеральное значение приобрели Краснофлотский мост, улица Папанина и Окружное шоссе, которые, по мнению Константина Чупрова, также нуждаются в модернизации. Мост обещают отремонтировать в ближайшие три года: реконструировать эстакады, обновить асфальтовое покрытие и краску, поменять ограждения. Отдельную проверку пройдет разводной пролет, который сейчас находится в рабочем, но неудовлетворительном состоянии.
Как рассказал директор дорожного агентства «Архангельскавтодор» Игорь ПИНАЕВ, вступивший в эту должность с 1 января 2017 года, техническое состояние региональной сети автодорог улучшилось за последние пять лет, но темпы изменений не так высоки, как хотелось бы. Сегодня 86,2% дорог области не соответствует транспортно-эксплуатационному состоянию. Ежегодно необходимо ремонтировать более 700 км полотна, на деле же приводится в надлежащее состояние около 100 км.
Объем областного дорожного фонда в этом году составит чуть более 4 млрд рублей (62,2% в соотношении с 2016-м), что в первую очередь связано с перераспределением акцизов на нефтепродукты: если раньше регион отдавал в федеральную казну 12% этих средств, то теперь – почти 40%. Вдвое сократились объемы муниципальных субсидий.
Как следствие, уменьшатся расходы на все приоритетные направления отрасли. Например, на содержание автодорог в этом году выделено почти на полмиллиарда рублей меньше, «ремонтный» бюджет урезан вдвое, финансирование строительства и реконструкции трасс - на треть. Особые опасения у руководства «Архавтодора» вызывает сокращение в пять раз резервного фонда, средства которого обычно используются для ликвидации последствий паводков.
«Видимо, как прошлый был знаковым годом со знаком «плюс», так этот − со знаком «минус». К сожалению, мы вернулись на уровень финансирования 2014-го. Поэтому все серьезные работы переносим на 2020-й, ждем, что за это время что-то изменится», − поделился Игорь Пинаев.
Надеясь на лучшее, «Архавтодор» все же рассчитывает свои силы и начинать новые стройки не торопится. Тем не менее в 2017-м будут запущены в работу объекты, строительство которых началось в прошлом году: например, дорога Котлас – Коряжма на участке 0-41 км и второй мост в районе поселка Октябрьский. Также будут построены подъезды к деревням Шеговары, Никифоровская Шенкурского района и Логиновская Няндомского района.
В этом году в области появится еще три переходно-скоростных полосы для взвешивания большегрузного транспорта. Сейчас «Архавтодор» занимается проектированием первого автоматического пункта весогабаритного контроля (на подъезде к Котласу), в перспективе их должно появиться пять.
Для получения дополнительных возможностей для строительства дорожное агентство прибегает и к своего рода государственно-частному партнерству.
«У нас налажены взаимоотношения с лесозаготовителями − основными «разрушителями» дорожного покрытия: плотно работаем с «Илимом», «Титаном» и УЛК. С УЛК, например, мы подписали соглашение на выделение 120 млн рублей в течение 5 лет на дороги Устьянского района в софинансировании «50 на 50», − пояснил Игорь Пинаев.
Еще один путь уменьшения нагрузки на дорожный фонд и улучшения качества дорог – передача их в федеральную собственность. Так «Архавтодор» планирует поступить со строящимся с прошлого года участком новой трассы Архангельск – Санкт-Петербург, которая пройдет через Мирный, Плесецк, Каргополь и Вытегру (всего 430 км) и сократит путь до северной столицы на 300 км.
В цифрах
- 2,1 млрд руб. – столько средств выделено Архангельской области из Федерального дорожного фонда
- Более 4 млрд руб. – объем дорожного фонда на 2017 год
- 3 млрд 703 млн руб. – столько потратит область на дороги регионального значения
- 307 млн руб. – столько потратит область на дороги местного значения