Андрей САХАРОВ | 23.01.2015 06:52:15
Чтобы выйти на безубыточный уровень, в 2015 году ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» (СППК) необходима субсидия из бюджета Архангельской области в 447 млн рублей. Пока региональное правительство готово выделить, как и в прошлом году, только 170 млн рублей. Сейчас стороны ведут переговоры...
Об этом на совместной пресс-конференции рассказали заместитель гендиректора по пассажирским перевозкам СППК Анна РОСТОВЦЕВА и заместитель главы областного агентства по транспорту Михаил МАРТЫНОВ. Пока договор на пригородные перевозки между правительством и компанией заключен только на полгода, поэтому и в бюджете на компенсацию убытков СППК заложена сумма в 85,4 млн рублей.
Напомню, по закону именно субъекты РФ в полном объеме регулируют пригородные пассажирские перевозки (формируют госзаказ на количество и периодичность поездов, устанавливают тарифы). Но многие из них не в состоянии субсидировать их в полном объеме, а повышать цены на билеты не рискуют. В то же время в некоторых соседних регионах власти отказываются финансировать «пригородку», считая, что методика формирования тарифов непрозрачна. Архангельская область проводит более осторожную политику, и это понятно: наша глубинка слишком завязана на железнодорожное сообщение.
«В компании мы видим надежного перевозчика: в прошлом году все пригородные поезда ходили по расписанию, жалоб от населения не было, - дипломатично заявил на встрече со СМИ Мартынов. - Да, согласование компенсации по убыткам идет напряженно, но мы заинтересованы в позитивном диалоге. В прошлом году нашли компромисс и не сократили количество поездов. Договор на этот год уже заключен, и он повторяет предыдущие параметры. Более того, с учетом пожеланий жителей Вельского и Устьянского районов в состав поезда Кизема - Кулой будут включены дополнительные вагоны. Также возникла необходимость в назначении дополнительных поездов из-за отказа соседних регионов в софинансировании пригородных маршрутов, которые нас связывают. Это новые затраты для нас, поэтому договор с СППК заключен только на полгода. После решения спорных вопросов он будет пролонгирован».
По словам Анны Ростовцевой, в прошлом году экономически обоснованный тариф на пригородные перевозки составлял 58,55 рублей за 10 км. В этом году он, по подсчетам компании, вырос до 71,28 рублей.
«Повышение вызвано уменьшением пассажирооборота, - заявила она. - Но тариф региональное агентство по тарифам и ценам еще не утвердило. Все расчеты по обоснованию тарифа СППК представила еще в июне прошлого года».
На вопрос, из какого источника СППК компенсирует убытки, если региональная субсидия, пусть и растет из год в год, но все равно не покрывает затраты, Ростовцева не ответила. Но призналась, что сегодня Архангельская область по производственным и экономическим показателям является вторым по важности партнером СППК после Ярославской области.
«Это неплохо, - отметила Анна Валерьевна. - В прошлом году областное правительство заказало у нас 57 пригородных поездов. За этот период было перевезено 1,7 млн человек. Средняя дальность поездок составила 46,4 км. Населенность – 25 человек на вагон. Что нам заказали, то компания и исполняет. Архангельская область - единственный регион, с которым у нас нет споров по составности и маршрутам следования поездов. Здесь понимают, что пригородные перевозки – это социально значимая работа».
Только 10 регионов полностью выполняют свои обязательства по возмещению выпадающих доходов перевозчиков, в то время как 22 из 73 субъектов РФ в 2014 году компенсировали не более 50% выпадающих доходов ППК.
В результате в прошлом году было отменено 430 пригородных поездов. В том числе в Ставропольском крае – 40, в Белгородской области – 44, в Ленинградской области – 35, в Липецкой – 33, в Калининградской области – 29 и т. д. Причем Ленинградская область, Ставропольский край и Вологодская область — единственные субъекты РФ, которые не выделяют железнодорожникам ни копейки.
Убытки ОАО «СППК» и компенсации региона (млн рублей)
Годы Убытки СППК Субсидии
(с учетом Архангельской
субсидии) области
2011 203,8 48,5
2012 171,3 100
2013 213,8 100
2014 177,6 170,8