Текст: Елена ИОНАЙТИС | 16.12.2011 06:16:48
Значительная часть региональной торговой розницы захвачена федеральными сетями не во благо местным. Небольшие города все чаще становятся прибыльной плантацией для крупных торговых сетей. Так, новым конкурентом для архангельских предпринимателей стала краснодарская розничная сеть «Магнит».
Сеть магазинов «Магнит» является одной из ведущих розничных сетей по торговле продуктами питания в России. В нее входит около 4,5 тысячи торговых точек формата «магазин у дома», почти 200 гипермаркетов и магазинов косметики. Компания управляет собственной логистической системой, насчитывающей 14 дистрибуционных центров, имеет автоматизированную систему управления запасами и собственный автопарк из почти четырех тысяч автомобилей.
В конце прошлого года министерство экономического развития Архангельской области подписало протокол о намерениях с ЗАО «Тандер» с целью развития сети магазинов в Архангельске и Архангельской области. До конца 2012 года планировалось открыть 30 магазинов, создать собственный дистрибуционный центр, а также начать производство продукции под собственной торговой маркой на территории региона.
«Магнит» пришел всерьез и надолго, – говорит начальник управления по торговле и услугам населению мэрии Архангельска Елена ПОПОВА. - Судя по нашему мониторингу, торговая сеть предлагает потребителям самые низкие цены. В Краснодаре проще и дешевле вырастить овощи, это отражается на ценах «Магнита», которые и привлекают горожан. Правда, в сложившейся ситуации местная овощная продукция рискует стать ненужной».
У покупателей проблем с «Магнитом» еще не было, в отдел защиты прав потребителей жалоб не поступало. Единственный минус архангелогородцы видят в том, что к вечеру полки магазинов федеральной сети уже пустеют. Все потому, что распространительный центр далек от Архангельска – товары приходят к нам аж из Иваново. Покупатели накидываются на товар по привлекательной цене. Жесткую конкуренцию уже почувствовали местные магазины не только архангельского рынка, но и Новодвинска, Северодвинска, Мирного, Коряжмы, Вельска и других городов. За каждого покупателя сетевикам теперь придется в буквальном смысле бороться.
«Для городского жителя замечательная альтернатива пришедшим федеральным сетям –крупные местные сети, такие как «Петровский» и «Фудмаркет», «Дисма», уже укоренившиеся на рынке. Качество и ассортимент их продукции гораздо выше, чем у пришедших к нам федералов», – уверен председатель общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Сергей АНТУФЬЕВ (на снимке).
Некоторые находят приход федеральных сетей в наш город своеобразным стимулом для местных игроков. Теперь они будут особенно стараться угождать аудитории в качестве, ассортименте, привлекать ее новыми акциями и скидками. Местный предприниматель всегда в поиске грамотных управленческих решений, и такая конкуренция пойдет ему только на пользу. «С появлением в Архангельске новых дискаунтеров, таких как «Магнит», рынок будет постепенно расширяться. В течение 2-3 лет местный ритейл полностью стабилизируется», - считает кандидат экономических наук, предприниматель Дмитрий ЮРКОВ.
К тому же у местных сетей, по мнению Дмитрия Юркова, есть свои преимущества. Во-первых, они в сравнении с федералами отличаются простотой управления - в крупных торговых сетях бюрократическая система гораздо запутаннее. Во-вторых, организация распределения товара по сети сбыта на местной территории более знакома нашим предпринимателям, впрочем, как и потребности аудитории. Также архангельский ритейл исторически уже успел занять большую часть места под солнцем, вынуждая федералов выбирать для своих объектов не столь привлекательные торговые площади.
«Ситуацию должна проанализировать местная власть, которая не задумывается о собственных доходах. Сильнейшая сеть занимает нашу региональную площадь, а доход от ее деятельности отправляется в бюджет Краснодара. Удобные для предпринимательской деятельности помещения, предоставляемые властью, должны справедливо распределяться между всеми участниками аукционов аренды нежилых помещений для организации розничной торговли. Однако вопреки честной конкуренции «Магниту» гораздо проще получать эти участки, чем нашим предпринимателям. Главное, чтобы наш рынок не пришел к монополии, при которой федералы в небольших городах сначала низкими ценами выживают местных, а потом повышают цены» - замечает основатель компании «Шик» Ольга ЕПИФАНОВА.