Текст: Вадим ФЕДОСЕЕВ. Фото: Tele2-Архангельск | 26.04.2013 06:48:00
Александр ЗЕЛЬТЕН и Дмитрий ЛЕБЕДЕВ решили открыть продуктовый интернет-магазин. Пока он рассчитан на покупателей из Северодвинска, но в дальнейшем предприниматели планируют расширить бизнес до Архангельска. Стартап рискованный, если учесть, что на подобные проекты пока не решаются даже местные крупные ритейлеры. Уж им-то наладить параллельную продажу в онлайне намного проще.
О своем проекте ребята рассказали на семинаре в рамках обучающего курса для начинающих предпринимателей «Масс Старт», который прошел в Архангельске и одновременно еще в десятке городов России и зарубежья. Образовательная программа была организована для молодых людей, у которых есть идея и желание начать бизнес-проект, но не хватает знаний и времени на долгую учебу. В течение недели участники могли получить советы экспертов, пообщаться с единомышленниками.
Интернет-магазин EdaEdet торгует продуктами. В Северодвинске это пока первый опыт. «Есть определенная категория потребителей, которые не в состоянии посещать обычный магазин, — это инвалиды, пенсионеры, люди с различными заболеваниями и травмами. Стоять в очередях - не самое приятное времяпрепровождение», - рассказывает Александр Зельтен.
Однако ему не хватало практических знаний, чтобы развить стартап. Проект оценили и протестировали специалисты, эксперты архангельских предприятий. Подсказали, как грамотно составить бизнес-план, выбрать рынок и просчитать риски, оптимизировать свое время и затраты. Основатель интернет-магазина получил возможность принять участие в семинаре бесплатно. Остальным участникам партнер проекта - оператор мобильной связи Tele2 - предоставил возможность на льготных условиях подключиться к программе для бизнеса сотового оператора.
Как выяснилось, основная сложность стартапа — стимулировать спрос, рассказать о новой услуге. Для этого нужны инвестиции. Пока средств вложено немного. Основные затраты — на платформу сайта, домен и зарплату сотрудникам (курьеры, диспетчер, супервайзер). Но усилий потрачено достаточно - проект закрывался уже два раза: сначала не сложились отношения с поставщиками (неактивно шли на сотрудничество и предложили слишком маленький ассортимент), а потом проект пришлось приостановить из-за низких оборотов и - как следствие — отсутствия прибыли.
Перед вторым стартом и появился Дмитрий Лебедев, ведь начинал бизнес Александр Зельтен без него. Всего, к слову сказать, сменилось восемь компаньонов. С сотрудниками, как утверждают стартаперы, проблема существует и по сей день: «Денег хватает на зарплату только одному из трех».
Реклама Вконтакте и других социальных сетях, листовки - основные методы продвижения, которыми пользуются ребята. «Мы пробовали и радио, но впустую потратили деньги». Посещаемость сайта весьма небольшая, прибыль нулевая, но начинающие предприниматели не отчаиваются.
У молодых людей есть постоянный поставщик, товар закупают напрямую после получения заказа через сайт. Но продовольственные товары - продукт сложный. Постоянно меняются цены, ассортимент. Необходима специальная программа, которая интегрировалась бы с базой поставщика. Пока ассортимент «набивается» в Интернете вручную, а это отвлекает немало ресурсов. Да и с торговой сетью возникли проблемы, заметил Александр, - поиск занял примерно два месяца. «Владельцы магазинов смотрели на меня, как на парня, который кофе принес», - говорит Зельтен.
Сейчас предприниматели размышляют — а не заняться ли самим торговлей в офлайне: открыть собственный магазин со складом, который будет обеспечивать и заказы в Интернете. Ведь работать без посредников гораздо приятнее. Но это уже совершенно иной бизнес, затратный и сложный для новичков без солидных инвестиций и опыта.
Главный совет экспертов, который получили ребята, - сделать максимально удобный сервис для клиентов. Это единственный способ составить достойную конкуренцию другим продуктовым онлайн-магазинам, ведь в Архангельске такие проекты уже были. Правда, не все из них оказались успешными.
Так, интернет-магазин «Домашний» работал всего несколько месяцев. Хотя предприниматели и склад свой арендовали, чтобы закупать продукты у оптовиков. В продуктовой линейке было около 200 наименований: кондитерские изделия, крупы, консервация, напитки и никакого «скоропорта». И никакого алкоголя — а ведь как раз на нем торговля и делает приличные обороты. Но чтобы продавать его в розницу, даже в Сети, необходимо получить лицензию, зарегистрировать ООО и выполнить еще массу требований законодательства. К тому же главный спрос на такой продукт в онлайне ночью. А в это время, как известно, действует «сухой закон».
«Открывая магазин, мы предполагали, что закрепиться на рынке продовольственной розницы будет довольно сложно. У архангелогородцев в целом сформировалась привычка к интернет-покупкам, но она, к сожалению, еще не распространяется на повседневные продукты питания», - признавались владельцы интернет-магазина Дмитрий ПАНТЕЛЕЕВ и Иван САЗОНОВ.
Сейчас сайт закрыт, а на страничке группы Вконтакте висит объявление: «По неподтвержденным данным, ТС «Петровский» планирует открыть в Архангельске интернет-магазин продуктов питания. Конкурировать с ними мы не сможем, поэтому идет реорганизация, и пока мы не знаем, когда снова продолжим работу».
Что ж, пожалуй, главное условие для успешного развития подобных проектов — найти надежного партнера. Крупной торговой сети, в свою очередь, интересно сотрудничать с интернет-магазином при условии больших оборотов. Пока эта задача не решена, продуктовый онлайн будет терпеть убытки.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Сергей ИВАНОВ, руководитель консалтинговой компании «Мастерская менеджмента»:
- Лозунг «Главное - ввязаться в бой, а там посмотрим» в Интернете не прокатит. Всемирная сеть не прощает дилетантов.
Если вы надеетесь, что программисты «нарисуют» вам интернет-магазин, и он сам по себе заработает, то ошибаетесь. Если вы полагаете, что у вас на рынке острая конкуренция, то, поверьте, в Интернете она больше на несколько порядков. Если вы надеетесь стать маленьким магазинчиком в своей «деревне», вас с легкостью проглотит какой-нибудь виртуальный «М.Видео», «Эльдорадо», «Магнит» и не поморщится.
Объем только российского рынка интернет-торговли (по данным компании PricewaterhouseCoopers) в 2012 году достиг отметки $10,4 млрд. Крупнейший интернет-магазин Amazon опубликовал данные, что обрабатывает 306 заказов в секунду! Подобные монстры интернет-продаж уже имеют свои пункты выдачи товаров в Архангельске.
Поэтому открывать интернет-магазин, рассчитывая на продажи в каком-то определенном городе или регионе, а тем более таком депрессивном, как Архангельск, – это утопия.
Прежде надо ответить на несколько вопросов. Что продавать? Кому? Как доставлять товар покупателю? Как получить деньги за проданный товар? Какие платежные системы выбрать? Как продвигаться, рекламировать себя? Кто основные конкуренты? Ответы найти можно, но каждый идет своим путем.
Для нашей компании интернет-магазин – это небольшая составляющая проекта по формированию бренда «Северная Сказка». Об открытии магазина мы задумались в 2012 году, когда поняли, что работать с розницей – себе дороже. Так меньше года назад появился еще один маленький магазинчик www.севернаясказка.рф.
Софт, как говорит наш дизайнер-програмист, написан на «коленках». Но благодаря хорошему позиционированию и маркетинговому нацеливанию объемы продаж стали расти. Пришлось выстраивать договорные отношения с Почтой России. Когда отправляешь две-три посылки в неделю, то можно отстоять общую очередь на почте. Но после оформления 10-15 посылок в день окошко почты закрывалось на 1,5-2 часа. Сейчас у нас договор: никаких очередей - принес, сдал, на следующий день забрал списки и квитанции. Кстати, клиентам из Архангельской области «Северная Сказка» продает менее 0,01%.
Настал момент, когда «самописный» сайт перестал нас устраивать, перешли на платформу 1С-Битрикс. Ошиблись в выборе исполнителя - делал долго, постоянно выявлялись какие-то «глюки», пришлось расстаться. Сейчас на фрилансе работает толковый виртуальный московский мальчик. Нашли на бирже фрилансеров. Дешевле, быстрее, качественнее. Очередная задача, которую сейчас решаем, это интернет-эквайринг (оплата через банковские карты).
Отдельно можно говорить про рекламу. Что такое SEO-продвижение, как правильно писать тексты, чтобы они были и продающими, и одновременно индексировались Googlе, Yandex… Как наполнить сайт уникальным контентом? Здесь опять же действуем методом проб и ошибок. Например, удалось написать интересную статью и разместить на «нужной» площадке — заходы на сайт и продажи резко возрастают.
Social Media Marketing - тоже отдельная тема. Почему одни и те же посты посетителям ВКонтакте нравятся, а в Фейсбуке «лайка» не дождешься?! Разбираемся, пробуем, экспериментируем.
Ясно одно - в хорошо продающем интернет-магазине есть великая выгода. Если вы имеете мощный канал сбыта, тогда можете приглашать партнеров, которые производят что-то «в реале» и успешно c ними сотрудничать, как это делает «Северная Сказка».
Алексей ЛИПНИЦКИЙ, директор студии web-разработок F5:
- Для успешного интернет-магазина важен сервис. Это хорошо продуманный и протестированный пользовательский интерфейс, удобный поиск, фильтр товаров, вежливый онлайн-консультант, который оперативно ответит на вопросы клиента.
Сейчас уже все понимают, что сайт без грамотной PR-стратегии в Интернете – пустая трата денег. Контекстная реклама, внутренняя и внешняя поисковая оптимизация сайта – вот основные инструменты продвижения. Если говорить об интернет-магазинах, то есть определенные нюансы. Для контекстной рекламы важно грамотно составить объявление под конкретный товар с переходом на определенную страницу сайта («landing page”), которая, как правило, представляет определенный продукт. Частая ошибка – переход с объявления контекстной рекламы на главную страницу сайта с большим количеством ненужной информации.
Одним из методов внутреннего поискового продвижения является «перелинковка» сайта. В этой связи очень важно на странице каждого товара отразить сопутствующие («с этим товаром покупают»). Это хорошо как для индексации сайта, так и для удобства пользователя.
Заметный приток посетителей можно получить за счет подключения сайта к товарным площадкам, например market.yandex.ru. К интернет-магазинам, размещающимся на подобных площадках, покупатели относятся с большим доверием.
Очень важно при выборе подрядчика на разработку сайта для интернет-магазина оценить, насколько специалист учитывает современные реалии и особенности интернет-маркетинга. Просматривая портфолио, убедитесь, что уже работающие сайты без проблем можно найти в поисковиках по ключевым запросам. Важно, чтобы вам сделали не только красивую функциональную картинку, а предоставили полный цикл услуг, включая поисковое продвижение и помощь в размещении интернет-рекламы.
Артем ВАХРУШЕВ, руководитель группы компаний «Азимут»:
- Я являюсь не только предпринимателем, активно использующим интернет-технологии в своей деятельности (примерно 15% заявок сети туристических агентств «Индиго» поступают к нам через Интернет), но и пользователем виртуальных сервисов. Этот опыт позволяет выделить три основных мифа:
Открыть бизнес в Сети легко. Очень часто, когда консультирую начинающих предпринимателей, слышу: «Напишу сайт, прочитаю книгу и буду продавать свой (а вернее чужой) товар». Вот, мол, сядет он на берегу океана, потратит час в день на работу и будет купаться в роскоши.
Приходится приводить таких активистов в чувство. Чаще всего рекомендую хотя бы прочитать одну-две книги в качестве ликбеза, например, что-нибудь из господина Ашманова, и понять, что бизнес в Интернете требует либо колоссальных знаний, либо колоссальных затрат. Яндекс-директ «кушает» деньги очень быстро, как и продвижение SEO в поисковых системах. Увидели незнакомые слова? Не начинайте бизнес в Интернете, читайте Ашманова!
В Архангельске нельзя заниматься интернет-бизнесом. Потребителей в любом городе более, чем достаточно. Но чаще всего потенциальные предприниматели забывают про слово «сервис». Ни оперативной реакции на обращение, ни удобной системы оплаты, ни своевременной доставки. Не надо забывать, что за любым on-line проектом должны стоять off-line сервисы. На сегодня наш город страдает кризисом недоверия к данным технологиям, и в этом во многом виноваты псевдопредприниматели, которые предпочитают учиться на ошибках.
В Интернете всегда дешевле. Сталкиваясь с обратным, человек теряет интерес. Интернет – это прежде всего не дешевизна, а удобство, решение проблем. Зачастую специалисты по продвижению неправильно позиционируют потенциальную ценность для клиента. На мой взгляд, даже обращаясь к специалистам, вы должны принимать активное участие в работе, особенно обращая внимание на ожидания и ценности потенциального заказчика. Вот здесь то и пригодится чтение специальной литературы.
В любом случае использование Интернета (как в качестве канала продвижения, так и в в виде отдельного бизнеса) перспективно. Тот, кто сейчас вкладывается в изучение Интернета, в свое обучение, инвестирует в будущее, в перспективность своего бизнеса.