Рита ИЛЬИНА. Фото: www.antol.moy.su | 15.04.2011 08:32:23
Россияне стали чаще делать покупки в Интернете: за последние десять лет рынок удаленной торговли в стране вырос в 20 раз, а в 2010 году в Сети было продано товаров на общую сумму 394 млрд рублей, и это только официальная информация. В крупных городах Архангельской области интернет-пользователи чаще покупают товары. Востребованность услуг не так велика: в основном это бронирование авиабилетов.
Центр «Форис» провел исследование рынка дистанционной торговли среди пользователей Интернета в Архангельске, Северодвинске и Новодвинске. Как выяснилось, он в основном сформирован за счет покупок товаров (44% респондентов). Интернет-услугами пользуются всего 15% опрошенных.
Основным сдерживающим фактором для пользователей Интернета является отсутствие потребности в подобных товарах. Более четверти респондентов (26%) отказываются от совершения покупки именно по этой причине. Такое поведение с большей доли вероятности вызвано снижением реальных располагаемых доходов граждан в связи с нестабильной экономической ситуацией в стране. Одной из причин может быть невысокая распространенность домашнего Интернета и уровень технической грамотности пользователей Сети, что влияет на знание рынка дистанционной торговли: его ассортимента и цен. Вместе с тем, такая же доля (23%) не совершающих интернет-покупки указала, что не доверяет интернет-магазинам и видит в них только мошенничество.
Отсутствие внимания к такой проблеме может грозить интернет-магазинам потерей покупателей и потенциальных клиентов. Следующая причина заключается в том, что прошло еще мало времени, как в регионе появился доступ к высокоскоростному Интернету. Кроме того, психологически трудно отказаться от сложившихся норм потребительского поведения. Поэтому сдерживающим фактором для 12% не совершающих интернет-покупки стала необходимость «потрогать, посмотреть на товар, оценить его качество». А каждый десятый (10% респондентов) привык к традиционным походам в магазин.
Однако потребители Архангельской области оценили и положительные особенности совершения покупок онлайн. Одним из основных преимуществ интернет-торговли, по мнению респондентов (кто хотя бы 1 раз совершал покупку в Сети), является возможность купить товар, не выходя из дома, экономя свое личное время. Именно по этой причине 43% опрошенных предпочитают обращаться к Всемирной паутине. Примерно такая же доля респондентов (40%) преимущество интернет-торговли видит в более низких ценах по сравнению с обычными магазинами.
Анализ потребительского поведения интернет-пользователей позволил установить, что особой популярностью среди жителей Архангельской области пользуются лишь две категории интернет-товаров и услуг: бронирование билетов и одежда.
Так, практически каждый второй опрошенный бронировал ж/д, авиабилеты или путевки через Интернет. И примерно у такой же доли интернет-пользователей (43%) пользуются спросом одежда, обувь и аксессуары. К другим категориям товаров, которые респонденты чаще всего покупали в Сети, также относятся: книги и печатная продукция — 22%, компьютеры и цифровая техника — 14%.
Показатели частоты интернет-покупок подтверждают факт о том, что интернет-торговля еще только набирает обороты и ей необходимо время, чтобы завоевать массового потребителя. Так, лишь 8% потребителей интернет-товаров совершают покупки чаще 1 раза в месяц. Основная же часть покупает товары в Сети несколько раз в год и реже (72%).
Анализ результатов социологического опроса позволил установить, что при выборе интернет- сайта респонденты больше обращают внимание на высокую скорость и бесперебойность его работы (53%) и ассортимент (44%). Также крайне важна доступность цен (41%) и скорость обслуживания (40%). Такие характеристики, как удобная навигация, рекомендации знакомых, положительные отзывы в Интернете, получили по 34%. Не менее важным респонденты считают наличие множества способов оплаты (31%), систему скидок и бонусов (28%) и привлекательный дизайн сайта (23%).