Текст: Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото: Владимир ЗЫКИН | 30.03.2012 06:58:36
Загромождают улицы, «выкорчевывают» скверы», портят исторический вид центра города — чего только не высказано в адрес владельцев новых объектов строительства в центре Архангельска. Что такое хорошо и что такое плохо на Троицком и в его окрестностях рассуждает руководитель группы компаний «Регион» - собственника крупных торговых центров, депутат Архангельской городской Думы Валентина СЫРОВА.
- Валентина Васильевна, как вы относитесь к суждению о том, что центр Архангельска, возьмем территорию вдоль Троицкого проспекта от морского-речного вокзала до улицы Попова, сегодня перенасыщен торговыми центрами?
- Крупных ТЦ в очерченном вами районе, в общем-то, всего три: «Пирамида», «Атриум» и «Гранд Плаза». Универмаг несколько в стороне.
Что касается «Атриума», договоры аренды на все торговые площади были заключены еще до его открытия. Конечно, магазины открывались не разом: одни арендаторы по условиям франшизы согласовывали с Москвой каждую деталь интерьера, другие затянули с ремонтом, кто-то ждал новой коллекции... Это уже вторичные обстоятельства. Относительно «Пирамиды» ситуация схожая, но туда очередь возникла еще в период строительства. Полагаю, что ее преимущество в сравнительно большем метраже отделов, наличии возможностей для свободной планировки. В любом случае, мы не стали бы делать ставку на очередной торговый центр, не будучи уверенными, что он будет востребован. Конкуренты есть, но пока места хватает всем.
- За последние 8-10 лет в Архангельске появилось множество торговых центров, которые либо уже пережили пик популярности, либо, несмотря на выгодное расположение, так и не стали конкурентоспособными: «Панорама», «Троицкий пассаж», «Крокус»... Да и «Сити-центр», судя по всему, теряет позиции. Каково, на ваш взгляд, их будущее?
- Согласна, такой формат сегодня менее интересен и постепенно будет себя изживать. Но есть варианты для развития: торговые точки, которые вы назвали, действительно неплохо расположены. «Панорама», к примеру, сейчас позиционирует себя как мебельный центр — это нормальный рыночный ход. Такие магазины могут стать специализированными, монобрендовыми или предложить свои помещения банкам и другим крупным коммерческим организациям. В принципе, так и происходит.
- Конкретно ваша компания планирует еще какое-то строительство в центре?
- Главный объект вы знаете: ведется строительство нового торгово-развлекательного центра рядом с Театром кукол. Его открытие запланировано через 3-4 года, может быть, раньше. Это будет комплекс с кинотеатром, фуд-кортами и т.д. — площади достаточно. Наверное, сегодня это самый эффективный формат ТЦ. Кроме того, мы купили территорию бывшей автостоянки в районе улицы Урицкого: там по проекту предполагается административное или административно-торговое здание. Это, наверное, пока все. Будем заканчивать начатое и приводить в порядок то, что есть.
- Не раз доводилось слышать разговоры о том, что буквально за день перед передачей полномочий по распоряжению землей в черте Архангельска на областной уровень, экс-мэром Александром Донским были подписаны документы о выделении порядка 100 участков под строительство, и мы еще не знаем, какие сюрпризы нас ждут. Как вы расцениваете эти слухи и то обстоятельство, что землей в городе теперь распоряжается правительство региона?
- Что-то подобное приходилось слышать, но фактами не располагаю, поэтому комментировать не буду. Если такие участки и были, ГК «Регион» их не получала. Передача полномочий по распоряжению землей в городе связана с проблемными взаимоотношениями между экс-мэром Александром Донским и экс-губернатором Николаем Киселевым — это общеизвестный факт. Но такое решение в свое время было поддержано депутатами областного Собрания. Могу только посетовать на чисто «бумажные» неудобства: застройщик готовит пакет документов в мэрию, потом они перенаправляются в правительство области... Это ощутимые временные затраты.
Мы же в большинстве случаев покупаем здания готовые или на стадии окончания строительных работ, как это было, например, с «Сити-центром» и «Престижем». Разговоры — разговорами, но у меня нет ни одного участка, который я получила бы напрямую и что-то там строила.
- А в разработке архитектурных проектов торговых центров вы участвуете? Мнения о внешнем виде новых торговых объектов в городе неоднозначные.
- Автор «Атриума» - Дмитрий Яскорский (сейчас - руководитель агентства архитектуры и градостроительства Архангельской области — Прим. Ред.). Замечательная, на мой взгляд, задумка. Этот проект мы тоже брали практически готовым, изменения коснулись только внутренней отделки под конкретные коммерческие цели.
Аукционная борьба за участок, где сейчас стоит «Пирамида», была достаточно жесткой. Потом мы три года платили за землю порядка 1 млн рублей в месяц, не получая с нее на протяжении этого времени ни копейки. По этому зданию не один раз собирался совет статусных архитекторов: как-то раз я присутствовала при их спорах и была в тихом шоке. Дело в этом, что нам поставили массу условий: здание должно было быть 4-6 этажным, сохранять перспективу — вид на Северную Двину и на Кирху... Всего не перечислишь, проект переделывался раза три. Будь моя воля, многое сделала бы по-другому: значительную часть полезной площади мы потеряли. Но такие требования выдвигаются не только мне — абсолютно всем, опять же вопреки расхожему мнению, что бизнес «захотел и понастроил». Мэрия в этом отношении работает четко. В общем, что можно было выкроить на этом «пятачке» на улие Карла Маркса, то и выкроили.
Я не архитектор и не историк, мне сложно судить, что вписывается в ансамбль города, а что нет. Думаю, что «Атриум» выглядит органично. По «Пирамиде» - судите сами, но ведь вокруг обычные «коробки». Естественно, речь не про Кирху и не про 6-ю школу. «Пирамиду» осматривали авторитетные питерские архитекторы: по их мнению, это очень красивое здание и место для него выбрано хорошее.
- Там был скверик, в центре города их практически не осталось...
- Я не знаю, из каких соображений именно этот участок был выставлен на аукцион, но по градостроительным документам строительство здесь предполагалось. Не мы — так другие.
Жилого здания на этом перекрестке быть не могло, потому что оно подразумевает высокую этажность и, скорее всего, тогда река и Кирха с Троицкого проспекта практически не просматривались бы. Как такового скверика на участке не было. Да, стояли березки, лавочки, но, согласитесь, ухоженной территорией это не назовешь.
- У арендаторов есть претензий к компании? Как вы решаете конфликты?
- Конечно, претензии есть. Это обычные отношения между продавцом и покупателем. Если где-то вы нашли лучшие условия, меньшую арендную плату — никаких проблем.
- Два конкретных примера. Общеизвестно, что ресурс подключения к электросетям в центре города практически исчерпан. Насколько мы знаем, «Атриум» не раз погружался в темноту в разгар торгового дня, причем в выходные. Впотьмах выводили покупателей, закрывали отделы... И второй момент — парковки. Оставленные на обочинах и газонах вблизи магазинов машины — норма для Архангельска?
- Проблема подключения к городским электросетям коснулась обоих ТЦ, но это уже в прошлом. Энергозатраты торговых центров несравнимы с потребностями жилых домов, которые строятся в центральных микрорайонах. В ближайшие два-три года не будет иного выхода — городу придется изыскать средства на реконструкцию подстанций.
И «Атриум», и «Пирамида» имеют подземные парковки — для торговых центров Архангельска это пока новшество. К сожалению, даже в выходные дни в паркинге «Атриума» есть свободные места, хотя у входов в магазин машины стоят вплотную. Наверное, ко всему надо привыкнуть. Подземная парковка в «Пирамиде» была обустроена еще прошлой осенью. Да, там не завершены работы - приостановлены на зимний период, но это уже не те затраты и по деньгам, и по времени.
- Действительно ли в «Атриуме» вместо подземной парковки откроется автосалон?
- Это неправда. Сейчас там выставлены несколько автомобилей, в стороне от въезда, на отрезках, которые, в общем-то, не были востребованы. Я не сразу согласилась на такой вариант, но другое обстоятельство сыграло свою роль. Каждую неделю, а то и чаще в паркинге приходится заново подкрашивать стены, испорченные не слишком культурной прослойкой молодежи, которая ходит туда с сигаретами, бутылками и пишет специфический лексикон. Продаваемые машины дополнительно охраняются — меньше праздношатающихся, меня это устраивает.
- Как рассчитывается стоимость аренды торговых площадей, их количество «на душу населения»? Проводились ли сравнения с городами, близкими географически и по числу жителей?
- Это работа коммерческого отдела компании. Могу только сказать, что цены варьируются: на тот период, когда новому торговому центру надо «раскрутиться», они, естественно, несколько ниже. С владельцами крупных отделов, оперирующих проверенными марками, договор может заключаться на несколько лет вперед по фиксированной стоимости.
Несмотря на то, что Архангельск — небольшой областной центр и, как принято говорить, тупиковый, строительство и жилой, и торговой недвижимости организовано у нас неплохо. По крайней мере, когда в город приезжают представители федеральных франшизных сеток, они удивляются, насколько благоприятные здесь условия для развития.
- Есть информация, что в свое время при строительстве «Гранд Плазы» пострадал музей Писахова — стали осыпаться и без того ветхие стены. Как учитывается при проектировании ТЦ соседство исторически значимых зданий?
- В случае с «Атриумом» мы столкнулись с массой ограничений, которые, кстати, привели к ощутимому удорожанию проекта. Рядом Сурское подворье: нельзя было работать сваебоем, использовать технологии, которые могли привести к осушению земли на этом участке, и так далее. За этим очень строго следили, нас предупредили о штрафах и даже о возможной приостановке строительных работ. Полагаю, что при возведении «Гранд Плазы» застройщику выдвигались такие же условия.
ТРЦ, который мы строим совместно с «Аквилоном», тоже соседствует с историческими зданиями. Бывшие бани, которым приписывают «славу» дома свиданий, в частности, будут восстановлены в прежнем облике.
- Согласитесь ли вы с мнением чисто покупательского свойства: разнообразие брендов в ТЦ Архангельска невелико, фирменные отделы «курсируют» из одного ТЦ в другой, новые марки появляются крайне редко. Как следствие, выбор ограничен и каждый новый торговый центр разочаровывает покупателей все быстрее. И личный вопрос — где одеваетесь вы?
- Пожалуй, не соглашусь. Во-первых, в Архангельске постоянно появляются какие-то новые бренды федерального и международного масштаба. Да, к примеру, для марок ZARA, H&M наш городок маленький — им нужны миллионники. А вот «Ostin» в «Пирамиду» пришел. В «Атриуме» тоже довольно много франшизных отделов. Что касается ощущения однообразия, полагаю, здесь играет свою роль то обстоятельство, что мы выбираем из брендов одной ценовой политики.
В Москве и Питере хорошие брендовые вещи гораздо дороже, чем у нас в Архангельске. Если ехать на шоппинг, то тогда уж в Европу — думаю, многие женщины со мной согласятся. Я одеваюсь в «Cosmo». Но чтобы меня не заподозрили в рекламе, отмечу, что и в «Риме», и, в частности, в «Троицком пассаже» есть отделы очень солидной и качественной одежды.
- Вы читаете негативные выпады в СМИ, как-то на них реагируете?
- Не буду лукавить и говорить, что закрываю на это глаза. Конечно, читаю и газеты, и сайты со всеми комментариями. Но как правило, по существу реплик очень мало. В основном встречаются личностные выпады, цель которых - задеть, обидеть. В отношении семьи это просто верх непорядочности. У меня дочь, сын, двое внуков, и видеть все эти глупости... Хотя я уже пережила период, когда они вызывало у меня болезненную реакцию. Не отвечаю и не комментирую. Если вы знаете, как надо, постройте что-нибудь на этом рынке и тогда можно продолжать разговор.