Илья ЛЕОНЮК. Фото автора и из открытых источников | 20.12.2021 12:25:06
Доступность острова Бревенник стала одной из главных тем в Архангельске. Проблема обсуждается в администрации города, правительстве области, в профильных министерствах и департаментах. Историю с отрезанными от «большой земли» островитянами подхватили федеральные СМИ, в начале декабря ситуация потребовала сбора комиссии по ЧС и введения режима повышенной готовности.
Жители Бревенника записали видеообращение к Президенту России Владимиру ПУТИНУ, а для оперативного реагирования на жалобы людей на острове образована временная приемная прокуратуры. Казалось бы, при таком резонансе проблему должны были уже решить, но сделать это по указке сверху и за 24 часа просто нереально. И вот почему.
Эта история могла произойти и год, и два назад. Дело в том, что в последнее время транспортное сообщение с островами в зимний период обеспечивало частное предприятие – ООО «Мост». Именно с островами, поскольку автомобильный понтонный мост связывал Бревенник с Хабаркой и Пустошью. А общее количество жителей трех островов – более 8000 человек.
Владелец «Моста» не раз высказывал свои опасения администрации города: в теплую зиму понтон мог простоять всего пару месяцев, и при таких условиях содержание платной переправы для компании становилось просто нерентабельным. Однако в целом с погодой везло, и социальное напряжение сходило на «нет».
К примеру, в навигацию 2019-2020 годов наплавной мост открыли в феврале, а закрыли уже в начале апреля. А в прошлом году понтон заработал 30 декабря, и, если бы не случились заморозки, коммерческое предприятие отказалось бы от этой «социальной миссии». Но заморозки случились, понтон поставили, и связь с «большой землей» была. Стоит отметить, что обязательства обустраивать понтонную переправу у ООО «Мост» перед администрацией города нет: нет ни контракта, ни субсидий.
Сам понтон имеет длину 240 метров и сложную техническую конструкцию. Он разводной, так как русло между Бревенником (Маймаксанский лесной порт) и 14-м лесозаводом, где его устанавливали, является судоходным. Разводная часть моста – 45 метров, вес – около 50 тонн.
Предприятие ежегодно эксплуатировало и содержало понтон в надлежащем состоянии за свой счет. В этом году случилась проблема: мост не прошел плановое освидетельствование Российского речного регистра из-за течи в корпусе. Судно, а понтон является судном по всем правилам эксплуатации, не получило допуск, и использовать его по назначению на воде нельзя.
Как пояснили в компании, выявить проблему раньше было невозможно, ведь именно для этого и существуют плановые технические обследования с привлечением лицензированных специалистов. Выполнить ремонт можно только в доке, но сделать это в ноябре не получилось: оперативно принять поврежденную конструкцию ввиду занятости и больших объемов текущей работы не смогли ни в Лайском доке, ни на «Красной кузнице».
Об этом предприятие сообщило администрации Архангельска и предпринимателям, которые ведут деятельность на Бревеннике. Даже если считать, что эта новость была для них «внезапной», удивляет: искать выход городские власти начали только спустя две недели.
Подобного моста нет ни в Архангельской области, ни в других регионах. Он изначально строился для эксплуатации именно на этом участке реки. Сделать такой же – тоже не вариант: стоит он – несколько сотен миллионов рублей, а главное – быстро его не построить.
Единственный здравый выход – ремонт существующего понтона, который можно будет выполнить весной. «Мост» подтвердил готовность это сделать. Но гарантий оформления муниципального контракта или обещания субсидий предприятие не получило.
Понятно, что сама по себе проблема «не рассосется» и готовится к будущей зиме нужно уже сейчас. Почему нельзя сделать переправу на Бревенник бесплатной в счет государственного заказа – остается загадкой. По оценке экспертов, цена вопроса не превышает 10-15 млн рублей за сезон.
Нынешнюю ситуацию усугубил еще один момент – отсутствие возможности оборудовать пешеходную переправу, которая, к слову, не менее важна.
Эксплуатировать причалы в районе 14-го лесозавода начала транспортная компания «Северный проект». Это крупное предприятие занимается перевозкой генеральных грузов в Арктике. В собственности компании – 12 больших судов. Само по себе появление транспортного терминала для депрессивного района – несомненный плюс: это создание рабочих мест, поддержка социальной инфраструктуры, приведение в порядок давно забытых портовых территорий. И жители это понимают. Негативная оценка происходящего связана с тем, что в последнее время «пешеходка» на остров как раз и оборудовалась рядом с этими самыми причалами. Теперь ставить ее не прежнее место нет технической возможности: курсирующие в районе причалов суда и буксиры будут разбивать лед.
Переправу необходимо перенести. Жители многократно задавали вопрос администрации: как и куда? Но ответа не получали. По одной из версий, «дорога жизни» будет оборудована через 13-й лесозавод – в конце улицы Маслова, где сейчас находится конечная остановка автобуса №44. Но работы там не ведутся – официальные источники ссылаются на «недостаточную толщину льда». При этом переправа на соседний остров Хабарка уже две недели открыта.
Стоит отметить, что генеральный директор предприятия ТК «Северный проект» Михаил АРТЮХОВ в разговоре с «Бизнес-классом» заверил, что предприятие готово взять на себя часть социальной нагрузки для обустройства переправы: расчистку дороги, установку световых опор и пр. Кстати, представитель компании отметил, что разводная автомобильная переправа не создавала бы сложностей для транспортного терминала.
Пока же информационную повестку дополняют новости о полумерах: «На Бревенник будут ходить аэролодки», «Автомобильную переправу оборудуют между деревнями Острова и Андрианово». Только стоит учесть, что «подушка» берет на борт меньше двадцати пассажиров, а буксир одним рейсом перевозит свыше сотни человек. Вариант для транспорта с объездом через Приморский район и выходом на действующую переправу Вознесенье – Цигломень – это путь длиной несколько десятков километров по реке вместо привычных трехсот метров понтона.
Эти меры лишь временно снижают напряженность. Пока вариантов немного, придется смириться. Но остается открытым вопрос: а делается ли что-то сейчас, чтобы на следующий год ситуация не повторилась?