Александр ИВАНОВ, эксперт «БК» | 12.05.2017 14:43:23
В конце апреля в СМИ появились сообщения о работе правительства региона по созданию агломерации, в которую войдут Архангельск, Северодвинск, Новодвинск и Приморский район. По словам нашего губернатора, область станет первопроходцем в создании подобного объединения муниципалитетов, а необходимо оно для реализации совместных проектов и участия в масштабных федеральных программах развития.
Сегодня, в преддверии выборов президента в 2018 году, как воздух нужна повестка будущего. Люди нуждаются в будущем, в каком-то образе будущего, который бы показал, что жизнь, наконец, станет лучше. Необходима мечта, которая бы обладала силой, — то, чему бы поверили, то, что заставило бы Россию работать.
Правда, для России требуется федеральная повестка будущего, но задача ставится и по поиску региональных и местных повесток. Агломерация «Большой Архангельск» вполне могла бы стать таковой. Тем более что подоспел Указ Президента РФ от 16 января 2017 года «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», где прямо ставится цель дальнейшего продолжения процесса урбанизации, в частности, развитие крупных городских агломераций как необходимого условия обеспечения экономического роста, технологического прогресса и повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российской экономики на мировых рынках.
«Большой Архангельск» мог бы стать драйвером будущего, но не станет. Даже на уровень региональной мечты типа «Белкомура» или «глубоководного порта» не выйдет.
Термин «агломерация» (от лат. agglomero — «присоединяю») используется в градостроительстве уже сотни лет и означает моноцентрическую (сформировавшуюся вокруг одного крупного города-ядра) группировку поселений, объединенных развитыми производственными, культурными, рекреационными связями.
Наш случай – это «конурбация» (от лат. сon — вместе и urbs — город), что означает полицентрическую (имеющую в качестве ядер несколько более или менее одинаковых по размеру и значимости городов при отсутствии явно доминирующего) группировку поселений. Конурбации, как правило, не перерастают в устойчивые системы, поскольку у их близко расположенных поселений разные миссии, разные субкультуры. Их объединяет только экономическая выгода тесного соседства.
Три наших города слишком непохожи, зависят от разных внешних факторов и чуть различны в своей субкультуре. Один - город областной, и его миссия - развитие Поморья; другой - город Российской Федерации, и его миссия - ковать за счет федерального бюджета щит родины; третий город – часть глобальной экономической системы, и его миссия - обеспечение развития своей доли мирового рынка. Своя миссия и у Приморского района, и она отличается от трех городских. Объединение такого разнообразия в квартет описал еще «дедушка Крылов».
Лет десять назад появилась информация о городских агломерациях в России. Заговорили о «Большой Тюмени», «Большом Томске», «Большом Новосибирске». Российская мотивация агломерационного строительства отличалась от мировой. Экономическую, социальную и культурную направленность постепенно заменило удобство бюрократического управления. Поселения в административном порядке «прикреплялись» к базовому промышленному центру, который постепенно стал руководить развитием всех «агломерантов», в том числе через межбюджетные областные трансферты. Главным стало выстраивание централизованного административно-командного руководства ресурсами и контроль за всем и вся.
Особенно слабым получилась экономическая составляющая агломерационного процесса. Современная (рыночная) экономика основана на равноправных, горизонтальных связях на основе взаимного интереса и не терпит никаких вертикальных, иерархических, коммуникаций. Муниципалитеты ни в агломерации, ни по отдельности этого обеспечить не могут, даже если очень им приказать. Не «покатили» и совместные социальные проекты. Ведь любой новый социальный проект состоит из трех компонентов: разработка идеи (инновационное решение) – финансовый инструментарий – современная технология управления. Его реализация лежит в плоскости организации труда, а не в создании бюджетных учреждений или заключении муниципальных контрактов. А организация труда пока Terra Incognita для местного самоуправления, да и для государственной власти. До совместных устойчивых проектов в сфере культуры в российских агломерациях практически не дошли.
В современной отечественной литературе возможности агломерации поселений, в лучшем случае, определяются как межмуниципальное сотрудничество. Наш губернатор и главы муниципальных образований вроде бы именно об этом и говорят. Совместно подготавливают соглашение о межмуниципальном сотрудничестве, предлагают вести дискуссии с общественностью. Видимо, они по части создания агломераций пока прочли только указ президента, поэтому пафосно готовы объединять усилия.
Но объединять придется скудные муниципальные бюджетные деньги и имущество – надо создавать управленческие структуры агломерации. Причем это должны быть не привычные муниципальные управления, а структуры, готовые к рыночным методикам управления, - практика подтверждает, что другим задача не по зубам. Усилия придется прилагать, отрывая от себя часть полномочий, которые надо будет передавать в агломерационное управление: двойного управления, как показывает мировой опыт, быть не может. А соглашения, вернее, гражданско-правовые договоры надо будет заключать с созданными агломерационными структурами и хозяйствующими субъектами, работающими в интересах агломерации, причем исключительно на равноправной основе и с жесткой ответственностью муниципалитетов за исполнение этих договоров.
Мне кажется, что к такому развитию событий наши первые лица не готовы. Да и в указе президента от 16.01.2017, за несчастливым номером 13, нет ни одного рыночного механизма стимулирования агломерационных процессов. Значит, довольно скоро «Большой Архангельск» сдуется до очередной мечты, вернее, очередного регионального мифа о будущем.
Сколько их уже было…