Николай НЕКРАСОВ, управляющий ООО «БЭНЦ» | 13.01.2020 16:17:10
В последнее время появились случаи, когда налоговые инспекции по непонятным причинам затягивают сроки принятия решения по итогам выездных налоговых проверок.
Речь идет о таких ситуациях, когда проверка уже закончена, акт налогоплательщику вручен и в нем содержатся многомиллионные претензии, указания на умышленное уклонение от уплаты налогов. Налогоплательщик не согласен с содержанием акта проверки и направил в налоговый орган свои письменные возражения. Инспекция их рассмотрела и, более того, уже провела мероприятия дополнительного налогового контроля, после которых должна была вынести свое окончательное решение. А его нет и нет, все затихло. Предприниматель оказывается в состоянии неопределенности, которое может длиться месяцами, без ответов на вопросы и должных объяснений.
По мнению управляющего ООО «БЭНЦ» (Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр) Николая НЕКРАСОВА, такое поведение - нарушение прямых требований закона (п. 1 ст. 101 НК РФ). Сроки принятия решений установлены Налоговым кодексом РФ. Как известно, согласно п. 1 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса (это срок на представление налогоплательщиком возражений – 1 месяц), принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи (или решение о привлечении к ответственности, или решение об отказе в привлечении), или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Также срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц. Подчеркну норму закона – но не более чем на один месяц.
Следовательно, закон устанавливает срок 10 дней + еще один месяц продления, если потребуется. И все. Далее руководитель инспекции ОБЯЗАН выносить решение. А его все нет и нет. И это длится уже около 6 месяцев, причем 6 месяцев после того, как истек тот месяц, на который можно было продлить срок.
Полгода налогоплательщики, которым предъявлены налоговые претензии в очень больших размерах, фактически находятся в подвешенном состоянии. Буквально как куклы на веревочке.
Все процессуальные сроки, предусмотренные п. 1 ст. 101 НК РФ для принятия итогового решения по проверке налоговым органом, уже давно пропущены, но на попытки налогоплательщика узнать по телефону, когда же он получит решение, у инспекторов один ответ: «Решения нет, ждите».
Таким образом, на мой взгляд, налоговыми органами на местах явно нарушаются требования закона (п. 1 ст. 101 НК РФ), а заодно и права налогоплательщика, в отношении которого проведена выездная проверка. Если я не прав, возразите мне, приведите ссылки на нормы права, которые позволяют налоговым органам так поступать с налогоплательщиками.
В конце концов, и преступник имеет какие-то права, а в данном случае еще никто не доказал, что налогоплательщик является преступником.
Даже в Уголовном кодексе подозреваемому в определенный законом срок должно быть предъявлено официальное обвинение, иначе его отпускают домой.
Возникает вопрос: по какой причине руководители налоговых органов на местах не выносят свои итоговые решения по уже завершенным налоговым проверкам? Если они уверены в выводах своих налоговых инспекторов, отраженных ими в акте налоговой проверки, то им следует в установленный законом срок принять соответствующее решение с привлечением налогоплательщика к налоговой ответственности или без такового.
Если же руководитель налогового органа не уверен в выводах налоговых инспекторов, отраженных ими в акте налоговой проверки, то ему все равно следует к этому сроку принять соответствующее решение о снятии с налогоплательщика претензий, нашедших отражение в акте проверки.
Но в любом случае соответствующее решение необходимо принять в установленный законом срок. Иначе мы имеем дело с нарушением закона самим руководителем налоговой инспекции.
На необходимость строгого соблюдения территориальными налоговыми органами процессуальных сроков, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации для проведения налоговых проверок, оформления их результатов, а также рассмотрения дел о налоговых правонарушениях, указывает и Федеральная налоговая служба России в своем письме от 10.01.2019 года № ЕД-4-2/55. Заметьте, письмо совершенно свежее.
На мой взгляд, нарушать закон недопустимо вообще никому. А особенно недопустимо нарушать требования Налогового кодекса РФ самим же работникам налоговой.
Это очень сильно подрывает авторитет налоговых органов, в то время как он должен быть абсолютно непререкаем и постоянно расти в глазах налогоплательщиков.
Такая ситуация порождает чувство беззащитности, я бы даже сказал, чувство беззакония и явной демонстрации неравноправия налогоплательщика и налогового органа перед законом. Поскольку налогоплательщик своими глазами видит совершенно очевидные нарушения основного налогового закона со стороны самого налогового органа, которому все безнаказанно сходит с рук.
И все это происходит в то время, когда любой налогоплательщик подвергается наказаниям в виде штрафов, пени и даже угрозе уголовного преследования практически за любое нарушение закона с его стороны. Легко можно себе представить, что сделает любая налоговая инспекция с налогоплательщиком, если он нарушит хоть на один день срок, установленный Налоговым кодексом для представления какого-либо документа или срок уплаты налога: его ждет неминуемое наказание. А за нарушение сроков вынесения решения самим руководителем налогового органа ни самому налоговому органу, ни тем более его руководителю совершенно ничего не грозит. А это неправильно. Это нарушает баланс общественных интересов.
ООО «БЭНЦ»:
Архангельск, ул. Вельская, д.1, оф. 1
Тел.: (8182) 65-65-73, 65-61-76, 65-09-25, +7 921 490-9191
E-mail: [email protected]
www.aetc.ru
Другие полезные публикации -
в рубрике Советы аудитора