Текст: Елена СВЕТЛИЧНАЯ. Фото: www.msnbcmedia.msn.com, Антон Шошин и Алексей Липницкий | 19.08.2011 07:10:40
Через десять лет грузооборот через Северный морской путь может увеличиться в 30 раз — до 64 млн тонн в год. Такие данные приводятся исходя из анализа проектов ресурсодобывающих компаний по освоению месторождений. Ожидается, что маршрут между Европой и Дальним Востоком станет одним из самых востребованных в мире. Чтобы планы стали реальностью, в Арктике нужно совершить переворот: вывести на новый уровень транспортную инфраструктуру региона.
Географические преимущества СМП благодаря совместной деятельности государства и бизнеса стали постепенно превращаться в экономические. И хотя пока основная часть судов, курсирующих между Северной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, следуют через Индийский океан, логистические компании не пренебрегают и «северным» путем.
Если длина «южного» маршрута составляет около 11 тысяч морских миль,
то при следовании по Северному морскому пути это расстояние
сокращается на треть. «Северный» маршрут по сравнению с трассой
через Суэцкий канал короче на 2440 морских миль
и сокращает длительность рейса на 10 суток, а также экономит
в среднем около 800 тонн топлива.
Так, буквально на днях завершилась проводка двух российских новейших танкеров ледового класса тоннажем 70 тысяч тонн в Юго-Восточную Азию. Экономическую эффективность Северного морского пути доказывает и выбор компании «НоваТЭК», которая реализует на полуострове Ямал проект строительства завода по сжижению природного газа. В 2011 году «НоваТЭК» запланировала провести по Северному морскому пути шесть-семь крупнотоннажных танкеров с газовым конденсатом общим объемом 420 тысяч тонн.
Стратегический интерес
При доле населения меньше 1% в российской Арктике производится продукция, которая обеспечивает около 20% ВВП России и составляет более 22% общероссийского экспорта. В районах Крайнего Севера добывается 95% газа, 75% нефти, основная часть никеля, олова, платиноидов, золота и алмазов. Одну треть Северного Ледовитого океана занимает шельф арктических морей Российской Федерации.
России нужна новая политика в отношении решения транспортных задач в Арктике:
неразвитость транспортной инфраструктуры препятствует развитию регионов
и тормозит реализацию крупных бизнес-проектов.
Этим летом в Нарьян-Маре прошло два знаковых мероприятия, которые были посвящены развитию Арктической зоны страны, ее транспортной инфраструктуре и национальной безопасности, а также той роли, которая отводится Ненецкому АО в общей государственной концепции развития Арктики и Северного морского пути. Это выездные заседания Морской коллегии РФ и Совета безопасности РФ. Администрация НАО внесла несколько предложений, которые касаются развития инфраструктуры региона, его интеграции в экономическую логистику страны, а также в систему освоения арктических богатств.
«Состояние инфраструктуры в Арктике не отвечает необходимым требованиям по защите национальных интересов России. За счет недостаточности современных комплексов транспортировки ресурсов недр арктического шельфа существенно снижается инвестиционная привлекательность главной ресурсной базы страны. Имеющийся терминал Варандей в Баренцевом море, а также коммерческий флот для вывоза углеводородного сырья с терминалов, работающих на шельфе НАО, скорее исключение из общего, весьма сложного положения дел на этом участке работ», - заявил секретарь Совета безопасности Николай ПАТРУШЕВ на совещании Совбеза в Нарьян-Маре.
Чтобы арктический север России был надежно защищен, необходимы изменения в законодательстве, касающиеся регулирования торгового мореплавания на трассе Севморпути, государственные меры поддержки морского и речного флота, полярной авиации и аэродромных комплексов, другие нововведения.
По словам Николая Патрушева, речь идет не только о проводке судов, но и о создании транспортно-логистических комплексов. Также важно связать вопрос развития транспортной инфраструктуры с решением задач военной и пограничной безопасности. В связи с этим возрастает роль транспортной инфраструктуры Ненецкого автономного округа.
Акценты НАО
Ненецкий автономный округ находится в плену транспортных проблем - в одном районе не хватает автомобильных дорог, в другом - железнодорожной ветки. Регион оторван от остальной России сотнями километров болот и озер. Автомобильную трассу Нарьян-Мар – Усинск строят больше десяти лет, на завершение проекта требуется около 6 млрд рублей – неподъемная для регионального бюджета сумма. К тому же и полномочий по ее строительству у НАО нет, они переданы Архангельской области.
«Тем не менее мы пытаемся сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Есть намерение осуществить строительство на условиях государственно-частного партнерства», - говорит губернатор НАО Игорь ФЁДОРОВ.
Администрация НАО добилась включения в Стратегию развития Минтранса, в частности развития Российских железных дорог до 2030 года, двух дорог. Одна – Сосногорск - Индига. Сосногорск находится на территории Республики Коми, Индига - непосредственно на побережье. «Это хорошее место для обустройства глубоководного порта и транспортировки груза из Сибири, из центра России, с Дальнего Востока. Достаточно серьезный проект может получиться, с учетом того, что в транзите этой железной дороги по территории НАО также есть месторождения: газовые, газоконденсатные, которыми владеет группа компаний «Аллтек», собирающаяся строить завод сжиженного природного газа и отгружать из порта Индиги эту продукцию», - отметил Игорь Федоров.
Второй проект – железная дорога из Воркуты (Республика Коми) до поселка Усть-Кара, который находится на побережье Северного Ледовитого океана, с продлением ее до Амдермы.
Амдерма будет жить
Губернатор НАО Игорь Фёдоров уверен, что именно Амдерма должна стать столицей Севморпути. Интерес Ненецкого автономного округа состоит в том, чтобы максимально актуализировать Амдерму с точки зрения транспортно-логистического узла. Амдерма занимает выгодное географическое положение и может стать базой для компаний, которые будут осваивать шельфовые месторождения. В будущем на территории может начаться добыча твердых полезных ископаемых. «В этой связи видится необходимость строительства железной дороги Воркута - Усть-Кара - Амдерма. Также рассматриваем береговую территорию, прилегающую к Амдерме (район бухты Морозова), в качестве места для размещения базы спасательных судов», - отметил глава Администрации Ненецкого АО.
Для Ненецкого округа главным итогом выездного совещания Совбеза
стало решение о переводе с 1 января 2012 года аэропорта
в Амдерме в статус федерального казенного предприятия.
«Это позволит не допустить банкротства предприятия, будет возможность содержать взлетно-посадочную полосу в надлежащем состоянии. И самое главное – это рабочие места на градообразующем предприятии Амдермы. А это значит, что Амдерма будет жить», - отметил глава Ненецкого АО Игорь Фёдоров.
Предстоит решить вопрос с очисткой территории поселка и близлежащих земель от металлолома. По оценкам окружных властей, объем накопленного с советских времен металлолома составляет 114 тысяч тонн.
«Нужно выстроить логистику вывоза металлолома из Амдермы. Смешно гнать туда пустую баржу, чтобы на нее погрузить отходы. Намного выгоднее привезти продукты в рамках «северного завоза», а обратно уже везти металлолом. Я надеюсь, что в этом и следующем году будут выделены первые необходимые федеральные средства на уборку поселка», - сказал на пресс-конференции в РИА «Новости» губернатор НАО.
Предложение о размещении в поселке штаб-квартиры
Северного морского пути тоже не случайно. В настоящее время
там располагается аэродром и государственная
исследовательская база.
Однако поселок, в котором раньше работало около 10 тысяч человек, переживает не лучшие времена. Сегодня там не более 400 жителей. Суда, следующие по Северному морскому пути, отстаиваются в бухте Морозова, которая также находится недалеко от Амдермы.
«Близость этих ключевых объектов, а также соседство с двумя крупными шельфовыми месторождениями нефти делает Амдерму плацдармом для стратегических интересов России в Арктике, - убежден Игорь Фёдоров. - С учетом реальных действий руководства Ненецкого автономного округа по реализации стратегии Российских железных дорог и Минтранса РФ по строительству железнодорожной магистрали Воркута - Усть-Кара – Амдерма, проходящей через месторождения каменного угля с прогнозными ресурсами порядка 98 млрд тонн, будет ускорен процесс освоения этих месторождений. Учитывая строительство этой дороги, геополитическое значение Амдермы стремительно возрастает».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр ХАРИН, депутат Архангельского областного Собрания от НАО:
- Одним из результатов бездумной экономической политики начала 90-х стал развал и без того несовершенной транспортной инфраструктуры в Арктической зоне РФ. К счастью, транспортная инфраструктура в Арктике была уничтожена не полностью, но совершенно очевидно, что ее нынешнее состояние не отвечает требованиям по защите национальных интересов России.
«Сегодняшняя ситуация с транспортной инфраструктурой Арктики нуждается в кардинальных изменениях» - полагаю, что эти слова секретаря Совета безопасности Николая Патрушева задали тон всем выступлениям, прозвучавшим на совещании.
Транспортную инфраструктуру в Арктике необходимо совершенствовать не только для эффективной транспортировки ресурсов, но и в целях обеспечения военной безопасности России. По мнению участников совещания, развитие на Северном морском пути систем двойного – военного и гражданского - назначения существенно укрепит как военную, так и экономическую безопасность государства.
Выступавшие на совещании были единодушны в том, что для обеспечения надежной защиты интересов России в Арктике необходимо внести изменения в законодательство, регулирующее отношения, связанные с эксплуатацией Северного морского пути. Следует также выработать государственные меры поддержки морского и речного флотов, полярной авиации, аэродромных комплексов.
Россия не допустит ослабления своих позиций в Арктическом регионе, но нельзя не признать, что такая опасность существует. По словам главкома ВМФ Владимира Высоцкого, есть веские основания полагать, что Североатлантический альянс обозначил Арктику зоной своих интересов. Выступая на совещании, адмирал также сообщил, что в Арктике активизировалась деятельность и ряда восточноазиатских государств. Среди них - Китай, Япония, Корея, Малайзия и Таиланд. Для защиты интересов России в Арктике Минобороны планирует создать две воинские бригады. Предположительные места их дислокации - Мурманск или Архангельск.
Считаю нужным отметить, что в совещании приняли участие министр транспорта РФ Игорь Левитин, главнокомандующий Военно-морским флотом России Владимир Высоцкий, полномочный представитель Президента РФ в СЗФО Илья Клебанов, представители полпредств в Уральском, Сибирском, Дальневосточном федеральных округах, спецпредставитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров, представители Министерства регионального развития, Министерства природных ресурсов, МВД, Минэкономразвития, МЧС, ФСБ, ФТС и других федеральных органов исполнительной власти. Присутствовали губернатор Ямало-Ненецкого АО Дмитрий Кобылкин, официальные представители целого ряда регионов – Магаданской области, Республики Саха (Якутия), Красноярского края. Архангельская область своего представителя на совещание не направила.
Тот факт, что местом проведения совещания Совбеза был избран Нарьян-Мар, говорит о многом. О том, в частности, что Президент РФ и Правительство России высоко оценивают достижения Ненецкого автономного округа в деле освоения Арктики.