ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Как не попасть в зону повышенного внимания налоговиков


Елена СВЕТЛИЧНАЯ | 30.03.2008 11:33:06

Несмотря на  рост импорта, повсеместный бум строительства гипермаркетов, крупных торговых центров, развитие сетевых магазинов, поступления налогов от предприятий торговли в 2007 году в целом по стране снизились. Поэтому данная отрасль будет находиться в зоне повышенного контроля налоговых органов. Об этом мы беседуем с и.о. руководителя Управления ФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, советником  государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Сергеем РОДИОНОВЫМ (на снимке).

 

Об этом начале марта шла речь и на расширенной коллегии Федеральной налоговой службы России с участием глав территориальных управлений службы и представителей других федеральных ведомств, на которой были подведены итоги работы налоговых органов за 2007 год и определены приоритеты на 2008 год.

За 2007 год в бюджетную систему Российской Федерации поступило 8,6 трлн рублей доходов, что на 28% больше, чем в 2006 году. В федеральный бюджет направлено свыше 3,7 трлн рублей, в консолидированные бюджеты субъектов РФ – 3,6 трлн рублей, в государственные внебюджетные фонды – около 1,3 трлн рублей.
От Архангельской области и Ненецкого автономного округа в бюджетную систему РФ поступило более 75,4 млрд рублей доходов, что на 11% больше, чем в прошлом году. В консолидированный бюджет без учета поступлений в федеральный бюджет от предприятий, переданных на федеральный уровень, перечислено 45,2 млрд рублей налогов и сборов. Это почти на 20% больше, чем в 2006 году.
Из общей суммы налоговых платежей, поступивших в консолидированный бюджет, в федеральный бюджет перечислено 35,9% (16,2 млрд рублей).

- Сергей Викторович, по каким бюджетообразующим налогам возросли поступления?

- Поступления возросли к соответствующему периоду 2006 года практически по всем доходным источникам. По основным  бюджетообразующим налогам поступления возросли: по НДФЛ – на 29%, по налогу на прибыль – на 21%, по налогу на добычу нефти –  на 17,6% (при росте объемов добычи на 12,4%). Рост достигнут по всем бюджетообразующим налогам, кроме налога на добавленную стоимость (НДС).
НДС поступило более 2 млрд рублей, что почти на 30% меньше, чем в 2006 году. Факторы, повлекшие замедление темпов роста поступлений НДС, соотносятся с общероссийскими и являются следствием изменений налогового законодательства, а также реализаций ряда инвестиционных проектов в Архангельской области и Ненецком автономном округе.
Кроме того, по итогам работы в 2007 году Управление ФНС по Архангельской области и НАО отмечает увеличение доли вычетов по НДС. Проведенный анализ показал, что вычеты по НДС выросли по ранее уплаченному налогу на таможне при ввозе оборудования на территорию Российской Федерации и по капитальному строительству.
И если сейчас доля вычетов по НДС растет, то в дальнейшем мы прогнозируем увеличение налогооблагаемой базы, в том числе поступлений по  налогу на имущество, налогу на прибыль. Но это будет чуть позже, после завершения инвестиционных проектов.
НДС - это действительно очень сложный налог, он сложен в администрировании, отвлекает очень много ресурсов как у налоговых органов, так и у налогоплательщиков. Кроме того, он достаточно криминализирован. В ходе контрольных мероприятий выявляются схемы ухода от уплаты налога посредством применения цепочки подставных фирм-«однодневок».

-  Налогоплательщики часто жалуются на то, что налоговые органы годами не возмещают налог на добавленную стоимость. Чем это вызвано?

- Этот вопрос также обсуждался на коллегии, оценку ситуации дал руководитель ФНС Михаил Мокрецов.
Действительно, сложилось устойчивое, но ошибочное мнение, что в большинстве случаев налоговые органы не возмещают налог на добавленную стоимость в течение очень длительного периода. Исключение составляют только те налогоплательщики, которые, пройдя все стадии арбитражного рассмотрения исков к налоговым органам, получают возмещение НДС на основании положительных решений судов. Однако из общей суммы, заявленной к возмещению, налоговыми органами признается необоснованной только десятая часть, и всего лишь 6% от общего объема возмещения  в 2007 году по решению арбитражных судов.
Что касается фактов «затягивания» вынесения решений, то необходимо учитывать, что с 1 января 2007 года процедура возмещения налога изменена и предусматривает: оформление акта проверки, его вручение, получение и рассмотрение разногласий, вынесение решения. Каждое действие имеет законодательно установленные сроки исполнения.

- Сергей Викторович, для налогоплательщиков по-прежнему актуален вопрос проведения налоговых проверок. Кто попадает в зону повышенного риска и каким предприятиям в этом году будет уделено особое внимание?

- По итогам прошлого года ФНС России отмечает повышение эффективности мероприятий налогового контроля. Прежде акцент делался на больший охват налогоплательщиков проверками, если срок подходил, проверяли практически всех, сейчас ориентиры изменены.
Сегодня налоговые органы более детально исследуют финансовое состояние предприятия, проводят анализ экономической деятельности налогоплательщика, сравнивая эти показатели  с отраслевыми... Только после этого принимается решение о проведении выездной налоговой проверки. В результате такого отбора сократилось количество проверок и повысилась их эффективность. Так, в 2007 году территориальными органами управления по результатам  налогового контроля дополнительно начислено более 3 млрд рублей.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, соотнесение этих данных с общедоступными критериями риска, пояснения налогоплательщиков, информация из различных ведомств и баз данных ФНС России позволяют с высокой долей вероятности определить налоговые риски и круг налогоплательщиков для выездных налоговых проверок и сконцентрировать усилия инспекторов, занимающихся выездным контролем. За четыре года количество проверок в целом по стране снизилось в три раза, при этом их эффективность возросла в четыре раза.
Рост эффективности и результативности налоговых проверок при одновременном снижении их количества свидетельствует не только о качестве планирования и аналитической работы, но также говорит о возросшем качестве самих мероприятий налогового контроля. Так, сбор более полной и качественной доказательной базы по выявленным налоговым правонарушениям стал определяющим фактором положительной динамики выигранных налоговыми органами судебных споров.


Стоит отметить и профилактическую работу в отношениии некоторых налогоплательщиков. Понятно, что охватить всех практически невозможно. Федеральной налоговой службой разработан и опубликован перечень критериев, по котором налогоплательщик может попасть под   мероприятия налогового контроля. Это, например,  убытки, высокая доля вычетов, неурегулированная задолженность и т.д.
Опираясь на этот список показателей, предприятие может самостоятельно уточнить  свои налоговые обязательства. Проанализировав финансовые показатели работы, налогоплательщик принимает решение - либо дожидаться выездной проверки, либо, критически оценив свою работу, начинать принимать меры для изменения ситуации путем подачи уточненных налоговых деклараций и уплаты соответствующих налогов. Так, по результатам аналитической работы налоговых органов Архангельской области в 2007 году налогоплательщики добровольно увеличили свои налоговые обязательства на 144 млн рублей, что почти в три раза больше, чем в предыдущем году.

- На какие отрасли региональной экономики налоговики обращают особое внимание?

- Ежегодно мы проводим анализ деятельности предприятий по всем базовым отраслям экономики Архангельской области и Ненецкого автономного округа.
В прошлом году особое внимание было обращено на деятельность предприятий в строительстве, лесопромышленном комплексе. Проведены серьезные проверки, выявлено немало нарушений.
Одним из приоритетных направлений работы ФНС России на 2008 год является совершенствование аналитической и контрольной работы с отраслями экономики, в которых анализ показывает наличие наибольшего удельного веса налогоплательщиков с риском сокрытия заработной платы (розничная и оптовая торговля, обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом), а также высокой долей убытков, низкой рентабельностью производства.
В этих отраслях наблюдается наибольшее количество убыточных организаций, поэтому будут исследованы причины убыточности. ФНС был проведен анализ, показавший, что, несмотря на такие факторы, как рост импорта, повсеместный бум строительства гипермаркетов, крупных торговых центров, развитие сетевых магазинов, поступления налогов от предприятий торговли в 2007 году снизились. В этой связи данная отрасль будет находиться в зоне повышенного контроля налоговых органов.


Сетевая торговля  - очень сложная отрасль. К данным организациям будет обращено достаточно пристальное внимание налоговых органов, в том числе в Архангельской области. Важно понять финансовые потоки, схему организации бизнеса. Я не говорю, что нам они неизвестны и непонятны, но мы будем более детально изучать эту сферу. У нас немало таких организаций, и если они попадут в группу риска, мы будем проводить проверки.
Безусловно, сохранятся приоритеты в отношении лесной отрасли, строительства, реализации лома металла.
Кроме того, акцент будет сделан и на работу с индивидуальными предпринимателями. Не секрет, что в области присутствуют такие предприниматели, которые зачастую по своим показателям ведения бизнеса превалируют над крупными организациями, показывая при этом  незначительную налоговую отдачу.

- Если говорить о сфере торговли, каковы результаты проверок по соблюдению законодательства о контрольно-кассовой технике (ККТ)?

- В отчетном периоде налоговыми органами Архангельской области и НАО проведено более 5 тысяч проверок по применению ККТ и полноты учета выручки. Практически каждая третья проверка выявила нарушения. По сравнению с прошлым годом эффективность работы в этом направлении возросла почти в 2 раза. Предъявлено штрафных санкций на сумму 5,6 млн рублей.
В прошлом году в отделы камеральных и выездных проверок передано 706 материалов для проведения последующих мероприятий налогового контроля.

- В так называемую «зону риска» автоматически попадают и убыточные компании. Сколько таких предприятий в регионе?

- У нас их достаточно много. По данным на начало 2007 года их было 1800. К концу года их количество снизилось до 1600.
В результате работы специальных комиссий, проведения мероприятий налогового контроля ряд налогоплательщиков уточнили свои налоговые обязательства. Те налогоплательщики, кто игнорировал работу комиссий, и у нас были основания полагать, что убытки завышены, попали в контрольные мероприятия, в том числе выездные. Проверки показали, что  претензии налоговых органов обоснованны. Всего по результатам контрольно-аналитической работы убыток уменьшен на 850 млн рублей, доначислено платежей по налогу на прибыль 160 млн рублей.

- Прошлый год ознаменовался активизацией борьбы с «серыми» зарплатами. При муниципальных образованиях работали специальные комиссии, в Северодвинске даже попытались установить зависимость единого налога на вмененный доход от величины средней заработной платы... Но стоит признать, что у исполнительной власти нет эффективных рычагов воздействия на налогоплательщиков, выплачивающих зарплату ниже среднеотраслевой или, того хуже, ниже прожиточного минимума...

- Налоговые органы ежегодно определяют группы риска налогоплательщиков, которые подозреваются в выплате «серой» заработной платы либо применяют схемы ухода от налогов. Это те предприятия, где заработная плата ниже прожиточного минимума или ниже среднеотраслевой.
В прошлом году мы отобрали почти 4 тысяч таких налогоплательщиков. Основная форма работы с такими работодателями – заслушивание руководителей организаций на комиссиях по легализации объектов налогообложения, как на уровне налоговых органов, так и при администрациях муниципальных образований.
В результате более 70% налогоплательщиков, попавших в зону риска, повысили величину оплаты труда до уровня стреднеотраслевой. Это очень хороший показатель. Отсюда мы видим тенденцию роста поступлений в виде единого социального налога (ЕСН), НДФЛ. Причем НДФЛ у нас растет более высокими темпами, чем фонд оплаты труда в целом по области.
Дополнительные поступления по результатам деятельности комиссий в 2007 году оцениваются почти в 130 млн рублей.
Кроме того, в результате нашей работы в прошлом году в Архангельской области было выявлено 17 схем уклонения от уплаты налогов, в том числе схемы оптимизации уплаты ЕСН за счет деления предприятий и применения налогосберегающих схем.
В отношении организаций, не принявших мер по повышению уровня заработной платы, управление посчитало рациональным проведение выездного налогового контроля. И после таких мероприятий все налогоплательщики среднюю заработную плату увеличили.
Конечно, данная работа требует привлечения очень больших ресурсов. Зачастую налогоплательщика приходится убеждать, доказывать ему, что определенные резервы для увеличения фонда  оплаты труда существуют. Да, мы ограничены в правах, регламентированы законодательством, и порой для проведения более эффективной работы нам не хватает дополнительных механизмов воздействия. Тем не менее, тот результат, которого нам удалось достичь в работе комиссий, прокуратуры, правоохранительных органов, трудовой инспекции, Пенсионного фонда – показателен.
По итогам 2007 года мы вновь проводим детальный анализ по отраслям, вычленим группу риска, которая попадет в зону нашего повышенного внимания.

© Фото: Алексей Липницкий





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Реальный бизнес


Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5