Олег САТОВ, психолог | 01.10.2010 11:52:04
Психологи очень любят рассуждать об ответственности, о том, что следует пытаться осознавать и принимать последствия каждого решения, каждого поступка. И это совершенно правильно: отказ взять на себя ответственность за все происходящее в жизни обычно приводит человека именно в кабинет психолога. Почему сознательная ответственность - это так важно?
Фокус в том, что ответственности избежать вообще невозможно. Поэтому все разговоры о том, что ее нужно научиться нести — это только своеобразная дидактическая уловка, к которой психологи прибегают, чтобы не утонуть вместе с пациентом в философских дебрях.
Повторяю: нет никакой возможности избежать ответственности за свою жизнь. Это так же невозможно, как перестать дышать по собственной воле. Механизм внутренней психологической ответственности заложен в человека природой как один из инструментов обучения, а значит и выживания. Выключить его даже при всем желании не получится, можно лишь обмануть себя на сей счет, сделав хорошую мину при плохой игре.
Чувство ответственности — это не что иное, как обратная связь, так необходимая для получения и фиксации нового опыта, и выбор человека состоит только лишь в том, воспринимать эту обратную связь конструктивно и в чистом виде или же, в попытке избежать болезненных переживаний, получать искаженные представления о реальности, о причинах и следствиях своих поступков.
Например. Вот ремонтирует плотник оконную раму, но в какой-то момент отвлекается, бьет молотком себе по пальцу, роняет раму и разбивает стекло — какой опыт он должен из этого извлечь?
Здоровая и здравая оценка ситуации звучит примерно так: «Я был неосторожен в обращении с инструментом, за что и поплатился. Вероятно, я не так ловок, как сам о себе возомнил, и впредь надо не выделываться, не спешить, а работать более вдумчиво и внимательно». Он получил отрицательный опыт, признал его и принял в свою жизнь — все хорошо.
А вот как звучит та же история с точки зрения человека, привыкшего избегать ответственности: «Ну кто придумал делать молотки с такой неудобной ручкой? А гвозди?! Откуда у них там руки растут, если они ни одного прямого гвоздя сделать не могут? А еще бригадир, урод, торопит под руку! Пусть он за разбитое стекло и платит теперь!». Уже совсем другая песня, да? В любой ситуации можно найти крайних и виноватых, лишь бы не признаваться себе в собственной криворукости.
Это и есть пример искажения реальности, который в дальнейшем ведет к нерациональному распределению усилий и усугублению ситуации. Вместо того чтобы признать собственную ошибку и научиться чему-то новому (или наработать недостающий навык, как в нашем примере), этот горе-плотник потратит силы на пререкания с начальником и доказательство собственной невиновности собутыльникам.
А как оно на деле — удалось ли безответственному плотнику по-настоящему избежать ответственности? Допустим, начальник махнул рукой, допустим, приятели согласились, что наш герой действительно герой, но значит ли это, что он смог увильнуть от ответа за свою ошибку?
С точки зрения его трусливого и изворотливого Эго, ответственности он избежал — начальник его наказывать не стал, приятели не подняли на смех его неловкость. Эго и сознательная самооценка в безопасности — можно даже гордиться собственной «неуязвимостью». Но на бессознательном уровне все выглядит несколько иначе — в глубине души он прекрасно отдает себе отчет в том, что был не прав, что сам виноват, и что начальника подставил, и что коллегам своим наврал с три короба.
И если он никак не хочет сам себе во всем этом признаваться и продолжает глушить свои глубинные переживания, то возникает (или усиливается) внутренний конфликт — представления о самом себе все больше расходятся с реальностью, а это создает почву для возникновения неврозов, начиная с простой, но непреодолимой неуверенности в себе и заканчивая тяжелыми психосоматическими заболеваниями. А там, где нарушена самооценка, там и весь букет проблем — в карьере, в отношениях, в семье, в сексе - и совершенно беспросветное будущее.
Так избежал ли он ответственности? Или он избежал только социальных и юридических последствий?
А ведь мы еще ничего не сказали про то, что жизнь не прощает невыученных уроков, и если с первого раза человек ничему не научился, то обязательно будет второй раз, и третий, и четвертый, и чем дальше, тем более суровыми будут последствия за отказ принимать уроки жизни. И это тоже часть неизбежной ответственности.
Мы боимся признания собственной ошибки, потому что на неосознаваемом уровне ощущаем, что такое признание нанесет сокрушительный удар по самооценке и в целом по всей личности. Мы боимся не фактических последствий ошибки, а того психологического подтекста, который она с собой несет.
Вместо того чтобы спокойно признать собственную оплошность и быстро исправить ситуацию, мы ищем возможности выйти сухими из воды и сохранить свое Эго в неприкосновенности, даже если это окончательно погубит ситуацию.
Мы боимся ошибаться, боимся быть неправыми, боимся узнавать и признавать собственные слабости и тем самым лишаем себя возможности развиваться, учиться и двигаться дальше — так мы застреваем на месте и ввергаем себя в состояние, которое в христианстве традиционно называется адом. Ведь ад — это и есть состояние внутреннего разлада, когда слова расходятся с делом, представления не соответствуют реальности, а сознательные и бессознательные желания противоречат друг другу.
Однако не стоит бросаться в противоположную крайность и начинать на каждом углу кричать о своих ошибках — это стратегически не верно и психологически бесполезно. Суть не в том, чтобы брать на себя и нести социальную ответственность по всей строгости. Главное — не обманывать себя, не оставлять в душе темных пятен, четко и трезво отдавать себе отчет в каждом своем шаге и побудительном мотиве, докапываться и принимать к сведению истинные причины каждой победы и каждого поражения.
Другими словами, нужно перестать бояться и стыдиться самих себя, перестать убегать от психологических трудностей, перестать бояться возможных ошибок, потому что именно это отличает взрослого человека — не безупречность и безошибочность его решений и поступков, а отсутствие страха перед правдой о самом себе, своих возможностях и своих слабостях.
Сайт Олега Сатова www.satway.ru