Светлана КОРЕЛЬСКАЯ | 13.11.2009 07:12:11
Даже в Европе умению продвигать и продавать современное искусство обучают немногим более 30 лет. Можно ли рассчитывать на то, что в ближайшее время в России будут востребованы профессионалы арт-рынка, и что происходит в этой сфере у нас в Архангельске?
В конце 70-х годов Таге Даниэльссон снял сюрреалистическую сагу Picassos ?ventyr (в русском переводе – «Авантюры Пикассо» или «Приключения Пикассо»). Авторы с огромным юмором показали коммерциализацию искусства: однажды из недр Нью-Йорка хлынул с конвейера поток тарелок с рисунками художника, чей голубь стал символом мира.
Когда слышишь споры между местными адептами «элитарного» и «массового» искусства, хочется задать первым несколько вопросов. Почему летом, когда у нас играл Московский виолончельный квартет Владимира Тонхи, не рвались к сцене папарацци и портреты музыканта, для которого пишет сама Софья Губайдулина, не украсили обложки журналов? Почему был такой ажиотаж вокруг выступления Гергиева? Что делает в драмтеатре Юрий Шатунов? Но пока о наших деятелях культуры...
«Когда-то Владимир Резицкий развернул джаз лицом к публике и обратил лицо всей страны к Архангельску», – заметила научный сотрудник Музея ИЗО Наталья КОЗЛОВА. Кстати, в последние годы Резицкий работал над проектом арт-клуба совместно с Тимом ДОРОФЕЕВЫМ. Семь лет тот учился у него, а три года назад создал Джазовую мастерскую. Сейчас в Каретном выступают совершенно разные коллективы – группа Тима, ансамбль Игоря Горькового, а недавно в этом зале играл камерный оркестр.
«У меня нормальные взаимоотношения с Горьковым и Онуфриевым, мы не делим территорию, каждый занимается своим делом», – передаёт Тим настрой этого сообщества. Между прочим, он не называет себя продюсером.
Неподалёку, в Музее художника и сказочника Степана Писахова, тоже идут небезынтересные творческие эксперименты. Весной открылся литературно-художественный центр «Синтез», где устроило «поэтическую дуэль» литературное объединение ПГУ. В клубе «Синематика» смотрят и обсуждают редкое кино, а в крошечном зале музея, где органично воспринимается фортепиано, только что возникло «Анплакт-кафе», и там начались по пятницам «концерты для немногих».
«Наша задача – спровоцировать людей на общение в культурной среде, и, что самое приятное, со временем она становится привычной, – рассказывает будущий искусствовед Наталья Козлова (Академия искусств им. Репина). – У нас выстроены отношения с Джазовой мастерской. Только что в кафе выступил со своими «музыкальными картинами» Игорь Горьковой, а следующим будет трио Ани Акимовой – замечательные светлые песни к Рождеству. Студенты музыкального училища собираются сделать у нас серию тематических концертов, ближайший – к дню рождения Шумана. Кино, поэзия, музыка – всё это привлекает в музей мыслящую публику, и это мне нравится».
В Музее Писахова две детские студии. В одной занимаются те, кто только учится говорить. Примерно столько же могут в пока в «мире взрослых» наши стихийно растущие культурные кластеры. И всё-таки это хоть какой-то шанс испытать знания по арт-менеджменту, вынесенные с семинаров Артура Гукасяна или из международного проекта «Развитие компетенций менеджеров культуры» 2008-2009 годы.
«Мы старались выявить дополнительные ресурсы, использование которых становится актуальным в период рецессии. Это - креативная деятельность компаний и личностей как способность извлекать прибыль из интеллектуального капитала, – напоминает руководитель информационного центра Совета министров Северных стран в Архангельске Елена ХОРОШКИНА. – Мы широко оповещаем нашу аудиторию о начале крупных проектов. Важно следить за информацией на сайтах. Первый этап обучения менеджеров культуры уже закончен, однако мы надеемся, что и у областной администрации, и у них самих есть намерение продолжать начатое».
Трудно предположить, когда у нас откроются продюсерские центры и заработают доходные креативные индустрии. Хрупкое «дитя» растёт в неблагополучной обстановке. Вот заключение саксофониста, арт-директора кафе «Бижу» (Bijou) – единственного московского заведения, созданного по формуле «DJ кафе + Jazz Lounge» Александра ГУРЕЕВА, который недавно дал у нас два концерта по приглашению Тима Дорофеева. «Арт-менеджмент в России отсутствует как таковой, - считает Гуреев. - Продают либо то, на что есть предсказуемый спрос (дело техники и большого ума не требует), либо пытаются всучить никому не нужную дрянь под видом нового слова в искусстве. Механизмов грамотного бизнеса в этой сфере нет: кругом бандитизм и взяточничество. О продюсировании чего-либо никто и не помышляет. Не выгодно… Проще «освоить» (читай - украсть) деньги спонсора а потом рассказывать, что дело не пошло. Таков удел большинства проектов. В цивильный шоу-бизнес Россию не пускают: диковатая страна, ни один закон не работает. Проще сюда приехать за наличные, отыграть концерт и свалить, не заплатив налоги. Грустно».
А прощаясь, Саша совсем по-другому отозвался об организации выступлений и слушателях:
«Я не был в Архангельске шесть лет. У вас появились отличные новые площадки со вполне приличной аппаратурой, но главное, есть публика, знающая, что такое джаз! Правда, слегка замороженная… но, что безумно радует, она тонко чувствует искренность музыканта и отличает её от дешёвых, но эффектных приёмов, которыми богато живое исполнительство. Я чувствовал, что от меня ждали чего-то особенно тёплого, что ли… И, надеюсь, уважаемая публика получила этот поток тепла. Без жлобства. Огромное вам спасибо!»
Фото Юлии Иглиной