Ирина ФОКИНА. Фото Илья Леонюка | 08.07.2017 00:37:41
На рынке деревянных изделий Архангельской области – лесного края России – продукция, привезенная из других регионов, подчас стоит дешевле, чем сделанная на местных предприятиях. А последнюю, бывает, вообще не найти в магазинах – нужно заказывать в мастерских. О том, почему северные «деревяшки» продавать сложнее, «БК» рассказали Эдуард и Виталий ЯШИНЫ, которые четыре года назад организовали свою «столярку», а в начале 2017-го открыли первый магазин.
У Эдуарда и Виталия Яшиных была небольшая строительная фирма, но им обоим так нравилось работать с деревом, что в итоге они перестали заниматься ремонтами и открыли свою столярную мастерскую: арендовали ангар площадью 300 кв. м и закупили оборудование на 1 млн рублей.
«Сложнее всего было вначале, – рассказывает Эдуард. – Мы работали вдвоем, закупали буквально мусор и что-то из него выпиливали... Сейчас у нас уже десять мастеров, а мы с братом занимаемся только приемом заказов, размещением рекламы, обеспечиваем «столярку» материалами и следим, чтобы все работало. Из дерева можем сделать практически все. У нас нет какой-то специализации – стараемся вообще не отказываться ни от одного заказа. Делали даже операционный стол для собаки. При этом поняли: многим покупателям нужно, чтобы продукция была в наличии, они не хотят ждать».
Поэтому 30 января 2017 года Яшины открыли свой магазин, подобных которому, считают они, в Архангельске еще не было. По мнению предпринимателей, все дело в подходе: они создают вещи, которых нет на рынке, проявляют фантазию, импровизируют и добавляют изюминку. Но не это помогает им держаться на плаву.
По словам Эдуарда Яшина, когда они с братом только запустили свой цех, столярных мастерских в Архангельске было больше, но со временем многие из них – те, что поменьше, – закрылись. Все дело в высоких ценах на дерево от местных поставщиков.
«Сухая доска стоит 10-12 тысяч рублей за куб, – подсчитывает Эдуард, – а изделий из него выйдет тысяч на 30. Причем нам еще сложнее: все делаем с нуля, а это значит, что нужно резать, строгать, шпаклевать, шкурить – работы много. Это очень сложный бизнес, надо грамотно его содержать. Электричество, например, стоит 8 рублей за киловатт, а у нас один станок «кушает» 25 киловатт в час, второй – еще 12 киловатт в час. Плюс аренда, налоги...»
По словам Виталия Яшина, защититься от убытков можно, только если использовать каждый миллиметр дерева. Производство необходимо сделать безотходным: ни одна лишняя палочка не должна оказаться в печи. Нужно оптимизировать работу столяров так, чтобы при изготовлении изделий они как можно реже распиливали доски, потому что циркулярная пила «съедает» миллиметры ценного дерева, превращая его в ненужные опилки. Важно беречь и сами инструменты: к примеру, с прошлого года, как отмечает предприниматель, они выросли в цене более чем в два раза.
Условия, в которых работает местный столярный бизнес, ведут к тому, что, например, деревянный колодец из Йошкар-Олы в Архангельске можно купить дешевле, чем такой же, сделанный в ближайших мастерских. Но, как отмечает Виталий, эта тенденция распространяется в основном на мелкую и штучную продукцию. Крупная же – балки, двери, оконные рамы – наоборот, стоят дешевле, чем в других регионах, несмотря на дороговизну сырья.
«Когда в Архангельске проходил Арктический форум, к нам в магазин заходило немало гостей из Москвы, Санкт-Петербурга: мы набрали заказы из столиц. Выходит, людям выгоднее здесь двери и окна приобретать. У нас уже были покупатели из Перми, Самары, Нарьян-Мара, Котласа. Доставка товара в Москву или в Питер, кстати, стоит всего 300 рублей, а в Котлас, к примеру, – 5 тысяч. С логистикой в области проблема», – поясняет Виталий Яшин.
По словам Эдуарда, чтобы столярный бизнес превратился из сезонного в круглогодичный, его нужно раскручивать за счет сотрудничества с крупными закупщиками, занимающимися строительством и ремонтами. На деревянные дома спрос стабильный.