Татьяна ПОТАПОВА | 25.01.2013 06:53:24
В Архангельской области официальное разрешение на работу получили около полутора тысяч таксистов. Еще три тысячи продолжают «бомбить» на дорогах нелегально. Штраф в пять тысяч рублей мало кого пугает, ведь в случае официального трудоустройства платить придется раз в десять больше.
Собственно разрешение стоит недорого - тысячу рублей. Но извозчику, чтобы получить заветную бумажку, необходимо стать частным предпринимателем, заключить договоры на сервисное обслуживание автомобиля, на ежедневный предрейсовый осмотр машины и ежедневный медицинский осмотр. В месяц по трем договорам придется платить около 1,5 тысячи рублей. Помимо этого дважды в год проводить техосмотр автомобиля. Таково требование законодательства для такси.
Впрочем, эти затраты ничто в сравнении с налогами, которыми облагаются юрлица. Если в 2012 году сумма налогов составляла 15-17 тысяч рублей в год, то 2013-м она выросла в два раза - до 37-39 тысяч рублей. Для многих таксистов выход из тени в таких условиях - непозволительная роскошь, отмечают в Ассоциации таксомоторного транспорта Архангельска.
Введите патент!
«Часто извозом, к примеру, занимаются моряки или вахтовые работники, - отмечает управляющий такси «Люкс» Александр ДОРОНИН. - Фактически трудясь несколько месяцев, они вынуждены платить налоги за весь год. Для такой категории водителей была бы выгодна и удобна патентная система налогообложения, позволяющая работать легально, не становясь при этом частным предпринимателем. Купил патент на месяц или, скажем, полгода и спокойно трудишься. Многие бы вышли из тени. Но дальше разговоров пока дело не идет».
Помимо непомерных налогов, по мнению директора такси «Архангельск», руководителя Ассоциации таксомоторного транспорта Архангельска Владимира ГОРШКОВА, водителей пугает бумажная волокита, неизменно возникающая с присвоением себе статуса предпринимателя. «Необходимо вести бухгалтерию, сдавать декларации и т.д, - поясняет Владимир Горшков. - Эти функции таксисту несвойственны и незнакомы. Транспортные компании, заинтересованные в привлечении на работу легальных перевозчиков, зачастую берут на себя решение юридических вопросов. Вот только заинтересованы не все».
К примеру, одно из популярных сегодня в городе такси даже не имеет в Архангельске диспетчерского центра. Заказы поступают и обрабатываются в другом городе, а затем передаются через SMS архангельским водителям. Новейшие технологии, современное программное обеспечение позволяют успешно организовывать процесс перевозки. Но можно предположить, что никакого контроля за водителями и состоянием их транспортных средств не ведется.
«С точки зрения бизнеса эта схема - отличный вариант, - рассуждает директор такси «Снежок» Валерий ДЕСЯТОВСКИЙ. - Минимум издержек, значит, компания получает хорошую прибыль. Водители в такое такси идут охотно, зная, что никто не станет требовать официального разрешения на работу. Но кто гарантирует клиентам безопасность перевозок? Большинство нелегальных таксистов даже не имеют трехлетнего стажа вождения, обязательного для перевозки пассажиров».
В декабре 2012 года региональное агентство по транспорту совместно с ГИБДД Архангельска провело несколько рейдов по выявлению нелегальных таксистов. За два-три часа к ответственности удавалось привлечь в среднем пять «бомбил». Вот только штрафы в пять тысяч рублей вряд ли кого-то из них заставили перейти на легальную работу.
Для таксомоторных компаний, имеющих собственный автопарк, актуальна еще одна проблема: с 2013 года стоимость полисов ОСАГО выросла на треть.
«У нас в собственности 18 автомобилей, на каждый из которых необходимо оформлять ОСАГО, - отмечает директор такси «Окей!» Александр ГОРЧАКОВ. - Растет стоимость полисов, значит, снижается рентабельность компании. Нужно сказать, что страховка такси по ОСАГО и без того была достаточно высока - около 9000 тысяч рублей в год, теперь станет все 12. Таксомоторные компании были бы не против платить больше, если бы при этом увеличивалась страховая выплата, но этого не происходит».
Нет дорог - нет сервиса
В Архангельске сегодня насчитывается около 12 стабильно работающих таксомоторных компаний, борьба за клиента достаточно жесткая. По мнению Валерия Десятовского (такси «Снежок»), именно безопасность и высокий уровень сервиса должны быть главными конкурентными преимуществами ответственных перевозчиков. Но о собственной безопасности клиент думает в последнюю очередь.
Две острых проблемы сервиса обозначил директор такси «Двина» Сергей САРАЕВ. Первая - пробки в часы пик, которые фактически парализуют работу такси.
«В часы пик Архангельск превращается в одну большую дорожную пробку, - отмечает Сараев. - Естественно, что жители, в особенности окраин города, не могут вызвать такси. Проехать невозможно. Отсюда высокие показатели «отказов». По статистике, в 10% случаев заявки клиентов не обслуживаются. Машин достаточно, но когда город стоит, многие водители вообще предпочитают не работать».
Руководители таксомоторных компаний уверены, что проблема городских пробок решаема, но в Архангельске никто не хочет заниматься организацией движения. «К примеру, сейчас перекрыта улица Выучейского, - говорит Сергей Сараев. - Ремонт - это отлично, но зачем улицу перекрывать полностью? Сначала нужно сделать проезды, а затем уже приступать к ремонту основной дороги. Это серьезно бы разгрузило городские потоки».
Вторая проблема – не чищенные от снега архангельские дворы, в которые просто невозможно заехать. «Зачастую мы не можем забрать клиента у подъезда, просим подойти в назначенное место, - говорит управляющий такси «Архангельск» Вадим КУЗНЕЦОВ. - О каком сервисе в этом случае можно вести речь? Нивелируется сам принцип такси».
Вообще же, по мнению руководителей таксомоторных компаний, в Архангельске давно пора организовать стационарные стоянки такси. Для этого достаточно установить соответствующие дорожные знаки. Стихийно такие стоянки уже образовались у вокзалов, на площади Терехина, около магазинов «Северный», «Рим», кафе «Дружба», на «пятачке» на перекрестке пр. Обводный и ул. Логинова.
По цене не конкуренты
А вот цены, по мнению перевозчиков, вряд ли можно рассматривать в качестве серьезного конкурентного преимущества. «Тарифная политика у каждой компании своя, но разница в цене не превышает 10-20 рублей, - отмечает Владимир Горшков. - Тарифы устанавливаются на основе анализа востребованности тех или иных маршрутов. Так, на популярных направлениях цена выше, на менее востребованных, дабы привлечь клиентов, - ниже. При этом тарифы постоянно меняются в зависимости от спроса».
Что касается среднегородского уровня цен на услуги таксистов, то они, вероятно, продолжат постепенный рост. Тарифы диктует конъюнктура рынка: растет налоговое бремя, дорожает топливо, увеличиваются затраты на обслуживание и ремонт транспорта.