Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото автора, из архива редакции и ГК "Титан" | 27.01.2022 10:49:24
Представители лесопромышленного комплекса региона обсудили первые итоги внедрения модернизированной ЛесЕГАИС. К функционированию системы до сих пор есть большие нарекания. Вместе с тем с 1 марта 2022 года начнут действовать новые требования, которые еще больше усложнят работу целой отрасли. Этим проблемам ЛПК посвятили круглый стол, который прошел в Архангельской областном Собрании депутатов.
Напомним, с 1 января в России стартовал один из этапов внедрения единой государственной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС). С этого дня бумажные сопроводительные документы стали недействительными, им на смену пришли электронные. Однако, по мнению профессионального сообщества, новый функционал ЛесЕГАИС не был должным образом подготовлен, а тестирование проходило в сжатые сроки.
Контракт на модернизацию ЛесЕГАИС Рослесхоз заключил только 15 ноября. Закрытое тестирование обновленной системы началось в середине декабря. Как отмечают предприниматели, на тот момент готовность программы составляла всего 6%, а к окончанию тестирования - 16%.
Ситуация вызвала большую обеспокоенность со стороны профессионального сообщества и руководства ряда регионов. Но несмотря на обращения, федеральные власти не стали переносить сроки внедрения системы или вводить какие-либо послабления. Доработанная версия мобильного приложения ЛесЕГАИС-mobile, в котором все лесопромышленники должны работать с 1 января 2022 года, стала доступна для пользователей только 29 декабря. А бизнес-версия была размещена для открытого скачивания лишь 31 декабря. Так что фактически у лесопользователей был один день на адаптацию к новому функционалу ЛесЕГАИС.
В итоге эта, по сути, «сырая» система создала серьезные препятствия для легальных лесозаготовителей. Наряду с освоением обновленной ЛесЕГАИС, закупкой гаджетов и обучением персонала, представители ЛПК с начала года активно предлагают решения, направленные на улучшение системы, поскольку изначально разработчики не учли многих нюансов транспортировки и учета древесины.
Прежде всего, по словам заместителя председателя Архангельского областного Собрания Александр ДЯТЛОВА, сегодня все лесопользователи говорят о сложностях с внедрением электронного документооборота.
«Основная задача обновленной ЛесЕГАИС — сокращение оборота «серой» древесины, эффективное использование и сохранение лесных ресурсов легальными лесозаготовителями. Теперь для формирования электронного сопроводительного документа необходимо использовать приложение ЛесЕГАИС-mobile. Уже проведено около 70 обновлений программного обеспечения, но вопросов меньше не становится», - считает Александр Дятлов.
Со смартфоном по лесу
Изначально предполагалось, что создавать электронный сопроводительный документ (ЭСД), без которого перевозка древесины сегодня невозможна, можно будет с помощью мобильного приложения в режиме офлайн прямо на делянке. Но на деле это оказалось практически невыполнимо. Так что многие компании решили формировать документ прямо из офисов — это быстрее, но требует привлечения дополнительных работников или перераспределения обязанностей внутри коллектива.
На делянках оформление ЭСД затягивается минут на 40, а то и на целый час. При этом водителям приходится буквально бегать по лесу в поисках устойчивой связи, чтобы загрузить сопроводительный документ в систему. Особенно это касается северных районов Архангельской области, где плохо работает даже спутниковая связь, из-за чего невозможно указать координаты загрузки лесовоза.
Вынужденные задержки с отправлением древесины сказываются на производительности труда и зарплатах. Некоторые водители лесовозов, прежде всего пожилые, начинают увольняться: они не готовы осваивать новую технику, многие с трудом пользуются даже кнопочными телефонами, а привыкнуть к планшетам еще сложнее.
Сложившаяся ситуация несет риски недопоставок сырья на перерабатывающие предприятия и даже срыва экспортных контрактов.
«Потери выражаются в простоях техники, дополнительных расходах на ГСМ и персонал. Кроме проблем с отгрузкой материалов с лесосеки, есть еще проблемы с отгрузкой балансов и пиломатериалов на экспорт», – подчеркнул представитель лесопромышленного холдинга Segezha Group Николай ИВАНОВ.
Есть требования к гаджетам?
Другая группа проблем связана с отсутствием официальных требований к гаджетам для установки приложения. По словам руководителя отдела по лесной политике Группы «ИЛИМ» Ильи ВЕРВЕЙКО, такой документ до сих пор не опубликован. И хоть во время онлайн-семинара в конце декабря руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван СОВЕТНИКОВ заявлял, что работать в приложении можно практически с любого смартфона, в действительности это не так.
«У нас есть только неофициальные требования к планшетам и смартфонам, которые разработчики озвучили в чатах. В соответствии с ними лесопользователи и приобретали мобильные устройства, — рассказал Илья Вервейко. — Наша компания также закупила смартфоны. Мы протестировали приложение на разных гаджетах и пришли к выводу, что тип устройства и характеристики имеют большое значение. В частности, на некоторых гаджетах приложение работает неустойчиво, подписание и размещение ЭСД занимает значительное время — больше сорока минут. Нам приходится «нащупывать» характеристики опытным путем».
При этом закупка мобильных устройств средней компании обходится в миллион рублей. И это не единственные траты, вызванные внедрением модернизированной ЛесЕГАИС.
«Приходится дополнительно нанимать контролеров. Из-за некорректности программы и ее низкой производительности у нас снижаются темпы вывозки леса, причем очень существенно. Поэтому возникает необходимость в привлечении подрядчиков, задумываемся о приобретении дополнительной техники для вывоза древесины. Всегда говорилось, что зима кормит лесозаготовителя, но мы сейчас вынужденно «проседаем» из-за внедрения ЛесЕГАИС», – отметил представитель компании «Регион Лес» Антон СТУДЕНЦОВ.
QR-код без «нормативки»
После подписания электронного сопроводительного документа формируется QR-код, который содержит информацию о передвижении древесины. Однако значительная часть полей заполняется некорректно. Кроме того, в QR-коде не зашифрованы координаты оформления ЭСД.
«Рослесхоз буквально на днях подготовил разъяснение о том, что QR-код не является электронным сопроводительным документом. Он нужен только для подтверждения, что ЭСД сделан корректно, в соответствии с программным обеспечением. При этом из-за существующих возможностей кода в нем не получается зашифровать более полную информацию о движении древесины», — подчеркнул Илья Вервейко.
Объяснение Рослехоза по этому поводу не стыкуется с действующей нормативной базой.
«Согласно Лесному кодексу, сегодня транспортировка древесины может осуществляться лишь после оформления ЭСД. Вместе с тем в Кодексе об административных правонарушениях указано, что транспортировка древесины без оформленного электронного сопроводительного документа влечет за собой наложение штрафа. Из чего можно сделать вывод, что необходимо предъявить ЭСД проверяющим органам. При этом, как мы недавно узнали, QR-код не является электронным сопроводительным документом. И что в таком случае необходимо предъявлять? На наш взгляд, эти разночтения несут высокие риски наложения штрафных санкций на перевозчиков за отсутствие ЭСД», - добавил представитель Группы «ИЛИМ».
Разрешить эти нестыковки, по его мнению, поможет внесение изменений в КоАП РФ.
«Минприроды РФ в конце прошлого года подготовило изменения в КоАП, связанные с правилами транспортировки древесины. На наш взгляд, они только увеличат риски наложения штрафов за отсутствие ЭСД. Важно скорректировать формулировку и указать, что штрафы может повлечь перевозка древесины без подтверждения (!) оформления электронного сопроводительного документа. Это снизит риски применения санкций, но при условии, что легализуют QR-код — то есть официально зафиксируют его как подтверждение оформления ЭСД», — считает руководитель отдела по лесной политике Группы «ИЛИМ».
А по воде без ЭСД?
Еще одну важную проблему во время круглого стола подняли представители ГК «Титан». По их мнению, модернизированная система совершенно не готова к работе с продукцией, поставляемой в контейнерах морскими судами, не учитывает специфику перевалки грузов в портах.
Группа компаний «Титан» ежегодно доставляет достаточно большой объем продукции по реке плотами. При этом в одном плоту могут быть разные партии леса для разных грузополучателей. И как тогда формировать электронный сопроводительный документ? Ответа на этот вопрос пока нет.
«Река не допускает промедления. Уровень воды в течение суток может «прыгать» в разные стороны, поэтому нельзя терять времени. Но пока нет четкого понимания, как организовать поставки древесины по воде с соблюдением всех требований: эти проблемы широко не обсуждаются», - добавил директор по лесному хозяйству ГК «Титан» Сергей ШЕВЕЛЁВ.
Также есть трудности с транспортировкой леса по железной дороге. Сегодня из-за особенностей организации поставок именно этим видом транспорта приходится формировать отдельный сопроводительный документ на каждый вагон, при этом вручную прописывая уникальный индивидуальный номер ЭСД.
На социальной «передовой»
Глава Верхнетоемского муниципального округа Сергей ГУЦАЛО (также имеющий большой опыт работы в ЛПК, в прошлом - исполнительный директор Ассоциации «Союз лесопромышленников Архангельской области») обратил внимание на трудности с поставками дров в сельской местности.
«По новым правилам без оформления электронных сопроводительных документов можно перевозить только до 10 кубометров древесины. И эта цифра вызывает большие вопросы, поскольку обычно поставщики дров за раз везут по 25, а то и по 40 кубов. Такое ограничение может привести к нарастанию дефицита топлива и социальной напряженности, - уверен Сергей Гуцало. - Кроме того, мы фиксируем повышение цен на дрова в ряде муниципалитетов: ранее цена была на уровне 1100-1200 рублей за кубометр, сейчас уже 1600 рублей, в отдельных районах — 2000 рублей. Это тоже болезненно скажется на населении, особенно на пожилых людях».
Есть проблемы и с поставкой дров для социальных нужд. Некоторые компании на безвозмездной основе помогают социальным учреждениям, различным некоммерческим организациям. Однако при электронном учете древесины появляется много вопросов: в этих учреждениях, как правило, нет пунктов хранения древесины. А ведь в дальнейшем каждый такой склад должен быть оборудован ограждением и системой видеонаблюдения. И как соблюсти все эти условия, к примеру, храму или дому престарелых?
И фотография «на память»?
С начала года сотрудники региональной Госавтоинспекции выявили 27 нарушений при перевозке древесины, но пока ни один штраф не выписан. По словам представителей ГИБДД, сейчас проводится разбирательства по каждому факту.
Однако для проверки сопроводительных документов у сотрудников ГИБДД нет подходящей служебной техники: «штатные» планшеты не имеют выхода в Интернет, поэтому инспекторы пользуются личными смартфонами или просто фотографируют QR-код, чтобы в дальнейшем проверить его актуальность.
«По задумке, обновленная система должна была упростить работу лесопользователей. Но получилось с точностью до наоборот. Модернизированная версия ЛесЕГАИС не учитывает все нюансы заготовки и транспортировки древесины, поэтому возникают проблемы, которые представителям бизнеса приходится решать буквально на ходу. С 1 марта мы ждем вступления в силу новых подзаконных актов и новых требований. Помимо формирования электронно-сопроводительной документации, надо будет оборудовать склады для древесины: требуется их оградить, сделать таблички, настроить видеофиксацию. Это опять же дополнительная нагрузка на лесопользователей», – рассказал заместитель председателя Архангельского областного Собрания Александр Дятлов.
При этом оборудованные склады должны будут появиться в портах, на делянках — словом, во всех местах, где накапливается древесина. А с учетом продолжающегося «тестирования» модернизированной ЛесЕГАИС, нет уверенности в том, что эта часть системы заработает исправно.
«Мы собираем все замечания и предложения лесопромышленников, потому что есть необходимость в дальнейшей доработке системы. На февральской сессии планируем обратиться к министру природных ресурсов и экологии РФ Александру КОЗЛОВУ с предложениями по совершенствованию нормативно-правовой базы применения ЛесЕГАИС», - подытожил Александр Дятлов.