ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Четверг, 31 октября, 2024 19:16

Лес буксует – цены летят: лесопромышленники Поморья рассказали о ключевых проблемах отрасли


Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото vk.com/szd_official, vk.com/ao_ilim_group, vk.com/pkptitan, aosd.ru и из архива редакции | 29.10.2024 11:52:09
Лес буксует – цены летят: лесопромышленники Поморья рассказали о ключевых проблемах отрасли

Перспективы развития лесной отрасли обсудили на расширенном заседании комитета Архангельского областного Собрания по ЛПК, сельскому хозяйству, природопользованию и экологии. Депутаты, представители профильных министерств правительства региона и крупнейших предприятий вновь встретились, чтобы «сверить часы», обозначить актуальные проблемы и наметить пути их решения. Как отмечают лесопромышленники, трудностей меньше не становится.


Восточный полигон продолжает сбоить

В последнее время обострились проблемы с перевозкой продукции ЛПК железнодорожным транспортом. Как напомнил заместитель министра транспорта Архангельской области Юрий ПОПОВ, с 2022 года кардинально изменилась логистика поставок, и теперь все лесные грузы идут с запада на восток.

«На наш взгляд, основная проблема – низкая пропускная способность восточного полигона железных дорог. Многие станции, особенно на границе с Казахстаном и Китаем, перегружены. Бывает, что объявляют конвенции, которыми приостанавливается движение грузовых поездов», – уточнил Юрий Владимирович.

Из-за этого затягиваются сроки доставки продукции. Подвижного состава не хватает, отправляемые вагоны и платформы бросают в пути, и они долгое время не могут дойти до грузоотправителя или грузополучателя. Всё это ведёт к росту издержек у предприятий.

«В конце августа – начале сентября ситуация резко ухудшилась: значительная часть грузового парка, предназначенного для перевозок круглого леса, не едет (от слова совсем). Компании, предоставляющие подвижной состав в аренду, с начала года повысили плату на 25-30%, в некоторых случаях – более чем на 50%, – отметил в начале заседания Александр ДЯТЛОВ, председатель комитета областного Собрания по ЛПК, сельскому хозяйству, природопользованию и экологии. – Тарифы РЖД растут каждый год на 8-10%, а объёмы перевозок лесных грузов снижаются: за последние годы они уменьшились более чем на 20%. В 2025 году РЖД вновь планирует увеличить провозной тариф. Если ситуация в ближайшее время не изменится, негативных последствий не избежать. Объёмы реализации упадут, как и выручка, и компаниям придётся оптимизировать свои расходы».

zd_les.jpg

Чтобы повлиять на ситуацию, предлагается направить обращение в адрес РЖД и федерального министерства природных ресурсов и экологии о необходимости корректировки тарифов для лесопромышленников Северо-Запада. Ранее подобная практика уже была – для производств ряда территорий применялся понижающий коэффициент.

«Ситуация в отрасли остаётся стабильно напряжённой, но в целом наше предприятие работает, загрузка составляет 100%, – рассказал директор по связям с органами государственной власти и местного самоуправления Группы «Илим» Сергей БЕРЕЗИН. – Нас тоже затронули логистические трудности. Вопрос, связанный с ростом тарифа, безусловно, важен. Необходимо чётко сформулировать предложение и направить обращение с просьбой снизить тариф либо вернуться к применению понижающих коэффициентов».

Без дорог и на мели

Логистические проблемы с вывозом леса существуют и внутри региона. По-прежнему не решён вопрос с лесными дорогами. Действующее законодательство даёт лесопользователям право на создание дорог, однако ограничивает такую возможность лишь пределами предоставленных им участков. Это осложняет вывоз леса с делянок.

«Существуют проблемы согласования проезда через особо охраняемые территории. Решить их могло бы принятие законопроекта о лесных дорогах. Архангельской области нужно вернуться к этому вопросу и пробивать принятие решения на федеральном уровне», – считает директор по хозяйству ООО ПКП «Титан» Сергей ШЕВЕЛЕВ.

forest_road.jpg

При этом объёмы лесозаготовки в регионе несколько снизились. Как сообщила заместитель министра природных ресурсов и ЛПК Архангельской области Ирина ПАНАСЕЧКИНА, за первое полугодие 2024 года заготовлено 5,9 млн кубометров древесины – это меньше аналогичного показателя 2023 года на 0,7 миллиона. Ожидается, что по итогам года объёмы заготовки составят 12-13 млн кубометров.

Ещё одна проблема связана с аномально низкими уровнями воды этим летом, что осложнило отправку леса по рекам. Загрузка барж была неполной.

«Претензии минтрансу в данном случае высказывать сложно, ведь дноуглубительные работы на Северной Двине были выполнены в полном объёме», – отметил депутат областного Собрания, директор по лесозаготовительной деятельности ООО ПКП «Титан» Альберт ПЕСТОВ.

bsk_titan.jpg

Тем не менее обмеление рек уже не первый год сказывается на перевозках леса водой. А значит – нужно привлекать дополнительные средства для проведения дноуглубления, как минимум на самых востребованных участках. Одним из вариантов решения проблемы может стать проведение этих работ в рамках государственно-частного партнёрства.

Без мер поддержки

Участники совещания не оставили без внимания и меры поддержки ЛПК, которые действовали в прошлые годы.

«Комплекс мер поддержки предприятий ЛПК, одобренных Президентом России и принятых на федеральном уровне, позволил нашим предприятиям перестроить логистические цепочки и удержать производственные показатели в 2023 году практически на уровне 2022 года, не допустив значительных падений», – подчеркнула Ирина Панасечкина.

Однако некоторые виды продукции ЛПК всё ещё остаются в «минусах». По сравнению с 2021 годом снизился объём промышленного производства пиломатериалов, фанеры. Хуже всего ситуация с пеллетами, объём выпуска которых упал почти в три раза. Это обусловлено закрытием традиционных рынков сбыта и слишком дорогой логистикой для перенаправления продукции в другие регионы. В связи с этим участники совещания предложили вернуться к выделению адресной субсидии на перевозку пеллет.

pelleti.jpg

Также лесопромышленники высказались за продление мер господдержки по транспортировке продукции ЛПК через морские порты Северо-Западного федерального округа.

«В 2023 году такой возможностью воспользовались восемь предприятий региона, общая сумма полученной компенсации составила 738,4 млн рублей. Это позволило отгрузить через морские порты СЗФО от 60% до 80% продукции на экспорт», – уточнила заместитель министра природных ресурсов и ЛПК Архангельской области.

Однако в этом году субсидирование отправок через порты СЗФО отсутствует: это усугубляет ситуацию с увеличением транспортных расходов при экспорте продукции. Поэтому вопрос продления этой меры поддержки остаётся актуальным.

«Проблемы с логистикой обостряются. По железной дороге в восточном направлении поезда согласуются плохо, да и это не гарантирует отправку. Для предприятий нашего региона было бы логично отгружать свою продукцию через порты Архангельск или Санкт-Петербург. Но для этого нужна субсидия», – считает генеральный директор ЗАО «Лесозавод 25» Дмитрий КРЫЛОВ.

Система с допнагрузкой

Ещё одна серьёзная проблема, о которой говорят эксперты, – это внедрение с 1 января 2025 года новой системы учёта древесины ФГИС-ЛК.

«Лесопромышленники будут обязаны отражать операции с древесиной в новой программе, а также оборудовать системами спутниковой навигации с автоматической передачей данных во ФГИС-ЛК всю свою технику, в том числе используемую для заготовок древесины, её погрузки и вывозки. Расходы предприятиям предстоят существенные. Стоимость одного комплекта составляет не менее 35 тысяч рублей», – пояснил Александр Дятлов.

dyatlon_komitet_lpk.jpg

К тому же за готовой продукцией зачастую приезжают машины из других стран, в которых не предусмотрена установка блоков «ЭРА-ГЛОНАСС», а без них не будет работать ФГИС-ЛК. В итоге грузоотправители и перевозчики могут столкнуться с серьёзными штрафами – от 200 до 400 тысяч рублей, а также с конфискацией машин и продукции. Поэтому депутаты предлагают ввести мораторий на привлечение лесопользователей и перевозчиков к административной ответственности в связи с применением ФГИС-ЛК.

Кадровые вопросы

Ещё один фактор риска, о котором говорят практически все лесопромышленники, – нарастающий дефицит кадров. Это обусловлено падением объёмов заготовки и выпуска продукции в предыдущие периоды, а также ростом спроса на рабочие руки в других отраслях, например в судостроении.

«Самая важная проблема связана с нехваткой персонала, и она ощущается всё острее. Судя по всему, пришла она к нам надолго и требует системных долгосрочных решений, – подчеркнул директор по связям с органами государственной власти и местного самоуправления Группы «Илим» Сергей Березин. – Здесь возможны разные подходы. Несомненно, нужно активнее поддерживать профессиональное обучение, а также рассматривать различные варианты привлечения трудовых ресурсов. Дефицит кадров становится для предприятий лесопромышленного комплекса серьёзным ограничением».

ilim_kadri.jpg

С Сергеем Викторовичем согласились все присутствующие. Гендиректор ООО «Регион-лес» Дмитрий ГВОЗДЕВ уточнил, что их предприятию не хватает работников средней квалификации, а директор по лесозаготовительной деятельности ООО ПКП «Титан» Альберт Пестов обратил внимание на недостаток водителей.

«Проблема с кадрами стоит достаточно остро: у нас постоянно «висят» более 120 вакансий. И даже высокие зарплаты не могу кардинально изменить ситуацию. Людей не устраивает график работы, и они уходят в другие сферы», – пояснил генеральный директор ЗАО «Лесозавод 25» Дмитрий Крылов.

С ним согласился директор ООО «Форест» Андрей ЗАТЕЕВ: «Повышение зарплаты – и речь не только про ежегодную индексацию – не особенно влияет на желание людей оставаться работать на предприятиях лесопромышленного комплекса. А значит, текучка кадров будет продолжаться. На нашем предприятии костяк держится, а молодёжь уезжает в другие регионы. И одна из главных проблем, на которую молодые обращают внимание, – отсутствие учителей. «Нам негде учить детей», – говорят они. И семьи уезжают», – рассказал Андрей Викторович.

Также на заседании комитета обсуждались другие вопросы, связанные с реализацией пеллет, строительством в регионе 20 котельных, работающих на биотопливе, лесоустройством. Снова и снова звучала основная мысль: лесопромышленный комплекс так до конца и не восстановился, а значит, ему нужны дополнительные меры поддержки.

Цитата

dyatlov.jpgАлександр ДЯТЛОВ, председатель комитета областного Собрания по ЛПК, сельскому хозяйству, природопользованию и экологии:

«Мы держим ситуацию в лесопромышленном комплексе на контроле, чтобы понимать, с какими трудностями сталкиваются предприятия. И сегодня представители ЛПК видят определённые сложности с внедрением с 1 января 2025 года ФГИС-ЛК. Все компании должны перейти на новую систему. Ранее нас заверяли в том, что это не повлечёт дополнительных финансовых расходов, но, как мы видим, год от года они только нарастают.

Кроме того, ухудшается ситуация с логистикой: подвижной состав вовремя не подаётся, вагоны бросают в пути. Несмотря на то, что платежи за перевозку грузов растут, услуга не предоставляется должным образом. Вывоз пиломатериалов и лесной продукции из Архангельской области снижается».





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей