ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Понедельник, 13 января, 2025 02:41

Соловки: острова невезения


Ирина ФОКИНА, спец. корр «БК». Фото автора | 23.12.2018 23:33:37
Соловки: острова невезения

Выросший на островах в Белом море Соловецкий монастырь стал духовным сердцем России, но сердцем, которое постоянно болит. Архипелаг превратился в место столкновения сил – религиозных, политических, экономических, социальных... Российские законы там трансформировались в особые, «соловецкие». Почему это произошло и кто для этого постарался?


Дорога из аэропорта Большого Соловецкого острова тянется через поле. Идешь, а на тебя надвигаются громадины стен обители... Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь – центр притяжения, точка отсчета, «ядро» всего архипелага.

Энергия, порожденная столкновениями «частиц» - власти, церкви, бизнеса, — выливается в громкие уголовные дела, многомиллионные судебные споры, разорение подрядных организаций и копится, угрожая взрывом. Высокие стены вспыхивают оранжевым мхом, обрастают строительными лесами, но еще сдерживают напор, разделяя остров на два отдельных мира.

Обитель и музей при ней – как Тридевятое царство и Тридесятое государство, где мало интересуются тем, что происходит «снаружи». Управляет ими один человек – наместник Соловецкого монастыря Порфирий, в миру Владимир ШУТОВ.

Жизнь поселка проходит рядом лишь по касательной. Соловчане, каждое утро видя святые стены из окон своих стареньких домов, тоже не слишком задумываются о том, что за ними делается. Гораздо больше их заботит, когда из крана с нормальным напором польется горячая вода, насколько длинной окажется вечером очередь в чуть ли не единственном продуктовом магазине, достаточно ли удастся заработать на туристах, которые утром молятся вместе с паломниками, а ночью... отдыхают.

solovki_fokina5.jpg

.

На «бумаге» Соловки стали самой финансируемой территорией Архангельской области – 6 млрд федеральных рублей предназначено на реставрацию культурных объектов, еще 5,6 млрд рублей — на развитие инфраструктуры островов. Здесь должна быть новая школа и детский сад, вон там — больница, чуть дальше — мусороперерабатывающий завод и новый причал, под землей — современные водопровод и канализация...

Но планы до сих пор остаются лишь планами, сроки переносятся, леса стоят.

А музей и ныне там

В 1992 году ЮНЕСКО включила Соловецкие острова в список Всемирного наследия. Оборотной стороной медали стал жесткий контроль со стороны международной организации. Но власти в России осознали это далеко не сразу. Результатом стал конфликт из-за строительства нового здания музея на Большом Соловецком острове.

solovki_fokina2.png

.

Министерство культуры России инициировало проект создания музея стоимостью 700-780 млн рублей в 2014 году. Вскоре сваи первого этажа здания были видны из любой точки перешейка между Святым озером и бухтой Благополучия. Приехавшие на архипелаг в 2016-м эксперты ЮНЕСКО сразу забили тревогу и потребовали остановить строительство, ведь обязательная процедура оценки воздействия на объект культурного наследия – монастырь – не была проведена. Поупиравшись какое-то время, Минкульт все же заморозил стройку. Для подрядчика по контракту – московской компании «Архстроймеханизация» – проект стал «больной темой», которую директор по строительству Сергей ТАРАСОВ комментировать отказался.

«Музейный» конфликт продемонстрировал муниципальной и государственной власти всю тяжесть ответственности за ошибки. Поэтому к реализации программ реставрации Соловецкого монастыря и развития инфраструктуры архипелага приступили осторожно.

tetyukov_fokina4.png«После скандала со строительством здания музея на Соловки ежегодно начали приезжать мониторинговые миссии ЮНЕСКО и ИКОМОС, − рассказал «БК» глава сельского поселения «Соловецкое» Евгений ТЮТЮКОВ. – Мы приняли решение, что свои объекты без получения согласования строить не будем, хотя на тот момент уже была разработана большая часть проектно-сметной документации по самым различным зданиям. В отчетах по оценке воздействия на объект культурного наследия черным по белому было написано о значительных замечаниях и необходимости внесения изменений в уже готовые проекты. Естественно, это осложняло работу».

Проведение оценки воздействия на комплекс памятников каждой стройки обходится областному бюджету в сумму около 1-1,5 млн рублей. За четыре года работы государственной программы «Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага (2014–2020 годы)» Комитет Всемирного наследия не согласовал строительство ни одного здания, сроки возведения практически всех из них перенесены на 2019-2021 годы, и нет гарантии, что не будут отодвинуты вновь. Первым и пока единственным завершенным объектом в новейшей истории Соловков стала муниципальная баня.

«Нерасторопность» международной организации отметил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на последнем совещании, прошедшем на Соловках в августе 2018 года. Однако ЮНЕСКО невозмутима: «Секретариат Центра Всемирного наследия и консультативные органы отслеживают состояние сохранения 1092 объектов в 167 государствах-участниках».

По результатам визита последней мониторинговой миссии на Соловецкий архипелаг в апреле 2018 года эксперты ЮНЕСКО, ИКОМОС и МСОП заключили, что «затянуть» придется и процесс реставрации. Специалисты обеспокоены результатами работ по восстановлению монастыря — в первую очередь, выбором техники выполнения и материалов, которые используются подрядчиками без соблюдения исторической достоверности.

У семи ведомств Соловки без присмотра

Большие деньги стали большой проблемой. Ответственность возросла прямо пропорционально бюджетным миллиардам.

«Мы столкнулись с тем, что сложно собирать и координировать информацию, касающуюся состояния законности того, что происходит на территории Соловков», − подчеркнула старший прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Архангельской области Ирина ПЕТРОВА.

В связи с этим в 2015 году в областной прокуратуре была создана специальная рабочая группа, в которую вошли представители большинства контрольно-надзорных ведомств и региональной исполнительной власти. Первая же проверка использования бюджетных средств, организованная в мае 2016-го, привела к возбуждению нескольких уголовных дел.

Самым громким из них стало новое «дело реставраторов», заведенное Следственным комитетом России в феврале 2018 года по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Проверка еще не завершена, однако результаты уже есть.

Минкульт всерьез задумался о качестве работы «Центрреставрации» и лишил ее функций госзаказчика. Организация прекратила свою деятельность. Громкое дело «добило» и «Балтстрой», который в 2015-2017 годах был основным подрядчиком на соловецких объектах: с компанией было заключено множество контрактов на общую сумму порядка 577 млн рублей.

Преемником «Центрреставрации» стало еще одно подведомственное Минкульту учреждение – Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации (СЗД), а работы за «Балтстрой» продолжила петербургская компания «Опрстрой». В 2017-2018 годах с ней было заключено 11 контрактов на общую сумму порядка 347 млн рублей.

Как заявил патриарх Кирилл, проверка правоохранительных органов по «вопросам реставрационной деятельности» на Соловках должна закончиться до конца 2018 года. «Понятно, что это обстоятельство не способствует высоким темпам (реставрационных) работ», − заключил предстоятель Русской православной церкви.

На двойку с минусом

В 2017 году собственную проверку на Соловках провела ревизионная инспекция Архангельской области. Результатом стало признание неэффективности работы регионального агентства по развитию Соловецкого архипелага. Подведомственная ему Соловецкая дирекция, по заключению областной прокуратуры, не организовала надлежащий контроль за объектами строительства: исполнительная документация на них либо отсутствовала, либо составлялась небрежно, акты приемки работ согласовывались без проверки их фактического выполнения.

Среди наиболее серьезных недостатков деятельности дирекции − освидетельствование и приемка скрытых работ в отсутствии представителя строительного контроля. Следствием подписания документов в кабинетах, а не на объектах стала уже «системная» для Соловков оплата фактически не выполненных работ. Как подчеркнул заместитель Приморского межрайонного прокурора Антон ЛОБАНОВ, в общем объеме нарушений таких − 90%.

«Сейчас мы проводим очень серьезную работу по устранению замечаний, приведению документации в надлежащий вид, взысканию излишне выплаченных сумм. Это процесс еще очень далек от завершения», − добавил Евгений Тютюков.

После таких обвинений агентство по развитию Соловецкого архипелага решило поступить с Соловецкой дирекцией, как Минкульт с «Центрреставрацией» – избавиться от нее. Сейчас ведомство находится в стадии ликвидации, функции строительного контроля по новым объектам переданы Главному управлению капитального строительства (ГУКС).

«Причинами и условиями, повлекшими некачественное выполнение функций ГКУ АО «Соловецкая дирекция», послужили неблагоприятные климатические условия Соловецкого архипелага, короткие сроки навигационного периода, а также невыполнение на необходимом уровне ответственными лицами государственного учреждения своих должностных обязанностей», − пояснили в агентстве по развитию Соловецкого архипелага Архангельской области.

Это вам не «запах моря»

В попытках реализовать масштабные программы реставрации и развития инфраструктуры Соловков органы власти всех уровней в лице своих ведомств, выступающих заказчиками работ, погрязли в судебных разбирательствах с подрядчиками, которые отказались или не смогли исполнить заключенные контракты.

Буквально в двух шагах от помещения Соловецкого музея-заповедника, куда стекаются все туристы, «красуется» металлический забор, а за ним — руины. Выигравшая контракт на строительство Дома культуры компания снесла старое здание, а новое возводить отказалась.

solovki_fokina4.png

.

«Уже после заключения договора эта организация посчитала техзадание некорректным и попросила согласовать изменения в проектную документацию. Но по закону это невозможно, − пояснил Евгений Тютюков. – Примерно то же самое произошло со строительством жилого 12-квартирного дома. ЗАО «Энергобаланс» зашло на объект, рабочие выкопали котлован, и на этом все закончилась. Вдруг выяснилось, что из-за высоких грунтовых вод требуется иная конструкция фундамента − не блочная, а монолитная. Подрядчик отказался менять планы, потому что не рассчитал свои силы, и ушел с Соловков».

Все еще не достроено и находится в плачевном состоянии здание представительства правительства Архангельской области, которое местные жители называют «дачей губернатора». Красивый дом из цельного бруса с кирпичным фундаментом начали строить еще при Анатолии ЕФРЕМОВЕ (глава региона с 1996-го по 2004 год. – Прим. ред.). С тех пор его пытался достроить каждый новый губернатор, однако пока безуспешно. Судебные разбирательства велись аж с двумя компаниями, поочередно бросившими работы в рамках контрактов. Безрезультатно потрачено более 10 млн рублей. Видимо, сами Соловки как место силы не хотят, чтобы здание открыло свои двери.

От строительства технологического причала отказались вовсе. Больница по-прежнему делит помещение с поселковой администрацией. Дети все так же ходят в старую школу без столовой.

Но самой показательной стала история реконструкции и строительства систем водоснабжения и канализации Большого Соловецкого острова. Осенью 2015 года администрация поселка подписала два контракта с ЗАО «СМУ 303» общей стоимостью 856,7 млн рублей. Подрядчик взял на себя обязательства построить и реконструировать системы до 25 декабря и 21 сентября 2017 года соответственно, однако не справился в срок.

Предприятие просило продлить контракты, чтобы завершить начатое, однако вместо этого муниципалитет решил их расторгнуть. Теперь по решению арбитражного суда ЗАО «СМУ 303» должно вернуть в бюджет 296,5 млн рублей неосновательного обогащения, неустоек и штрафов.

«Напор воды очень слабый, постоянно происходят аварии, – рассказал Евгений Тютюков. – А канализации официально вообще нет! Сточные воды сбрасываются в бухту Благополучия. Если подойти к ней, ощущается специфичный запах, который очень многие туристы принимают за запах моря. Но это, увы, не так».

В августе 2018-го контракты на завершение работ муниципалитет заключил уже с другой компанией – ООО «Киршин». Несмотря на то, что за два года работы ЗАО «СМУ 303» удалось сделать многое, например, уложить 10,6 из 14,36 км водопроводных труб, общая стоимость новых лотов равняется едва ли не половине стоимости первоначальных – почти 350 млн рублей.

«Мозг» архипелага

Огромный клубок разбирательств с подрядчиками, уголовных дел, неправильно оформленных документов и миллионной недостачи федеральные власти надеются распутать с помощью недавно учрежденного Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага и назначения единой генеральной подрядной организации. Как видится органам власти, фонд должен стать координатором всех процессов на островах, сосредоточив федеральные средства, выделенные на реставрацию объектов культурного наследия и улучшение инфраструктуры, а единый генподрядчик — главным исполнителем работ.

Фонд уже действует, а вот о выборе генподрядчика официальных сообщений пока нет. Однако на это место уже прочат – ни много ни мало – концерн военно-космической обороны «Алмаз-Антей».

solovki_fokina3.png

.

«После создания фонда вся концепция работы изменилась, − считает генеральный директор Архангельского речного порта Андрей РАЗГОВОРОВ. – Он назначит генподрядчиком «Алмаз-Антей», а непосредственно строить и распределять субподряды будет «Алмаз-Антей Строй». Мы разговаривали с представителями предприятия, была встреча в правительстве, они озвучили свои планы. Следующий год обещает быть интересным. Мы уже завезли на Соловки для «Алмаз-Антей Строя» первые контейнеры – разобранные модульные здания».

Как пояснили в пресс-службе концерна, ООО «Алмаз-Антей Строй» выступает техническим заказчиком при возведении в 2018 году силами привлеченной организации временного здания штаба фонда. Однако концерн и фонд связаны не только этим контрактом. Представители топ-менеджмента компании (совпадение или нет?) вошли в состав руководства нового ведомства, взявшего «бразды правления» на архипелаге в свои руки.

Директором фонда назначен Александр ХОДОС, который до этого занимал должность советника генерального директора АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей», а еще раньше − заместителя директора Федерального агентства специального строительства.

Председателем совета фонда – основного управляющего органа – стал Михаил ФРАДКОВ, с 2017 года являющийся директором Российского института стратегических исследований и председателем Совета директоров концерна «Алмаз – Антей».

«Мы начали активно взаимодействовать с фондом, − рассказал Евгений Тютюков. – Прорабатывается также вопрос об едином государственном подрядчике. Теперь концерн «Алмаз-Антей», если так можно выразиться, шеф всех работ на Соловках. Его дочернее предприятие «Алмаз-Антей Строй», специализирующееся на строительстве, уже зашло на архипелаг, рабочие в поселке. Мы очень рассчитываем, что компания поможет нам достроить и водопровод, и канализацию, и все остальные социальные объекты».

Тем не менее надежды главы администрации Соловков пока не оправдываются. В частности, компания «Алмаз-Антей Строй» не заявилась на аукционы по заключению контрактов на строительство водопровода и канализации.


Как считает министр культуры России Владимир МЕДИНСКИЙ, Фонд по сохранению и развитию Соловецкого архипелага мог бы аккумулировать бюджетные и внебюджетные средства, не подпадая под действие 44-го Федерального закона, регулирующего сферу госзакупок. Но кто, если не закон, будет решать, с каким подрядчиком заключить очередной многомиллионный контракт?


Комментарий юриста

yuractiv.jpgРоман ГАСЯК, независимый юрист, директор ООО «ЮрАктив»:

- Заключение договоров закупки для государственных или муниципальных нужд и оплата по ним «напрямую», минуя установленные 44-ФЗ процедуры, является нарушением закона. Встречаются случаи прямого финансирования работ путем принятия специальных нормативных актов, но с точки зрения ст. 15 135-ФЗ и сложившейся судебной и антимонопольной практики это также является нарушением. В любом случае, отказ от конкурсных процедур может привести к ограничению или устранению конкуренции».

«Система отработана»

«На самом деле мы судимся почти со всеми подрядчиками по муниципальным контрактам, – заявил Евгений Тютюков. – На Соловки заходят компании, которые часто просто не понимают, куда попали и с какими сложностями связана работа на архипелаге. Помимо того, что это объект ЮНЕСКО, здесь огромное количество охранных статусов и зон, требуется постоянное археологическое сопровождение. Добавьте к этому тяжелую логистику, ограниченное время навигации, сложные грунты, необходимость организовывать строительные городки».

Подрядчики, похоже, действительно не понимают, на что подписываются, но дело не только в том, что они не способны посчитать «экономику» сложных соловецких проектов. За строительным хаосом кроется выгодная система хищения государственных денег.

Бывший сотрудник ликвидированной дирекции по развитию Соловецкого архипелага, проработавший там с 2015-го по 2017 годы, разъяснил, как эта система действует: «Госзаказчик начинает строить, к примеру, дом, на него выделяются деньги из бюджета. Находится подрядчик, наверху с ним «договариваются» обо всем, и он приступает к работе. На определенном этапе деньги как бы заканчиваются, стройка затягивается. Потом подрядчик или добровольно, или по решению суда уходит с объекта. Могут быть требования и по возврату денег в бюджет, но подрядчик, если он хоть что-то соображает, к тому времени уже банкротится или закрывается. Так что в бюджет деньги возвращаются крайне редко. Затем находится новый подрядчик, снова выделяются средства и все повторяется заново», - отмечает собеседник «БК».

По словам экс-сотрудника учреждения, ситуация стала ухудшаться в 2016 году, с уходом с поста руководителя агентства по развитию Соловецкого архипелага Романа БАЛАШОВА. У дирекции, основной задачей которой был строительный контроль, начались проблемы с финансированием. Специалисты организации стали бывать на островах гораздо реже, чем требовалось. Бывали случаи, что выполненные работы они «контролировали» по фотографиям, по исполнительной документации, даже не увидев объекты собственными глазами.

Областная прокуратура, проверявшая учреждение по два раза в год и в итоге признавшая его работу неэффективной, как будто «не замечала» эти нарушения до последнего момента. «Или надзирали плохо за нами, или команды такой не было», – считает бывший сотрудник дирекции.

Как он утверждает, при смене подрядчика куда-то исчезает часть исполнительной документации. Новый контракт означает появление нового участника игры и новую сумму. А часть предыдущей «распиливают» и «вешают» на ушедшую, якобы нерадивую, компанию.

«Государство осваивает бюджетные средства, прокуратура надзирает и в нужный момент разгоняет неэффективные организации. Повторять можно многократно, главное — все при деле!» – заключает экс-сотрудник дирекции.

Как он утверждает, при смене подрядчика «куда-то» исчезает часть исполнительной документации. Новый контракт означает появление нового участника игры и новую сумму. А часть предыдущей «распиливают» и «вешают» на ушедшую, якобы нерадивую, компанию. «Государство осваивает бюджетные средства, прокуратора надзирает, и в нужный момент разгоняет неэффективные организации, – заключил экс-сотрудник дирекции. – Повторять можно многократно, все при деле!»

Поддержано  Muckrakers-Russia -
сетью журналистов-расследователей





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2025 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей