Ольга ИСТОМИНА. Фото Алексея Липницкого | 13.06.2017 16:39:35
Пьесу немецкого драматурга Петера Хакса «Амфитрион» на сцене Архангельского театра драмы поставили к закрытию 84-го сезона — в жанре бурлескных «интимных сцен из жизни богов и людей». Сюжет античного мифа о том, как Юпитер соблазнил жену воина Амфитриона Алкмену, явившись к ней в образе мужа, в трактовке драматурга и в интерпретации пьесы режиссером Владимиром ХРУЩЁВЫМ, казалось бы, говорит о человеческих взаимоотношениях. Однако намного больше внимания в постановке уделено форме, нежели содержанию: технически сложная декорация и видеоарт выходят на первый план.
В основе сценографии – воздвигнутая на невысокий постамент камера правильной кубической формы: маленькая спальня с прозрачными стенами, где проводит дни и ночи в ожидании мужа красавица Алкмена (Нина НЯНИКОВА). Но и эта комнатка скрыта от лишних глаз, а поначалу и от зрителей, под сферическим куполом - «колпаком», который, поднимаясь, создает иллюзию космического мира и становится дополнительной поверхностью для проекции.
Еще один функциональный элемент сценографии – трап наподобие того, по которому пассажиры поднимаются на борт самолета, и этот мотив будет интересно использован в финале спектакля, послужив непосредственной связкой между миром богов и миром людей. Такой образ и стиль спектакля придумал художник Анатолий ШИКУЛЯ, не в первый раз работающий в творческом тандеме с Владимиром Хрущёвым. Первой их совместной работой, и тоже с немецкой драматургией, был «Визит дамы» Ф. Дюрренматта (в тольяттинском театре «Колесо»), собравший множество наград.
.
«В этот раз мы определили для спектакля особый жанр, балансирующий на грани трагикомедии и бурлеска, – рассказал Анатолий Шикуля. – Поэтому задача стояла очень сложная: не уйти в чистый бурлеск и дальше – в эротическое варьете, а создать какой-то совершенно новый эстетический мир».
По словам режиссера Владимира Хрущёва, выразительные средства, с помощью которых рассказывается история, выбирались исходя из представлений самого автора.
«Пьеса была написана Петером Хаксом, которого в Германии очень любят, ровно 50 лет назад, – заметил Владимир Хрущёв. – Именно немецкая версия античного мифа об Амфитрионе показалась мне очень современной. Это история про сегодня, когда мы, мужчины, мало уделяем внимания своим женщинам, постоянно что-то доказываем, работаем, тешим собственное тщеславие и самолюбие. Тогда брак зачастую становится чистой формальностью, а муж и жена в семье перестают понимать друг друга».
.
По словам режиссера, все средства, использованные в спектакле, направлены на то, чтобы раскрыть смысл пьесы, а не удивить зрителя техническими возможностями современного театра. Проекции на поднятый и развернутый к залу купол, игра со светом создают красивую картинку, однако далеко не все в спектакле действительно «работает». На экраны справа и слева с одного и того же бокового ракурса транслируется происходящее на сцене, проекция на задник позволяет видеть «крупные планы», но не передает живой актерской игры; монологи и отдельные реплики, проговариваемые в микрофоны, тонут в общем звуковом и визуальном «шуме». Наконец, видеофрагменты, имитирующие связь по скайпу или вставки из «снэпчата», с пририсованными звериными мордочками – этакая демонстрация «связи с современностью» – не делают материал ближе и понятнее, а наоборот, вызывают раздражение и усталость от того, чем и так переполнена будничная жизнь. Невольно возникает ощущение, что экраны и микрофоны – это дань театральной моде, которая в столичных театрах зрителям уже набила оскомину. Проекции, видеотрансляция, свет, звук и музыка рассредоточивают внимание, поглощая собой зачастую невнятно проговариваемый актерами стихотворный текст.
.
Прием, который создает атмосферу спектакля и все-таки порождает энергию, способную бороться с давящим гнетом видеоряда, – вставные музыкальные номера. Сольные номера Меркурия (Иван БРАТУШЕВ) и Созия (Михаил КУЗЬМИН) встроены в действие, а хор моряков, исполняющий музыку из смеси панк-рока, брехтовского кабаре и французского шансона, становится отдельным действующим лицом. Музыканты (аккордеонист Роман ПОПОВ, Олег ТИТОВ с контрабасом и Максим НАДЕЕВ за ударными) примерили на себя образы английской группы «Tiger Lillies», в творчестве которой мрачно-комедийное начало переплетено с низменными элементами бурлеска. Солист хора Вадим ВИНТИЛОВ почти превратил их «Lobotomy» в главную музыкальную тему спектакля, а Маргарита МОСКВИЧЁВА в роли загадочной Ночи сменила несколько образов от строгой пианистки, примкнувшей к музыкантам, до стюардессы, сопровождающей «пассажиров» на Олимп.
.
Артисты, исполняющие в этом гротесковом спектакле главные роли, вынуждены существовать в предлагаемых обстоятельствах камер, экранов и микрофонов и пока не могут до конца освободиться: театральный язык, построенный на «актерском озорстве» и импровизации, еще не проявил себя в этом смысле. Сам сюжет и мифа, и немецкой пьесы изобилует поводами для актерской импровизации – переодевание Юпитера (Павел КАНЫГИН) в Амфитриона (Дмитрий БЕЛЯКОВ), Меркурия – в его слугу Созия, встреча «двойников» друг с другом. Однако комического эффекта, несмотря на всю продуманность, эти сцены не вызывают.
Есть в спектакле интересные моменты, построенные на чисто театральных приемах. Так, встречая Юпитера в образе своего мужа, Алкмена снимает ботинки с его ног, и из них сыплются «божественные» золотые блестки; повторив же ритуал с настоящим своим мужем Амфитрионом – она обнаруживает обычный песок. Одна эта деталь передает мысль о том, что муж «правдивый, настоящий» – это реальный и, может быть, простой, как песок, человек со своими недостатками, но он ценнее, чем Юпитер с его внешним лоском, который может исчезнуть так же внезапно, как появился. И никакой экран не передаст это лучше.
.
Грубоватый, бесхитростный, этакий «морской волк», смысл жизни которого заключается в сражениях с несправедливостями жизни, Амфитрион в исполнении Дмитрия Белякова переживает в этой истории личную драму. Почти с яростью срывает он с себя форменный китель и рубашку, засовывая их в чемодан, и остается в одной тельняшке, один с самим собой в стенах прозрачной камеры, где все свое время проводит его жена. Его герой хочет «простой и ясной правды» и находит ее в понимании того, что любовь Алкмены значит для него больше, чем все героические свершения. По словам режиссера, в том, что первое действие «обманывает» зрителя, не готовя его к сколько-нибудь серьезному разговору, и заключается ключевой прием – подать драму в легкой форме.
Прямая речь
Андрей ТИМОШЕНКО, главный режиссер Архангельского театра драмы им. М.В. Ломоносова:
- Спектакль «Амфитрион» – это уже девятая премьера нашего насыщенного театрального сезона. Следующий 85-й юбилейный сезон будет, может быть, богатым не столь на количество спектаклей, сколько на их качество. Его мы объявляем сезоном Просвещения, главной премьерой которого станет спектакль «Последнее искушение Михайло Ломоносова» по пьесе московского драматурга Анастасии Экаревой, специально написавшей ее для нашего театра. В течение сезона зрители получат возможность увидеть весь процесс создания спектакля: в театре будут проходить открытые репетиции, а также лекции по изобразительному искусству, истории, музыке, литературе. Мы сами будем погружаться в XVIII век, эпоху Просвещения, и погружать в нее зрителя, чтобы лучше понять время, в которое жил Ломоносов. Это правильный, неускоренный процесс работы над спектаклем, который будет идти почти целый год.