ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Нина Самойлович: «Всегда хотела работать только в театре…»


Беседовала Ирина КОСОПАЛОВА. Фото Алексея Липницкого | 02.10.2024 15:41:23
Нина Самойлович: «Всегда хотела работать только в театре…»

В сентябре начался очередной театральный сезон. Зрители успели соскучиться по премьерам и ярким впечатлениям от постановок. А мастера, что служат в театре, с волнением ждут новых встреч с публикой. Среди профессионалов своего дела на особом счету у людей, тонко понимающих и в жизни, и в искусстве, Нина САМОЙЛОВИЧ - заведующая литературной частью Архангельского театра драмы имени М. В. Ломоносова. О работе завлита, о театре, которому предана десятки лет, Нина Борисовна рассказала «Бизнес-классу».


- Все знают великих и просто успешных актёров, уважают талант и труд режиссёров. Люди, одержимые театром, стремятся в эти профессии. А как вы пришли в театр? Как становятся завлитами?

- Я с детства нахожусь под обаянием театра. Мысль посвятить себя этому искусству зародилась в моей голове давным-давно, разумеется, под влиянием детских театральных впечатлений. Смотрела постановки нашего театра имени Ломоносова и мечтала оказаться в волшебном и удивительном мире, где возможны чудеса. Но, увы, актёрская профессия не для меня. Как говорят специалисты, во мне внешнее мало сочетается с внутренним. Представляете, в 19 лет, сразу после школы, я набралась храбрости и пошла устраиваться на работу в театр – возьмите, дескать, хотя бы уборщицей. О другом месте работы и не думала. Театр тогда размещался в здании, которое позже назвали «Марфин дом» и переместили с Троицкого проспекта на Чумбаровку. Однако от природной скромности, граничащей с болезненной застенчивостью, я тогда так ни к кому не обратилась. Позднее устроилась в театр гардеробщицей, работала реквизитором, потом – помрежем, мечтая о профессии завлита.

Понимала: без знаний на этом месте никак нельзя: получила филологическое образование. Стала-таки завлитом, и с тех пор долгое время на одной должности. Менялись режиссёры, менялся адрес театра, обновлялась труппа. Актёры уходили – кто в другие театры, кто из жизни. А я всё тут.

- Есть признанные корифеи в актёрской и режиссёрской профессии, на которых все равняются. А среди завлитов кто является безусловным авторитетом?

- Для меня вдохновляющим примером в профессии была Дина Морисовна Шварц, завлит Ленинградского БДТ. Она работала с самим Товстоноговым. Георгий Александрович называл её верным другом и советчиком, говорил, что Дина Морисовна – зеркало, на которое всем нужно оглядываться. Я читала её точные и глубокие рецензии, творческие характеристики театральных деятелей. Она многих научила размышлять, анализировать.

- Вас называют старейшим сотрудником театра, это так?

- Нет, старейшая – наша уважаемая и любимая актриса Ольга Павловна Зубкова. Она проработала в театре 50 лет. А я только 47. И никогда на сторону не глядела. Когда у меня спрашивают, какой театр считаю лучшим, отвечаю не задумываясь: «Для меня лучший театр – наш».

- Что вам представляется самым важным и сложным в вашей работе?

- Хотелось бы систематизировать все накопленные материалы по истории театра. Если после меня останется архив, где по годам будут собраны рецензии на спектакли, отзывы и прочие публикации о нашей деятельности, если останется музей, где будут экспонироваться дорогие моему сердцу афиши, костюмы и прочие раритеты, буду считать свою большую и важную задачу выполненной. Ничто не должно исчезнуть без следа. К сожалению, работа в архиве и музее ведётся исключительно на энтузиазме. А ведь без прошлого нет будущего. Только то крепко и основательно, что стоит на традициях.

- Что удалось открыть в результате исторических изысканий?

- Многое. Нынешний сезон по счёту, и это можно прочесть на афишах, 92-й. А ведь это не совсем так. Из архивных материалов ясно, что наш театр продолжил работу 27 октября 1932 года в новом здании, следовательно, он существовал и раньше. Архивом начал заниматься Борис Николаевич Молас, в 1932 году сосланный к нам на Север. Судьба этого интеллигента трагична: позднее он был арестован и расстрелян как враг народа. Продолжить его дело необходимо хотя бы из чувства благодарности к нему и таким же подвижникам.

История нашего театра – давняя и славная. Из документов явствует, что государь император Николай Первый ещё в 1847 году повелел выделить из казны на нужды Архангельского театра шесть тысяч рублей серебром. Он же распорядился постоянно поддерживать театральное дело в городе из муниципальных средств. С той поры много воды утекло. Архангелогородцам памятны лучшие наши спектакли, хотя знавал театр и тяжёлые времена. Были не только неудачные постановки, но и целые провальные сезоны. Но были и победы. Все это – на моей памяти.

- По наблюдениям зрителей и оценкам критиков, театр сейчас в хорошей творческой форме. Лучшее свидетельство тому – полные залы на спектаклях. Каков вклад завлита в успех и какова его вина в творческих неудачах коллектива?

- Соглашусь: театр – на подъёме. У нас профессиональная, талантливая труппа. На смену мастерам старшего поколения приходит талантливая молодёжь. Репертуар не просто достойный – мощный. Играем «Гамлета», увидели свет рампы спектакли по великим романам двадцатого века – «Мастер и Маргарита», «Доктор Живаго», «СТОЛЕТВМАКОНДО». Роль же заведующего литературной частью вроде бы и незаметна, но важна. Не он руководит процессом, на то есть режиссёр. Режиссёр обязан быть не только наставником и вдохновителем, но и диктатором. Ведь именно он принимает ключевые творческие и организационные решения: что ставить, как ставить, кого занять в спектакле. А завлит убеждает, подсказывает, зная возможности актёров и настроения зрительской аудитории.

- С кем из режиссёров вам работалось лучше всего?

- С Эдуардом Семёновичем Симоняном. Не скажу, что всегда и сразу понимала глубину его замыслов, порой мы расходились во взглядах, но Эдуард Семёнович меня творчески переубеждал. В конце концов я с ним соглашалась, а порой – он со мной. Жизнь этого режиссёра сложилась глубоко драматично. Он уехал из города, потом его коллектив и областная власть позвали назад. Последний этап работы Эдуарда Семёновича оказался, к сожалению, таким коротким! Но даже тяжело болея, он не бросал любимое дело. В театре тогда стояла холодрыга страшная, а он ходил в туфлях, хотя ему советовали надеть валенки, чтоб не простудиться. И Симонян, уже зная о приговоре врачей, ставил весёлые спектакли. Мечтал о мюзикле. Дай ему судьба ещё немного пожить, поставил бы «Мою прекрасную леди». А вершинное достижение Симоняна – «Две зимы и три лета» по Абрамову. Эдуард Семёнович соперничал с Львом Додиным, взявшимся за тот же драматургический материал. Сам автор - Фёдор Александрович Абрамов — высоко оценил спектакль Симоняна. А Светлану Невоструеву назвал лучшей Лизой Пряслиной.

В нашем театре работали и другие яркие, талантливые режиссёры. Пётр Анатольевич Суворов поставил прекрасные спектакли по классическим пьесам. Про его постановку «Вишнёвый сад» по Чехову, помнится, «Правда Севера» написала, что с ней в наш город вернулся Театр. Пётр Гарриевич Орлов прославился спектаклями «Лес» по Островскому и «Поминальная молитва» по известной пьесе Григория Горина. Нынешний главный режиссёр Андрей Николаевич Тимошенко к тому же замечательный сценограф. По-моему, самый красивый спектакль нашего театра - это «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по Бомарше, который он оформлял.

- Как изменилась работа завлита за те долгие годы, что вы в театре?

- Теперь ситуация совсем другая, чем в советские времена. Можно всё. Недопустимы только призывы к экстремизму и прочие эксцессы. Источник, из которого нынешний завлит черпает информацию, стал поистине безграничным. Раньше о новейшей драматургии я и мои коллеги могли судить в основном на основании одобренных, отредактированных текстов. Впрочем, была лазейка. В Москве в отделении Союза театральных деятелей сидели три старушки-машинистки, которым авторы отдавали свои творения на перепечатку. Те старушки завлитов снабжали копиями пьес и инсценировок. Эти тексты, напечатанные на папиросной бумаге, плохо читаемые и с ошибками, и теперь у меня хранятся. Таким образом кое-что из литературного материала, не прошедшего сито отбора и цензуры, всё же уходило контрабандой в народ.

Режиссёрам же приходилось ставить, а зрителям смотреть пьесы о рабочем классе, о молодёжи – по разнарядке. Помнится, в семидесятые годы, чтобы привлечь на спектакли актуальной тематики молодого зрителя, после представления в фойе устраивали танцы. Зрители, бывало, массово покидали зрительный зал и дожидались приятного развлечения в буфете. Как анекдот рассказывали такую историю: выходит один паренёк из зрительного зала, не дождавшись конца спектакля, а капельдинер ему пеняет за это. Зритель отвечает: «Тётя, не могу я это видеть! На работе – станки, план, показатели. В театр пришёл, чтоб отдохнуть, а тут то же самое».

Теперь всё есть в интернете. Есть там обширные библиотеки новейшей прозы и драматургии. Ставь, играй не хочу. Всё интересное и талантливое моментально оказывается в фокусе зрительского, читательского внимания. Мы не отстаём. К примеру, молодой писатель Григорий Служитель стал в 2019 году лауреатом премии «Большая книга» за роман «Дни Савелия» - про дворового кота, про его жизнь и любовь. Как вам такая тема и такой герой? Но ведь главное – автор бесспорно талантлив. В прошлом сезоне у нас состоялась премьера одноимённого спектакля. И тут же на это событие откликнулись и пресса, и зрители. Таковы нынче темп и ритм жизни. Хотя богатство возможностей лишь усложняет проблему выбора.

- К вам стали чаще обращаться за советом и поддержкой?

- Да, ищут себя актёры, сами предлагают различные проекты, и требуется литературная основа для того, чтоб раскрылись яркие творческие индивидуальности. Не отказываю в помощи и совете и увлечённым самодеятельным артистам и режиссёрам. И всё же результат наших совместных усилий предсказать невозможно. Театр – дело живое, этим он и интересен.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

-->

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей