ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Воскресенье, 12 января, 2025 16:55

Фотографические сны другого Архангельска: на Соловецком подворье хотят открыть фотомузей


Людмила СЕЛИВАНОВА. Фото Алексея Липницкого | 16.03.2019 15:14:23
Фотографические сны другого Архангельска: на Соловецком подворье хотят открыть фотомузей

Кажется, на наших глазах изменился Архангельск… На месте некогда сплошных деревянных построек растут многоэтажные спальные районы, огромные торговые центры, расширяются автомагистрали. Виды былого города остались лишь на пожелтевших фото в старых семейных альбомах и архивах...


Сберечь почти ускользнувшее – маленькие копии другого Архангельска – пока еще возможно. Игумен Стефан, настоятель Соловецкого подворья в Архангельске, фотохудожник, автор альбомов о Русском Севере, высказал идею о том, что в городе можно создать народный музей фотографии, где «персонажами» станут старая фототехника и снимки минувшей эпохи. Отец Стефан предложил и место для будущей экспозиции – помещения подворья.

«Эта мысль родилась давно, но сначала она касалась только старинной фототехники, – говорит отец Стефан. – У меня собрана небольшая коллекция фотоаппаратов, подобные раритеты есть и у других фотографов – российские, немецкие модели. И если объединить усилия, может получиться техническая составляющая будущего музея».

Одним из первых откликнулся на идею настоятеля Соловецкого подворья известный фотохудожник Николай ЧЕСНОКОВ, считающий, что старый деревянный Архангельск по красоте своей был воистину сказочным городом.

«Последние старожилы уходят из жизни, многие коллекции безвозвратно пропадают, а ведь так можно потерять историю города! Через фотографию мы встречаемся с нашим прошлым, возвращаемся к истокам, через старинные снимки устанавливается связь времен. Так что духовная связующая – самая главная причина, по которой мы задумали создать музей», – поясняет Николай Чесноков.

Глазами Якова Лейцингера

В этом деле, считает он, нужна знаковая фигура: известная многим историческая личность, с именем которой связано фотографическое движение в конце XIX – начале XX века. Несомненно, что именно таким человеком был Яков Иванович Лейцингер, его коллекция должна стать основой народного музейного проекта.

leycinger_studia.jpgПо происхождению швейцарец, Лейцингер прибыл в Архангельск в 1881 году с твердым желанием открыть фотографию и связать судьбу с северным городом. Построил студию на Псковском проспекте (ныне Чумбарова-Лучинского, 39), а своим усердием и талантом снискал признание и любовь архангелогородцев. Уважение было настолько велико, что с 1903 по 1914 год он четырежды переизбирался на должность городского головы. При Якове Лейцингере в Архангельске запустили первый в России автобус, а потом и трамвай, построили водопровод и электростанцию, при нем был открыт памятник Петру I.

Как рассказывает отец Стефан, по просьбе фотографа – городского головы постамент памятника монахи-каменотесы изваяли из валуна, добытого в Соловецких каменоломнях на Кондострове в Белом море. Яков Лейцингер любил архитектурную съемку, и большинство дошедших до нас прекрасных фото деревянного Архангельска сделано им. Можно сказать, что потерянный ныне город мы видим глазами этого яркого мастера фотографии.

Яков Лейцингер был учредителем и первым председателем Архангельского фотографического общества, которое начало работу в 1909 году. Любопытно, что в него входили 50 человек, а состав современных клубов обычно не превышает 15-20. В фотографическое общество начала XX века вступали люди самых разных сословий и профессий: инженеры, священно­служители, врачи, почтовые служащие, лесопромышленники, купцы. Говорят, что заседания общества посещал фотограф-любитель и «по совместительству» губернатор И. В. Сосновский.

В 1910, 1913 и 1916 годах в Архангельске с большим успехом проходили фотовыставки «Русский Север», на которых блистали работы признанных мастеров – М. Т. Сорокина, А. А. Поплавского, И. Ю. Соберга, М. Д. Третьякова, И. А. Терентьева, П. Г. Милейко. Там демонстрировались психологические портреты, фотографии Троицкого собора, арктические пейзажи, и большая часть этих работ мастеров сокрыта сегодня в семейных альбомах и коллекциях. Их надо показать посетителям будущего музея и фотогалереи, уверены инициаторы проекта.

Фотографы и «фотографка»

Интересный факт: фотоделом в Архангельске начали увлекаться задолго до создания общества, и были даже династии фотографов. К примеру, Франц Шрёдер – один из первых, кто занимался своим ремеслом с 1863 года. Фотографу помогала дочь Эмилия – «фотографка», как она себя называла. В «Губернских ведомостях» она размещала вот такие объявления:

«Сим честь имею довести до сведения почтеннейшей публики, что недавно получила новый усовершенствованный фотографический аппарат, посредством которого могу делать хорошие портреты и визитные карточки. Потому вместо прежних цен, желающие могут иметь дюжину картинок за 3 рубля, и вполне надеюсь, что почтеннейшая публика не оставит меня своим вниманием».

«Фотография – очень популярное в те времена творческое движение, – продолжает Николай Чесноков. – Наше желание работать над созданием музея окрылено памятью о старом городе, о людях, которые болели за родные места: они делали прекрасные фото, издавали открытки и книги, участвовали в выставках, получали награды. Золотистое тиснение медалей на картонных паспарту многих снимков – достижения архангельских фотографов на крупнейших российских и европейских фотовыставках. Эти люди гордились Севером, своим Архангельском и воспевали его красоту. Ведь фотографы – те же художники с романтическим, поэтическим строением души. Этим делом невозможно заниматься, если не любишь людей, не чувствуешь природу».

Мастера того времени оставили нам летопись жизни города, его быта, архитектуры. От старых снимков сложно отвести взгляд: они настолько притягательны, что, кажется, их можно рассматривать бесконечно, до самых маленьких штрихов и деталей – фотографические сны старого времени.

После революции 1917 года на Севере начались жестокие репрессии. У профессиональных фотографов и у любителей изъяли фотографии, негативы и технику: камеры, ванночки, увеличители, фонари, штативы – очевидно, чтобы исключить документальную фиксацию происходивших событий.

«Только у одного из мастеров забрали 2000 стеклянных негативов! Представьте отчаяние мастера, посвятившего фотографии целую жизнь! Где сегодня те самые 2000 утраченных мгновений истории? Да, мы уже безвозвратно потеряли былой Архангельск, который называли «деревянным Парижем». В те времена по своему очарованию наш город нередко сравнивали с Ревелем (Таллином) и Ригой. Поэтому, чтобы не потерять последнее, призываю всех горожан поучаствовать в создании народного фотомузея: приносите старую фототехнику и старинные снимки на Соловецкое подворье. Расскажите о том, как они попали в семейную коллекцию. Если фото – реликвия, с которой нельзя расстаться, – сделаем копии, оцифруем. Давайте сохраним бесценную историю города!» – обращается Николай Чесноков к горожанам.

В том, что музей исторической фотографии расположится на старом подворье, есть некая символика. Современные, специально оборудованные залы не смогут передать дух, который таится в столетних церковных стенах. И к тому же многие фотографы– «первопроходцы» для своих работ выбирали именно храмы.

«Музей – это покаяние, образное возвращение к нашим корням, к деревянному Архангельску – городу, который мы потеряли!» – полагает Николай Чесноков.






Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2025 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей