ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Вторник, 5 ноября, 2024 05:21

Через Ширшу в Маймаксу


Владимир СТАНУЛЕВИЧ, секретарь попечительского совета Фонда сохранения исторического наследия «Император» | 29.10.2016 15:51:33
Через Ширшу в Маймаксу

Решил недавно заняться поисками у Новодвинска плотины Ширшинского якорного завода XVIII-XIX веков. Оказывается, она хорошо видна с моста через реку Лесную, по которому мы въезжаем в Новодвинск.


Казенный Ширшинский завод был системой кузниц, литейных цехов и лесопильных мельниц, которые разделывали бревна на доски для Соломбальского адмиралтейства, отливали ядра, якоря, металлические части кораблей и т. п. В движение механизмы приводились водяными мельницами на плотинах Ширшинского и Золотицкого искусственных озер, которых сейчас нет - вода была спущена в начале XX века. По их бывшему дну и протекает речушка Лесная.

belichenko_shirsha.jpgВыходит, поговорка «Через Ширшу в Маймаксу» вовсе не о бессмысленности походов туда-сюда, а наоборот: из Ширши везли в Маймаксу и Соломбалу доски и якоря для строящихся судов.

Попросил поучаствовать в поисках археолога Алексея БЕЛИЧЕНКО (на снимке). Плотину нашли, ее размеры внушают почтение - метров 200 длина, 20 - ширина и метров 15 - высота. На месте шлюза, указанного на плане 1787 года, тело плотины было пробито каналом для спуска воды, в котором торчат остатки деревянных конструкций.Еще один найденный осушенный канал наверху плотины был переливом, на котором, вероятно, стояла мельница. Судя по высоте плотины и ее перелива, озеро выше плотины было глубиной не менее 10-15 метров, что позволяло заходить туда небольшим морским судам и большим баржам.

oprichnik_monument.jpgОдним из последних заказов, данных заводу, была сборка паровых двигателей для серии секретных архангельских винтовых клиперов типа «Опричник» - они должны были уничтожать английскую торговлю на морях в Крымскую войну 1854-1856 годов в ответ на разорение англичанами поселений на берегах Белого моря и в других частях России.

«Опричник» погиб со всем экипажем 26 декабря 1861 года во время урагана в Индийском океане - в Кронштадте я видел памятник этому кораблю, построенному в Соломбале и Ширше.

Еще раз убедился, что мы почти ничего не знаем о прошлом города и края, в котором живем.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей