Светлана КОРЕЛЬСКАЯ. Фото Алексея Липницкого | 03.09.2016 00:33:21
Если заходит речь об архангельской сцене, то слишком часто в поле зрения оказываются не удачные премьеры, а непрерывные конфликты в областном театре драмы. И это как минимум печально. Начало осени – самое время задуматься о том, чего ждет публика в новом сезоне, какие сюрпризы готовят режиссеры и что происходит в театральной среде как таковой. Наш сегодняшний собеседник – Александр ДУНАЕВ – впервые пришел в экспериментальный театр юношеского творчества (ЭТЮТ) тринадцатилетним мальчишкой.
В 80-е годы подобные студии существовали почти в каждом Дворце культуры, и в них обитал дух театра. Далеко не все художественные эксперименты профессиональных и самодеятельных трупп отражены в культурных летописях и по достоинству оценены критикой – и пробелы в истории культуры провинциальных городов приводят к попыткам навязать им «новую культурную политику», не связанную с традицией.
Вспомним хотя бы колоритную фигуру Леонида ДЗЮНИКА, который в 2010 году мог возглавить Архангельский театр драмы им. М.В. Ломоносова по сиюминутной прихоти Ильи МИХАЛЬЧУКА. Коллектив не принял «гонца» шоу-бизнеса. Прежде всего потому, что театр не место для эстрадных шоу. Аншлаговыми спектаклями на этой площадке всегда были лучшие произведения драматургии. Уважающий себя актер мечтает воплощать образы, созданные Мольером или Чеховым, а публика – не просто внимать актерам и демонстрировать свою причастность к искусству, но и погружаться в театральную атмосферу.
Прямая передача
Во времена хрущевской «оттепели» в Архангельске подолгу работали интереснейшие деятели искусств. Кому-то из них был перекрыт путь в столичные города, а кто-то находил в провинции «тихую гавань» для создания своей школы. Один из них – режиссер Виктор ТЕРЕНТЬЕВ, народный артист УССР, заслуженный деятель искусств РСФСР и Абхазской АССР, лауреат Государственной премии УССР им. Т.Г. Шевченко. В созданной им студии начала 60-х учился Виктор ПАНОВ, а через тридцать лет ее порог переступил Александр Дунаев.
Еще раньше Дунаев ощутил влияние легендарного Михаила АМАСПЮРА – руководителя народного театра Ломоносовского ДК и театра юношеского творчества Дворца пионеров, выходца из армянской аристократии, прошедшего через сталинские лагеря. У Михаила Михайловича и его последователей в разное время учились будущий основатель студии «Поиск» Юрий ПАЦЕВИЧ, актер и историк театра Юрий УГАРОВ, главный режиссер Архангельского театра кукол Дмитрий ЛОХОВ, режиссер Виталий ГАЛИЛЮК, актер и режиссер Михаил ЛОГИНОВ и многие другие архангелогородцы, посвятившие себя сцене, телевидению и кино. С этой точки начинался их путь в высшие художественные училища и университеты культуры.
Превосходно образованные художники и педагоги задали тон культурному всплеску второй половины 80-х, когда из популярнейшей в те времена студии Виктора Панова выросли еще два художественных эксперимента: «Лаборатория» Виталия Галилюка и дуэтный театр «Антреприза» Сергея КАРПУНИНА и Надежды ТАРАСОВОЙ. Два неразрывно связанных сообщества, подарившие городу незабываемые «Корабль дураков» по поэме Себастьяна Бранта, «Женитьбу» Гоголя, «Через год в тот же день» по пьесе Бернарда Слейда…
Брехт, Ружевич, Юрьев, Мрожек – большинству зрителей эти имена прежде были известны лишь понаслышке. Остросовременные, смелые и оригинальные спектакли были в лучшем смысле подстрекательскими – они заставляли читать, мыслить, дискутировать. Творческий настрой задавал ритм жизни конца 80-х и 90-х годов. Потом волна пошла на спад, но осталась потребность в творчестве и тоска по временам, когда в городе сосуществовали академическая и экспериментальная сцены. В сущности, они определяют художественные запросы двух-трех поколений театральных зрителей, способных воспринимать классическую и современную драматургию.
Живое слово
В прошлом году бывший директор Архангельского областного театра драмы Александр Дунаев решил создать свою труппу из тех, с кем проработал не один год. Они назвали свой проект «Четвертый театр» и дебютировали со спектаклем «Провинциальные анекдоты» по пьесам Александра Вампилова,
«Мы сошлись на том, что нашим актерам не хватает настоящего драматического искусства, – рассказывает Александр Антонович. – Мы ничего не имели против явлений массовой культуры – танцевальных шоу и мюзиклов, – но не хотели ими заниматься. Хотелось по-человечески общаться между собой и со зрителями. К тому моменту у нас были несомненно удачные работы – «Лес» Островского и «Поминальная молитва» Горина, и эту линию хотелось продолжать Нам было необходимо живое слово, хороший материал и хорошая режиссура, где может раскрыться драматический талант, и мы определили для себя постулат: главный человек на сцене – это артист, потому что все остальное, что вертится и блестит рядом , играет второстепенную роль».
В команду вошли известные актеры Архангельского областного театра драмы им. М.В. Ломоносова Сергей ЧУРКИН, Михаил АНДРЕЕВ, Иван БРАТУШЕВ, Александр ДУБИНИН, Мария БЕДНАРЧИК, Мария НОВИКОВА, Мария СТЕПАНОВА, Наталья ЛАТУХИНА, Татьяна БОЧЕНКОВА и приглашенный северодвинский актер Владимир КУЛАКОВ. Репетировали в свободное от основной работы время – иногда далеко за полночь. Первый спектакль состоялся в САФУ, а в мае они показали Вампилова широкой публике в арендованном зале Архангельского городского культурного центра.
«Мы сделали все, чтобы зритель пошел на спектакль, – вспоминает Дунаев. – И большой зал АГКЦ был полон. Интерес к драматическому искусству не утрачен, недооценивать архангельскую публику – значит, разрушать культурную среду, которая складывалась долгие годы. Четыре театра для такого города, как Архангельск, – мало. Их может быть больше, потому что материала для составления репертуарных планов – море. Долг нашего областного министерства культуры – обеспечить свободу выбора в работе над репертуаром. Я отказываюсь понимать ситуацию, когда во главе театра становится приехавшая из Котласа Елена ШИТОВА и заявляет, что наша «Жизнь господина де Мольера» по роману Булгакова – это «несвоевременный спектакль». Видимо, она усмотрела в извечной теме противостоянии власти и художника пародийное отражение нашего конфликта с областной администрацией. Если раньше театральная цензура имела идеологическую природу, то теперь нелепые запреты исходят неизвестно откуда»,
Иногда сценическое действие не просто высвечивает сатирические явления повседневности, но и предвосхищает некоторые события – так, что уже не поймешь, что первично и что вторично. Незадолго до очередной смены власти в театре драмы поставили спектакль «Госпожа министерша» по пьесе современного сербского драматурга Бронислава Нушича. Теперь наиболее ироничная часть публики называет главную роль, блестяще сыгранную Людмилой БЫНОВОЙ, прообразом жены губернатора Татьяны ОРЛОВОЙ, всерьез взявшейся за управление культурой.
Уследить за кадровыми перестановками в областном театре драмы за последние шесть лет было сложно, а уловить в них какую-либо логику невозможно. Дунаев угодил в эпицентр. Часть пресловутого «золотого парашюта» – десяти миллионов компенсации за увольнение с должности заместителя театра, полученных по суду, – он вложил в премьеру «Четвертого театра». Сейчас труппа штудирует Островского и Чехова. В новом сезоне планируется три взрослых спектакля: «Не все коту масленица», «Банкрот» и «Дядя Ваня». Александр Дунаев собирается регистрировать новую марку, но предпочитает работу на сцене какой-либо позиции чиновника от культуры. В их команде «руководитель» – это лишь условное обозначение.
Актеры и режиссеры «Четвертого театра» застали время, когда театральное движение, набиравшее силу, отказывалось от авторитарной модели управления. Многие из них в ранней юности испытали мощное воздействие архангельской театральной среды конца XX века, когда свежие веяния перемещались с площадки на площадку. Они предпочитают игровой принцип DOOM, основанный на общении равного с равным, как более плодотворную форму взаимодействия, которая была небезуспешно испытана в областном театре драмы до 2012 года.