Текст: Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Снимок ягринского моста со спутника:: http://river-forum.ru | 24.02.2012 08:03:20
Северодвинск сумел эффективно потратить свой первый миллиард рублей, полученный из федерального бюджета по программе поддержки моногородов — таковы выводы Минрегионразвития РФ. Грамотно проведенные конкурсы в сфере капитального строительства и ЖКХ позволили муниципалитету сэкономить более 100 млн рублей, которые решено направить на ликвидацию самой «популярной» пробки города — на реконструкцию развязки между Ягринским и Архангельским шоссе.
Северодвинск попал в программу господдержки российских моногородов в 2010 году, единственный от Архангельской области. Пользуясь вузовской лексикой, конкурс был очень высоким: 20 городов на «место». И сегодня на получение статуса монопрофильного по всей стране претендуют более 300 населенных пунктов, в том числе два наших — Онега и Коряжма.
Успех Северодвинску обеспечил качественный инвестиционный план, первые пункты которого уже выполнены в 2010-2011 годах. Львиная доля федерального миллиарда (около 900 млн) ушла на городскую инфраструктуру: в ноябре 2011-го был введен в эксплуатацию новый участок Архангельского шоссе протяженностью 1,8 км.
Кроме того, в городе капитально отремонтированы пять домов, заменены 26 лифтов. Для сравнения: при рассмотрении бюджета Архангельска на 2012 год шла речь о выделении средств на замену 5-7 лифтов в многоэтажках, и это считается огромным вложением.
Скромная сумма в 10 млн рублей была направлена на поддержку малого и среднего бизнеса Северодвинска, а именно - на создание центра выдачи доступных кредитов (микрофинансирования). Сейчас на его счету уже 30 млн.
С такими результатами, а главное без скандалов, связанных с расходованием федеральных средств, Северодвинск имеет возможность решить за счет государства еще две серьезные проблемы: избавиться от постоянных пробок на пересечении Архангельского и Ягринского шоссе, а также сделать реконструкцию моста через Никольское устье Северной Двины.
По словам министра экономического развития Архангельской области Евгения МИХАЙЛОВСКОГО, строительство Ягринской развязки дело решенное: найти недостающие средства к тем, что сэкономлены в 2011 году (всего необходимо 167 млн рублей), проще, чем продвигать проект без финансовой «подушки». С автомобильно-железнодорожным мостом, соединяющим Ягры с центром Северодвинска, все гораздо сложнее.
Этому мосту, через который идет большая часть грузов для «Звездочки», почти 60 лет. По результатам последних испытаний разрешенные нагрузки на него серьезно ограничены. Оптимальный вариант — построить рядом новый железнодорожный мост, а старый реконструировать и расширить под автомобильное движение. По предварительным расчетам, решение транспортной проблемы позволит «Звездочке» привлечь порядка 12 млрд рублей инвестиций. Предполагаемая цена проекта — свыше 1,7 млрд рублей.
Инвестплан модернизации Северодвинска разработан до 2020 года, но постоянную поддержку федерального центра городу никто не обещал.
«В 2010 году на моногорода было выделено 25 млрд рублей. Сейчас в Минрегионразвития идет работа над программой с ежегодным финансированием уже всего лишь в 5 млрд. Мы заявляемся, причем не только по Северодвинску, но и по Онеге и Коряжме (для них это будет уже третья попытка попасть в программу), но понятно, что отбор будет жестким. Что касается Северодвинска, не стоит забывать общую для всех городов позицию федерального центра: «Мы даем деньги на старт, а дальше плывите сами», - поясняет Евгений Михайловский.
Впрочем, реконструкция Ягринского моста предварительно включена в другую федеральную программу — уже по линии оборонки (до 2020 года): об этом в ходе недавнего визита в Северодвинск сообщил зампредседателя Правительства РФ Дмитрий РОГОЗИН.
А в областном министерстве экономразвития тем временем продолжается процесс переработки программ комплексного развития сельских территорий, которые с таким упоением изобретают муниципальные образования, в нечто более сообразное с реальностью. Одной из первых принятых на уровне региона стала программа развития Холмогорского района.
«Муниципалитеты, как правило, включают в программы разнообразные субсидии из федерального и областного бюджетов, не подкрепленные никакими документами — по принципу «а вдруг дадут?». Из программы Холмогорского района мы «вымели» порядка 800 млн рублей таких «дутых» денег, и сегодня говорим о скромном, но зато абсолютно реальном результате: снижении дотационности района на 3-5%», - продолжает Евгений Михайловский.
После поездки по территории выяснилось, что бизнес готов вложить в ее развитие около 1,5 млрд рублей. Встречаются очень оригинальные проекты, например, по выращиванию «морозоустойчивых» коров, которые даже зимой могут содержаться вне отапливаемых помещений. Как с долей юмора заметил министр, внешне они напоминают яков, но отличаются особенно вкусным мясом.
Самый крупный инвестпроект принадлежит известной компании KNAUF, которая планирует наращивать добычу гипса на территории до 600 тысяч тонн в год и до 2016-го вложить в модернизацию производства более 400 млн рублей. Инвестпроекты Луковецкого леспромхоза, «Светлозерск-леса» и других предприятий ЛПК района оцениваются в 93 млн рублей. Остальные бизнес-планы связаны с туризмом, сельским хозяйством (под Холомогорами, в частности, собираются производить сыр) и ЖКХ.
Бюджетная составляющая программы - 500 млн рублей: эти средства будут направлены на объекты соцсферы, а также на дноуглубительные работы на Северной Двине.