ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Воскресенье, 22 декабря, 2024 17:03

Парадоксы энергетики. Подробности проведения госсовета в Архангельске


Елена СВЕТЛИЧНАЯ | 13.07.2009 10:43:20

Главным событием в региональной политике в начале июля стало состоявшееся в Архангельске заседание президиума Госсовета, посвященное энергоэффективности российской экономики. Это событие принесло известие о повышении ответственности глав регионов. «Коммунальные» показатели будут включены в число параметров для оценки эффективности работы власти на местах.

Губернатор Архангельской области Илья МИХАЛЬЧУК такую оценку уже заработал. Два положительных балла он получил в еженедельном рейтинге руководителей субъектов РФ, составляемом «Клубом Регионов» (интернет-представительство губернаторов).
Глава области, обеспечивший проведение в Архангельске заседания президиума Госсовета,  представил близкий к теме заседания проект автономного энергоцентра и выступил с запоминающимся заявлением о том, что к 2015 году Архангельская область намерена полностью отказаться от федерального субсидирования коммунального энергетического комплекса.

Но больше всего привлекло внимание экспертов «Клуба Регионов» то обстоятельство, что 2 июля во время посещения Архангельского государственного технического университета министр образования и науки РФ Андрей ФУРСЕНКО заявил, что «сегодня речь должна идти о принципиальном решении со стороны руководства страны о том, можем ли мы в  сложных экономических условиях сделать шаг и продолжить создание сети федеральных университетов. Если данное решение будет принято, думаю, Архангельск окажется в этом строю одним из первых».
Тем самым, как отмечают эксперты «Клуба Регионов», губернатор добился успеха в длительном процессе лоббирования создания в Архангельске федерального университета – в решении задачи, которая уже казалась нерешаемой. Ведь еще чуть менее года назад  Фурсенко реагировал на идею создания федерального университета в столице Поморья словами: «Вправе ли Архангельск претендовать на то, чтобы понятие университета в Архангельске сохранилось?».

 

Начнем с лампочек

На заседании Госсовета глава Минэкономразвития Эльвира НАБИУЛЛИНА предложила ввести ответственность застройщиков за энергоэффективность, а в производственном секторе — ответственность естественных монополий и собственников предприятий. Президент РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ, в свою очередь, предложил ограничить применение ламп накаливания свыше 100 Вт. Запрет на производство и оборот мощных ламп может быть введён с 1 января 2011 года. Эту меру предусматривает проект закона об энергоэффективности, который в настоящее время готовится ко второму чтению.
Подобная инициатива позволит экономить от 10% до 20% стоимости услуг за электроэнергию.

Наименее благоприятная ситуация с точки зрения внедрения энергоэффективных технологий сложилась в жилищно-коммунальном хозяйстве. «Это черная дыра, где бесследно исчезают наши ресурсы. Потери в теплоснабжении доходят до 60%», - подчеркнул на заседании президиума Госсовета Дмитрий Медведев. Основная причина – высокая степень изношенности основных фондов ЖКХ: устаревшие электрические сети и осветительные приборы потребляют намного больше энергии, чем их современные аналоги. Ускорение процесса модернизации основных фондов коммунальной инфраструктуры объективно необходимо: средства, затраченные на ликвидацию последствий аварийных и чрезвычайных ситуаций в первом полугодии 2009 года, а это почти 2 млрд рублей, сопоставимы с расходами на подготовку регионов к началу отопительного сезона, и в условиях кризиса подробная трата финансов нецелесообразна.

В настоящее время, по подсчётам специалистов, энергоёмкость экономики РФ в два раза выше, чем мировой экономики в целом, и в 3 раза, чем в 15 странах Евросоюза и Японии. Очевидно, что в таких условиях у нашей страны весьма мало шансов догнать мировых лидеров как по экономическому развитию, так и по уровню жизни населения.

Слово не воробей

Потенциал энергосбережения Архангельской области составляет 1 190 тысяч тонн условного топлива, заявил на  заседании президиума Госсовета Илья Михальчук. Он озвучил ряд  инициатив. Самая радикальная – установить жесткий лимит потребления электричества.
Для повышения энергоэффективности экономики архангельский губернатор предложил установить нормы потребления электроэнергии – по 100 кВт на кв. метр, а также передать госэнергетическую экспертизу в ведение Ростехнадзора и учредить национальную премию за повышение энергоэффективности.

По мнению Ильи Михальчука, формирование конкурентных условий для поставок энергии предприятиям и населению области, снижение себестоимости производства энергии и услуг по ее передаче, уменьшение потерь энергии в сетях — вот главные направления повышения энергоэффективности и энергосбережения в регионе.
По словам губернатора, с 2011 года для всех потребителей, не установивших приборы учета с контролем профиля мощности и не производящих замеров по «факту», устанавливается минимум использования мощности — 2 тысячи часов.
Для бытовых потребителей он предложил ввести социальную норму потребления на одного человека с учетом климатических зон и нормативы при безучетном потреблении, установленные на один квадратный метр (ориентировочно — 100 кВт/кв м.)
Малообеспеченным слоям населения установка приборов учета будет производиться за счет областного и муниципальных бюджетов.
Как подчеркнул Илья Михальчук, благодаря техническому перевооружению коммунального энергетического комплекса области к 2015 году регион сможет полностью отказаться от субсидий и дотаций из федерального бюджета.
Каких именно субсидий — губернатор не уточнил. Между тем ежегодно на компенсацию населению энерготарифов тратятся миллионы, ведь жители Архангельской области, особенно в глубинке, не в силах самостоятельно справиться с результатами многолетнего бесхозяйственного отношения к системе ЖКХ.
Только на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике в областном бюджете на 2009 год было предусмотрено около 100 млн рублей, а из федерального бюджета планировалось получить 1,4 млрд рублей.
Выполнение планов по газификации и перевод котельных на газ в установленные сроки  из-за кризиса под большим вопросом.  Развитие экономики тормозит и отсутствие свободной для подключения  электрической мощности. Как кардинально может измениться ситуация за «пятилетку» и изменится ли - пока не ясно...

Глазами энергетиков

«Насколько актуальна для сетевого комплекса Архангельска проблема реконструкции и нового строительства, легко понять, посещая энергообъекты, последний из которых был построен более 20 лет назад - и с тех пор ни одного нового пуска», - заявил во время своего первого визита в столицу Поморья генеральный директор Холдинга МРСК Николай ШВЕЦ. Он побывал на сетевых объектах областного центра перед проведением президиума Госсовета.
Но это ахиллесова пята не только архангельской энергосистемы. По оценкам специалистов холдинга, 52% сетевых объектов уже полностью отработали свой ресурс, а 8% - исчерпали его дважды. Поэтому в первую очередь руководство Холдинга МРСК ставит задачу реализации инвестиционных программ, которые позволяют не только обеспечивать надежное электроснабжение, но и создают условия для дальнейшего развития сетевого комплекса, наращивания мощности и увеличения пропускной способности сетей.

«В среднем по Холдингу потери в сетях достигают 25%. Это говорит о том, что электрические сети находятся в неудволетворительном состоянии. Это видно и на примере «Архэнерго», где  процент износа оборудования составляет около 70% при норме в пределах 50%, - отметил на встрече с журналистами Николай Швец. - Мы побывали на объектах, которые были введены в 70-х годах прошлого века. Причем 9 питающих центров в Архангельске перегружены и закрыты для техприсоединения. Энергосистема находится в том состоянии, когда она сдерживает развитие экономики, а в особенности сферу строительства».
Невыданная в Архангельске мощность оценивается уже в 120 МВт.  Причем даже в условиях кризиса спад потребления электроэнергии не позволяет говорить о высвободившихся для подключения мощностях. В целом по Холдингу МРСК спад потребления составил 8%,  в Архангельской области по состоянию  на май – всего 2,5%.
Николай Швец подчеркнул, что энергосистема должна опережать развитие экономики на 3-4 года. Сейчас же в Архангельске сложилась парадоксальная ситуация: если сюда придут заинтересованные инвесторы, «Архэнерго» не сможет обеспечить для них необходимые электромощности.

Самый главный вопрос — строительство в городе подстанций «Центральная» и «Майская Горка». Ввод этих объектов позволит за счет перераспределения нагрузок высвободить до 20,6 МВт мощности на существующих подстанциях. Объем капитальных вложений для реализации проекта оценивается в 2,8 млрд рублей.
Данные объекты неоднократно включались в проекты инвестиционных программ «Архэнерго», однако сейчас администрацией Архангельской области проектирование ПС «Центральная» включено в инвестпрограмму филиала только на 2009 год, а проектирование ПС «Майская Горка» вообще исключено из программы «Архэнерго» и передано ОАО «Архоблэнерго». Исполнитель проекта не определен.
Поэтому как быстро будет решен вопрос с появлением в областном центре дополнительной энергомощности будет зависеть от тех решений, которые принимаются областной властью при формировании тарифов на следующий год.

«Для Архангельской области эта проблема системная, она продолжается на протяжении последних четырех лет, когда в тариф на передачу закладывается рост всего на 3-4%, хотя для потребителя рост тарифов за это время составил почти 50%. Это существенный перекос.  Губернатор Архангельской области Илья Михальчук знает об этом, и я думаю, что в перспективе будут приняты правильные, взвешенные решения, чтобы «Архэнерго» развивалось динамично. Особенно с учетом того, что филиал находится в тяжелом финансовом положении из-за очень серьезной кредиторской задолженности», - отметил генеральный директор Холдинга МРСК Николай Швец.
Энергетики ждут от региональной власти принятия конкретного решения по приближению сроков проектирования и строительства подстанций путем включения затрат на эти цели в тариф «Архэнерго». При этом, учитывая, что 90% электросетевых объектов города обслуживается филиалом МРСК Северо-Запада, то проектирование и строительство подобных центров питания должно осуществляться «Архэнерго». 

Для того чтобы обеспечить надежное электроснабжение всего сетевого комплекса, сети  должны   быть под  контролем единой компании. Такую задачу ставит сегодня перед крупнейшей сетевой компанией страны, объединившей более  2 млн км линий электропередачи,  ее главный акционер – государство.
По словам генерального директора МРСК Северо-Запада Александра КУХМАЯ,  на сегодняшний день только на территории Архангельской области действуют 52 сетевых организации, что в должной степени не способствует обеспечению на всей территории субъекта надежного электроснабжению потребителей.
Кроме того, совершенно очевидна и финансовая составляющая проблемы, которая выражается в нерациональном и неэффективном расходовании средств на содержание разрозненных сетей, что в условиях экономического кризиса  и неплатежей просто «недопустимая роскошь», не сомневаются в руководстве МРСК.

Анализ, который провели специалисты  компании, показывает, что на сегодняшний день МРСК Северо-Запада обеспечивает транспорт 82% от всего объема передачи электроэнергии и тратит на содержание сетей более 2 млрд рублей в год. За счет серьезных финансовых вложений и можно говорить  о гарантиях надежности для потребителей. 
Вместе с тем сетевые организации муниципальной собственности, а их 11, обеспечивающие всего 6%  объема передачи электроэнергии,   вкладывают в сетевые объекты практически в 10 раз меньше – 260 млн рублей.  Еще меньше - 140 млн рублей приходится на НВВ частных собственников сетей, которых больше всего – 33 организации.

«Мы считаем, что  консолидация  межсетевых активов упростит формирование тарифов на передачу, создаст предпосылки к заключению прямых договоров на передачу со всеми потребителями, а также исключит «отсечение» распредсетевых компаний от крупных потребителей мелкими сетевыми организациями», - подчеркнул Александр Кухмай.
Но действующее сегодня законодательство направлено не на консолидацию  сетевых активов, а скорее наоборот.
Для конструктивного решения задачи по консолидации электросетевых активов необходимо выходить с законодательной инициативой в  Государственную Думу и вносить изменения, аналогичные установленным для сетей ЕНЭС.

Фото с сайта www.arhcity.ru





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей