Беседовала Рита ИЛЬИНА. Фото Алексея Липницкого | 06.08.2016 01:25:18
Конфликт между хозяйствующими субъектами относится к сфере гражданско-правовых отношений. Однако, когда речь идет об энергетическом рынке, вмешательство региональных властей становится практически неизбежным. Позицию правительства Архангельской области во взаимоотношениях ПАО «Архангельская сбытовая компания» с поставщиками ресурсов «Бизнес-классу» пояснил министр ТЭК и ЖКХ Андрей ПОТАШЕВ.
– Андрей Петрович, обладает ли правительство Архангельской области полномочиями, позволяющими разрешить конфликт между гарантирующим поставщиком и дочерней компанией ПАО «Россети»?
– Исполнительная власть не вправе вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов, но, безусловно, мы не можем оставаться в стороне от противоречий, которые ставят под вопрос энергетическую безопасность региона.
Представители правительства Архангельской области участвуют во всех совещаниях Ассоциации НП «Совет рынка», где обсуждается нарушение договорных обязательств перед сетевыми компаниями. Наше министерство ведет мониторинг задолженности ПАО «Архнергосбыт» перед ПАО «МРСК Северо-Запада» и еженедельно анализирует текущую информацию, чтобы выявить соотношение задолженности гарантирующего поставщика и долгов потребителей электроэнергии.
Региональное правительство ежеквартально отчитывается перед главой государства о ситуации и мерах по урегулированию просроченной задолженности за потребленную электроэнергию.
Необходимо уточнить, что задолженность потребителей перед компанией «Архэнергосбыт» очевидна, но все-таки она значительно ниже, чем долг самой компании за приобретенную электроэнергию перед МРСК СевероЗапада и ТГК-2.
– Вы готовы назвать и сопоставить суммы?
– К началу июля задолженность потребителей перед ПАО «Архэнергосбыт» составляла 2,4 млрд рублей, а его задолженность перед компаниями МРСК Северо-Запада и ТГК-2 4,5 млрд рублей. То есть разница превышает 2 млрд рублей. Кредиторская задолженность больше дебиторской в 1,9 раза.
– Какой позиции придерживается область по вопросу о возможном лишении ПАО «Архэнергосбыт» статуса гарантирующего поставщика?
У нас есть главная задача – обеспечить энергетическую безопасность региона, и единственный способ ее решения – своевременная оплата потребленных ресурсов всеми субъектами энергетического комплекса Архангельской области. Статус гарантирующего поставщика обязывает организацию выполнять договорные обязательства перед поставщиками электрической энергии и услуг на оптовом и розничном рынках. Областному правительству не важно, кто будет этим заниматься впредь – ПАО «Архэнергосбыт» или какая-то иная компания. Важно, чтобы она действовала добросовестно, в интересах региона.
– Архэнергосбыт предсказывает рост дебиторской задолженности за тепло и электроэнергию в условиях незначительных штрафов. Согласны ли вы с таким прогнозом?
– Суммы неустойки строго соответствуют нормам Федерального закона № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» от 3 ноября 2015 года. В нем предусмотрен дифференцированный подход к разным категориям потребителей с учетом ставки рефинансирования Центрального банка России и срока задержки платежей. Ответственность за невыполнение договорных обязательств ужесточилась, и потребителям невыгодно накапливать долги. Следует отметить, что организация работы по взысканию дебиторской задолженности в полной мере возложена на ПАО «Архэнергосбыт».
– В 2016 году правительство предусматривает субсидии на покрытие убытков за услуги ЖКХ предприятиям на 550 млн рублей, то есть меньше необходимого минимума, утверждает гарантирующий поставщик. Согласны ли вы с такой оценкой?
– Правительство Архангельской области в лице министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства предоставляет ресурсо-снабжающим организациям субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов (цен) в сфере ТЭК и ЖКХ. В областном бюджете на 2015 год размер субсидий составлял 2 673 млн рублей, а в 2016 году он составит 2 795,6 млн рублей.
В соответствии с областным законодательством, ресурсо-снабжающим организациям возмещается фактическая потребность в средствах субсидии. В случае превышения потребности плановых показателей есть возможность внести изменения в действующий областной закон о бюджете. По состоянию на 1 августа 2016 года обязательства министерства по выплате субсидий выполнены полностью.