Елена СВЕТЛИЧНАЯ. Карикатура: www.mediazavod.ru | 22.04.2011 07:37:13
В тарифах на 2011 год энергокомпаниям региона заложен почти 1 млрд рублей на инвестиции, которые должны быть направлены на модернизацию электросетей и объектов. Однако механизм распределения этих средств претерпел значительные изменения. И как ни пытались депутаты областного Собрания выяснить принцип «кулуарной» передачи денег, вразумительного ответа так и не получили.
Рассуждая логически, решения, где, что и когда строить и модернизировать, должны приниматься на основе комплексной схемы и программы перспективного развития энергоснабжения Архангельской области. Но несмотря на то, что о необходимости энергетической стратегии говорится из года в год, никаких реальных действий для ее создания не предпринимается. Сегодня Архангельская область один из немногих регионов страны, где данная схема отсутствует.
«Без планов ничего не делается, а планов у нас нет, - отметил на расширенном заседании комитета по ЖКХ и энергетике Архангельского областного Собрания депутатов 19 апреля министр ТЭК и ЖКХ Петр ОРЛОВ. - Согласно федеральному законодательству, комплексную схему развития электроэнергетики мы должны были утвердить еще в прошлом году. Но этого сделано не было».
По словам министра, вопросом сейчас занимается специально сформированный совет, разработано техническое задание, однако финансирования нет. «Мы трижды обращались в министерство финансов Архангельской области и трижды получали отказ», - сообщил Петр Орлов. Он попросил депутатов регионального парламента выступить с инициативой о выделении средств — если деньги найдутся, схема появится через 4-5 месяцев. Такой срок определила подрядная организация с учетом того, что филиал МРСК «Северо-Запада» «Архэнерго», который занимает 80% рынка, уже разработал проект схемы с перспективой до 2020 года, которую предложено взять за основу и актуализировать. Таким образом, стоимость создания схемы может обойтись бюджету всего в несколько миллионов рублей. Если бы «Архэнерго» не имело готовой документации, цена вопроса увеличилась бы до 20 млн.
Потерянная мощность
Наверное, о том, что износ оборудования подстанций, сетей и воздушных линий в области достигает 70-80%, слышать уже никто не может. Нагрузка растет, а новые объекты подключать попросту не к чему. Однако инвестиционная программа крупнейшей сетевой компании области - «Архэнерго» не включает строительство новых питающих центров. В тарифах на 2011 год эта статья расходов Агентством по тарифам и ценам не учтена.
Ограниченные средства на инвестиционные программы сетевых компаний можно объяснить небывалым в этом году объемом перекрестного субсидирования между тепло - и электроэнергией: с 2008 года область работала над его постепенным снижением, а в 2011 году его величина сразу подскочила более чем в два раза — на 640 млн рублей (1 млрд 58 млн). В случае отсутствия «перекрестки» тариф на электроэнергию составил бы 3 рубля 34 копейки (с ростом к 2010 году на 6,65%).
Не запутаться бы
В Архангельской области работает удивительное количество сетевых компаний — 60. Причем занимают они всего 3% от общего баланса. Но каждая имеет право получить средства на содержание двух столбов с проводами, которые закладываются в тарифы. Денег не жалко, только вот на поддержание этих двух столбов они, как правило, не направляются. А значит, гарантировать надежность электроснабжениям потребителям никто не может.
По словам главного федерального инспектора в Архангельской области Алексея ЕРМАКОВА, не все компании могут иметь правоустанавливающие документы, подтверждающие статус сетевой компании. «Как это контролируется?» - обратился Ермаков к руководителю Агентства по тарифам и ценам Нине ФАЛЕЛЕЕВОЙ. Она пояснила, что сейчас АТЦ занимается учетом сетей: какие взяты в аренду у муниципалитетов, какие находятся в собственности. Однако статистика ничего не решит — изменения должны быть приняты в федеральном законодательстве. «Я прошу областное Собрание депутатов обратиться в Госдуму с предложением определить минимальный размер уставного капитала для присвоения компании статуса ТСО», - сказал министр ТЭК и ЖКХ Петр Орлов.
Источник заряда
Но депутатов больше волновал вопрос правильности, эффективности использования средств, которые заложены в инвестпрограммах.
Нина Фалелеева сообщила, что в этом году порядок распределения финансирования изменился. Впервые средства на модернизацию электросетевого хозяйства и строительство новых объектов направлены не одной компании - «Архэнерго», а пяти энергоснабжающим организациям Архангельской области. Так, филиал МРСК «Северо-Запада» «Архэнерго» получил 250 млн рублей, ОАО «Архоблэнерго» - 250 млн рублей, ОАО «АСЭП» - 250 млн рублей, ОАО «Архангельские электрические сети» - 3,9 млн рублей, МУ «Горэлектросеть» (Няндомский район) - 8 млн рублей. Необходимая валовая выручка отдельных компаний подскочила от 4-х до 6-ти раз.
«Я убеждена, что мы идем по правильному пути. По отчетам за последние два года, «Архэнерго» не осваивает часть средств, заложенных в инвестпрограмме филиала. Выбранный нами подход направлен на развитие конкурентной среды», - объяснила Нина Фалелеева. По информации АТЦ, в 2009 году «Архэнерго» не освоило 209 млн рублей, в 2010 году — 339 млн рублей.
«Если эти деньги не смогла потратить крупнейшая в области сетевая компания, как они будут осваиваться частными предприятиями?» - задался вопросом депутат облсобрания Евгений УХИН.
Если акциями МРСК «Северо-Запада» «Архэнерго» владеет государство (52,7%), а 100% акций ОАО «Архоблэнерго» закреплены за Правительством Архангельской области, то по другим предприятиям у депутатов возникли вопросы. В частности, в течение получаса народные избранники безрезультатно пытались выяснить, кто принимал решение о направлении в 2011 году частной компании «АСЭП» 250 млн рублей для начала строительства новой подстанции «Майская Горка» в Архангельске.
Предприятие с основными фондами на 16 млн рублей и штатом сотрудников в 140 человек получила серьезный капитал: по представленным данным АТЦ, за два года полная стоимость строительства ПС обойдется потребителям в 585 млн рублей. С учетом захода ВЛ 110 кВ общая сумма проекта вырастет до 650 млн рублей. После строительства объект перейдет в собственность АСЭПа.
На вопрос, есть ли анализ целесообразности выделения именно такой суммы, именно этому предприятию и именно на этот объект, Нина Фалелеева ответить затруднилась. К тому же выяснилось, что сумма заложена предварительная, по заявке АСЭПа, без наличия проектно-сметной документации. Между тем в том же округе есть проект строительства газотурбинной энергостанции. Зачем округу две ПС?
«Строить подстанцию в Майской Горке нужно, но не сейчас. На удалении четырех километров стоит незагруженная подстация «Ломоносовская». Чтобы протянуть от нее линии, потребуется 100 млн рублей. Тогда округ будет обеспечен 8 МВт — больше пока не нужно», - считает директор филиала «Архэнерго» Игорь КОТЕНКО. По его мнению, гораздо важнее решить вопрос со строительством ПС «Центральная». Сейчас в компанию подана заявка на подключение здания бывшей школы №4, а мощности нет. Только САФУ потребуется для строительства корпусов 12 МВт — такая мощность заявлена в перспективном плане развития вуза до 2020 года.
Круговая порука
Депутаты так и не смогли получить внятного ответа — кто является распорядителем бюджетных средств, направляемых энергокомпаниям региона, каким правовым актом это подкреплено и кто конкретно принимал решение о распределении почти 1 млрд рублей. «На каком основании ни с того ни с сего мы отдаем частным компаниям такие деньги?» - спросил депутат Виктор ЗАРЯ.
Руководитель фракции КПРФ Александр НОВИКОВ предложил направить запрос в прокуратуру на предмет проверки законности решений АТЦ. В этом его поддержал депутат Евгений Ухин, который заметил непоследовательность в решениях первых лиц области. «Я когда ездил с губернатором в рабочую поездку, он заявил, что АСЭП строить подстанцию в Майской Горке не будет. Теперь же все наоборот, я не критикую, я спрашиваю: это политическое решение или нет?» - обратился Евгений Ухин к Нине Фалелеевой.
«Деньги инвестпрограмм распределялись губернатором совместно с заместителем - Верещагиным Алексеем Федоровичем», - сообщила глава АТЦ. Депутаты попросили отразить этот ответ в протоколе.
На днях ответ на вопрос — почему АСЭП? — неожиданно появился. Как известно, в июне истекает срок внесения в уставный фонд ОАО «Архинвестэнерго» доли ОАО «УК «Энергия Белого моря». Напомним, «Архинвестэнерго» было создано ЭБМ совместно с МО «Город Архангельск» для эксплуатации муниципальных котельных. Город вложил имущество на 1,3 млрд рублей, а от ЭБМ требовалось внести 700 млн. Но у областного правительства денег не нашлось. Зато имеется схема: свою долю акционер предлагает закрыть не «живыми» деньгами, а акциями группы компаний «АСЭП». Той самой, которой в тарифах потребители оплатят строительство подстанции в Майской Горке. Кстати, одним из акционеров АСЭПа является «Архангельская сбытовая компания», которая имеет прямое отношение к «Роскоммунэнерго».
Но схема на этом не заканчивается. Мэрии предложено заключить допсоглашение, по которому ей предлагается приобрести часть акций «Архинвестэнерго», которые не будут оплачены ЭБМ, но потом продать их компании «Архангельский КоТЭК» - дочке ЭБМ, арендатору котельных. Затем предлагается провести допэмиссию акций «Архинвестэнерго» на 1 млрд рублей. Причем оплатить их КоТЭК может долями АСЭПа. К чему это все приведет — предмет отдельного разговора.
КОНТЕКСТ
Комитет по ТЭК и ЖКХ Архангельского областного Собрания рекомендовал областному правительству вынести на обсуждение общественного совета при Агентстве по тарифам и ценам вопрос о снижении необходимой валовой выручки на содержание объектов электросетевого хозяйства и гарантирующих поставщиков. Это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года №1172.
Органам исполнительной власти субъектов РФ с 1 мая 2011 года предписано пересмотреть установленные на 2011 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии территориальным сетевым организациям, тарифы для потребителей, а также сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков исходя из увеличения среднего по субъекту РФ одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков не более чем на 15%. Органы исполнительной власти вправе распространить действие решений о снижении тарифов и сбытовых надбавок на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.