Илья ЛЕОНЮК. Фото: Алексей Липницкий | 31.01.2013 08:30:26
Утилизацией автомобильных покрышек и старых аккумуляторов занимаются десятки заводов по всей России. Переработка автомусора не только помогает улучшить экологическую обстановку, но и приносит неплохой доход. Впрочем, Архангельск пока в стороне от современных «экотрендов»: собранный и отсортированный хлам отправляют в другие регионы.
В гараже опытного автолюбителя, а тем более организации с собственным автопарком, рано или поздно скапливается гора ненужного хлама. Это старые покрышки, нерабочие аккумуляторы (АКБ) и отработанное масло. Подарить вторую жизнь этим вещам можно, например, из покрышек делают красивые клумбы, отработкой пропитывают деревянный брус при строительстве, а из свинца АКБ выплавляют грузила для удочек. Однако дача есть не у всех, масса альтернатив масляной пропитке продается в магазине, да и рыбалка всего лишь хобби. И горы мусора пылятся в гараже или попросту вывозятся на несанкционированные свалки.
При этом во всем мире уже давно перерабатывают отходы и получают из этого прибыль. Товары из вторсырья пользуются спросом и в Архангельске, но собственной переработки автомобильной резины и автомобильных аккумуляторов в городе нет. Мусороперерабатывающий комбинат Архангельска утилизирует только твердые бытовые отходы четвертого и пятого класса, к которым автохлам отношения не имеет. Существует только несколько фирм-посредников, которые принимают и сортируют автомусор.
«Мы принимаем аккумуляторы и отправляем большой партией на предприятия, которые занимаются утилизацией или дальнейшей переработкой. То есть АКБ идут в Череповец, Ярославль, Нижний Новгород, Петербург и Москву, - рассказывает мастер участки утилизации ОOО «ТЭЧ-Сервис» Александр ОСИПОВ. - С резиной дела обстоят так же: собираем большую партию и отправляем в другие регионы. Специализированные предприятия переработки делят ее на фракции, говорят, что потом вторсырье добавляют при строительных работах или изготовлении технических резиновых изделий».
Комбинат в Череповце, к примеру, получая резину, измельчает ее на крошку, из которой производится: резиновая плитка, коврики для автомобилей и бассейнов, безопасное покрытие для детских площадок, спортивных кортов и стадионов. Ассортимент товаров в интернет-магазине комбината огромен, много цветов и моделей. Той же плитки, из которой получится отличная дорожка на даче, пара десятков видов. Есть информация, что готовится федеральный закон, который обяжет детские сады использовать именно прорезиненное безопасное покрытие. Почему в Архангельске еще никто не освоил данное направление, вопрос остается открытым.
С чем неплохо обстоит дело, так это с утилизацией масла: отработанным сырьем отапливают гаражи и мастерские.
«Многие автомастерские сейчас отапливаются отработкой, - рассказывает директор магазина и пункта замены масла и технических жидкостей «MariaAvto» Мария ГЛАДКОВА. - Сервисные центры и мойки преимущественно находятся на окраине города, там редко где подведено центрально отопление, а отапливать боксы газом очень дорого. Котлы на масляном топливе отличный выход: и утилизация, и экономия».
Предприимчивым бизнесменам даже удается немного заработать на продаже отработанного масла. «Трансмиссионные масла и масла из двигателей сливаются в одну бочку, - рассказывает Мария Гладкова. - Затем приезжает фирма, с которой мы работаем по договору, и забирает сырье. Двухсотлитровая бочка стоит примерно 500 рублей».
Организациям, однако, чаще приходится не зарабатывать, а платить за утилизацию своего автомусора.
«Компании, в которых требуется представление отчетности о движении отходов, как правило, сами платят за утилизацию, - рассказывает специалист «ТЭЧ-Сервис» Александр Осипов. - Сейчас достаточно большие штрафы, проще все сделать по правилам, да и экономически выгоднее. Из года в год объемы увеличиваются, экологические требования ужесточаются, организации стараются работать честно. Расценки различные, за тонну аккумуляторов - около 22 тысяч рублей, за тонну резины - 4,5 тысячи рублей, масло моторное и трансмиссионное отработанное — 16,5 тысячи за тонну».
По словам руководителя агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области Кирилла СИНИЦКОГО, переработка действительно выгоднее, чем оплата штрафов.
«Просто так выкидывать покрышки за собственный гараж или гараж соседа нельзя. За это можно получить серьезный штраф. На граждан он накладывается в сумме от одной до двух тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати до тридцати тысяч. Более серьезная материальная ответственность предусмотрена для предпринимателей и юридических лиц. На первых штраф может быть наложен от 30 до 50 тысяч, на вторых - от 100 до 250 тысяч рублей. В этом году было выявлено более 600 несанкционированных свалок, 450 из них ликвидированы, на нарушителей заведены десятки административных дел», - пояснил Кирилл Синицкий.
Каких-либо дотаций от государства предприниматели за утилизацию мусора не получают, поэтому в мелких шиномонтажках «экологическая совесть» просыпается редко, что уж говорить об обычных автолюбителях.
«Экологическая проблема для области актуальна, и если вы живете не на Луне, то видите вокруг себя достаточно много неутилизированного мусора», - констатирует Александр Осипов.
Не сдались и все-таки сдали!
И все же в Архангельске простому автомобилисту можно сдать автохлам бесплатно. Это показал наш эксперимент...
В наличии две старых летних покрышки, одна аккумуляторная батарея, пять литров скопившейся отработки и старые масляные фильтры. Начинаем поиск в Интернете: по запросу «прием старых АКБ, Архангельск» Яндекс выдает десяток фирм и телефонов. Обзваниваем...
Оказывается, сдать в утиль батарею достаточно просто, нужно только приехать в пункт приема Принимают там батареи любого размера и веса. Подойдут даже офисные АКБ от вышедшего из строя источника бесперебойного питания.
За аккумуляторы платят, и довольно неплохо: цена колеблется от десяти до двадцати пяти рублей за килограмм. Таким образом, за четыре офисных АКБ мы выручили 200 рублей плюс 200 рублей за автомобильный аккумулятор.
С резиной оказалось сложнее. Сбором автомобильных покрышек в Архангельске занимаются единицы, да и интересуют скупщиков исключительно организации с большими объемами сырья под утиль. Поэтому если за АКБ платили деньги нам, то за утилизацию резины было предложено заплатить из своего кармана. Стали искать бесплатную приемку, готовую на «малые обороты». В итоге два колеса бесплатно согласились принять в Архангельском природоохранном центре, масло и фильтры оставили там же. Таким образом, место в гараже при желании можно освободить, не загрязняя среду и абсолютно бесплатно.